В содружестве с портфелем

Мальц Эдуард Лазаревич
               
               
                В  СОДРУЖЕСТВЕ С ПОРТФЕЛЕМ          Э.МАЛЬЦ
                Рассказ

Закончив лекцию, Платон, продираясь сквозь толпу студентов, наконец,подошел ко мне. Выйдя вместе из института, мы направились было к метро, но около овощного магазина Платон остановился.
– Подожди минутку,— сказал он, — понимаешь, позвонил домой, а жена попросила картошку купить.
 –Позволь, но ведь овощной магазин есть в твоем доме, – удивился я. – Разве нельзя купить картошку там?
         – Так это ж надо не забыть. А мне легче эту картошку через весь город тащить в руках, чем всю дорогу держать   ее   в   голове,   в   памяти.
Я был знаком с ним не первый день, и хорошо знал, что он будет говорить дальше. Разумеется, я не ошибся.
       – Понимаешь,— уныло продолжал он, – диссертацию я защитил, но это была пиррова победа. Десять лет каторжного труда, нервотрепки, бесконечная смена тематик... В результате – налицо истощение нервной системы. Теперь берегу мозг, стараюсь не перегружать.
Платон, действительно, был очень рассеян. Чтобы не забывать о необходимых делах, он постоянно пользовался всевозможными записными книжками и ежедневниками, а для того чтобы не забыть вовремя туда заглянуть, он на стекле своих наручных часов выцарапал надпись: «Посмотреть ежедневник». Это, однако, тоже не всегда спасало его, поэтому он обычно ходил с огромным портфелем, в который на всякий случай складывал все, что могло понадобиться ему в ближайшие пару недель и что он боялся забыть дома.
– Ежедневник – тоже не выход, – проговорил Платон, раскрыв портфель и втискивая в него между книг пакет с картофелем, – иногда бывает, делаешь что-то, и вдруг мелькнет стоящая мыслишка, связанная с каким-либо другим делом. И вот, мучаешься: и работать она мешает –отвлекает, – и выбросить ее из головы боишься – потом ведь не вспомнить. Тут бы иметь такого секретаря, который бы мысли твои записывал, а в нужный момент выдавал бы их по первому требованию…
Я тогда посмеялся над желанием Платона, но время показало, что я был неправ.
Когда через несколько лет я снова оказался в командировке в том же институте, я был удивлен, встретив Платона всего лишь с тоненькой папкой под мышкой. Мой друг был немолод и уже начинал лысеть, но тут мне показалось, что его волосы стали гуще. Приглядевшись, я увидел, что в его «шевелюре» протянуто множество тонких проводков. Где-то за ухом они были стянуты в жгут и аккуратной косичкой спускались к карману пиджака.
– Вот, наши инженеры ко дню рождения подарок сделали,– с гордостью ответил он на мой немой вопрос.– Это – электронный секретарь. Видишь на голове электроды? Они снимают биопотенциалы, и все мои мысли фиксируются в микрокомпьютере, — ребята назвали его «Кошелек». Собранный на интегральных схемах, он, действительно, умещается в кошельке. Только этот Кошелек хранит не деньги, а мысли, и в нужные моменты передает их обратно в мой мозг. Теперь ничего не забываю. Секретарь отличный, жаль только, без малейшей искры творчества, формалист, сухой исполнитель и только...
...Прошло еще два года. Многолетняя совместная научная работа завершалась, и я снова  приехал  в  командировку для приема документации.
Столкнувшись в институтском коридоре с Платоном, я остолбенел: в руке он вновь тащил портфель, еще толще всех прежних, но вид у него был на редкость довольный.
–  Платон, неужели Кошелек отказал?
– Да нет, ребята новую машину сделали, так и назвали: «Портфель». Ты понимаешь, еще совершеннее Кошелька! Это – не просто секретарь! Портфель беспокоит мой мозг только по серьезным вопросам, а все мелочи он додумывает и доводит до конца сам. Иногда даже подсказывает решения. И знаешь, чем дальше, тем более самостоятельные и творческие.   Сейчас   моя   нервная система отдыхает даже во время работы...
Мне стало как-то  не по себе.
Вернувшись в гостиницу, я завалился спать, и мне привиделся странный сон. Будто прошло еще несколько лет, и мы снова встретились. Лицо Платона было напряженным и озабоченным, хотя «Портфель» был с ним.
–  В чем дело? – спросил я.
 –Подожди, не сбивай, – отмахнулся он, – понимаешь, он самосовершенствуется. Научные задачи уже давно решают быстрее и изящнее, чем я. Мне остается только подсказывать, что и когда обдумывать, да иногда еще держать в памяти его наиболее удачные мысли до нужного момента. Только ты не отвлекай меня, а то забуду что-нибудь.
– То есть ты выполняешь при нем функции Кошелька? – в ужасе спросил я .
– А ведь это идея, – хлопнул себя по лбу Платон.
«Надо же, приснится же такое», – подумал я, переворачиваясь на другой бок. Я снова попытался уснуть, но сны не оставляли меня в покое.
Мне приснилось что я снова иду в тот институт. Впереди маячит фигура Платона, но мне его не догнать. Звенит звонок к началу занятий, и несмотря на огромный Портфель, оттягивающий руку, Платон почти бегом бросается в проходную.
Минутой позже оказываюсь в институте и я. Занятия начались, кругом ни души. Я вхожу в гардероб и замираю с плащом в руке. На полу стоит Портфель Платона, рядом с ним лежит Кошелек, а вокруг концентрическими кругами расположены штук двадцать студенческих сумок. Во все стороны от Портфеля с тихим потрескиванием разлетаются странные голубоватые искры. В этот момент, услышав чьи-то голоса, я выглядываю в окно: в институтском дворе два десятка студентов во главе с Платоном бездумно гоняют футбольный мяч…
Я проснулся от собственного крика. Заснуть мне больше уже не удалось.

         *******************************
Опубликовано (в изуродованном редактором виде) в журнале «Изобретатель и Рационализатор» № 8 за 1982 год.