Экологическое мировоззрение и образ жизни

Любомир Павлов
                ***               

             Группа учащихся на экологической тропе.
             Мне пришлось приложить не мало усилий чтобы создать
             экологическую тропу для того чтобы формировать у молодых людей
             бережное отношение к  п р и р о д е  р о д н о г о   к р а я.
             На тропе было восемь пикетов отличающихся своеобразием
             ландшафта и растительности. На каждом пикете были
             установлены аншлаги с описанием характерных особенностей
             растительности данной территории.
             Общая протяжённость тропы составляла 6,5 км.
             Вместе с молодёжью не равнодушной к природе родного края,
             мы систематически устраивали санитарные очистки от мусора
             берегов реки, опушек леса и мест массового отдыха.

             Как правило, больше всего хлопот истинным любителям природы
             доставляют люди не обладающие элементарной культурой
             природопользования, которые выезжают на природу только для
             праздного, пьяного разгула, оставляя после себя горы мусора,
             сломанные деревья и не потушенные костры, которые не раз были
             причинами лесных пожаров тушить которые приходилось нам. 

             Существование человека в гармонии с природой станет возможным
             только в том случае, когда все мы поймём, что вся наша жизнь
             полностью зависит от неё и определяется её благополучием.
               
                ***

1. Человек – естественное порождение МАТЕРИ – ПРИРОДЫ, что определяет наше родственное единство с ней и предполагает наше сыновнее отношение к ней.

2. Все люди на Земле – родные братья. Всех нас роднит основной человеческий признак – способность МЫСЛИТЬ и ПОЗНАВАТЬ окружающий нас МИР.


3. Устойчивое экологическое развитие земной цивилизации возможно только при объединении всех народов в единую общепланетарную НООЦИВИЛИЗАЦИЮ.

4. ЖИЗНЬ самоценна, в ней нет изначально заложенного ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, ЦЕЛИ и СМЫСЛА и только сам человек, как ПОЗНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ, может ОДУХОТВОРИТЬ её, поставив достойную ЦЕЛЬ , придав ей содержательность и ценностный СМЫСЛ.

5. Высший смысл жизни для человека, как ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА, ради чего ему стоило бы жить, состоит в СОЗИДАТЕЛЬНОЙ, творчески преобразующей деятельности направленной на сохранение ЖИЗНИ на ЗЕМЛЕ.
Это познание самого себя  и научно-исследовательское познание окружающего нас МИРА, а также эмоционально трепетное эстетическое восприятие его в е л и ч е с т в е н н ы х  к р а с о т - и это всё, ради чего нам только и стоит жить, это то, что составляет в ы с ш и й с м ы с л   и   ц е л ь  ч е л о в е ч е с к о й        ж и з н и, предопределённые нам самой п р и р о д о й.
И больше нет ничего другого в человеческой жизни, ради чего стоило бы ж и т ь, преодолевая порой и боль и страдания.

6. Воспринимайте МИР таким, каким ОН есть. Доверяйте своим органам чувств и РАЦИОНАЛЬНОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ. Не привносите в своё миропонимание ничего от мифологического умозрения и будьте всегда готовы ИЗМЕНИТЬ своё МИРОВОЗЗРЕНИЕ , если жизнь даст вам хотя бы один, экспериментально проверенный факт его не соответствия РЕАЛЬНОСТИ. Помните, что только ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ и НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ могут быть КРИТЕРИЯМИ ИСТИНЫ.

7. Пусть разумное САМООГРАНИЧЕНИЕ материальных потребностей станет основным ПРИНЦИПОМ всей вашей жизни, определяющим ваш личный вклад в УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПЛАНЕТАРНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ. Чрезмерное материальное потребление ПАРАЗИТАРНО , ибо может быть обеспечено только за ЧУЖОЙ СЧЁТ, ЗА СЧЁТ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, ЗА СЧЁТ ИНТЕНСИВНОГО РАЗРУШЕНИЯ ПРИРОДЫ. Помните – материальные потребности НАСЫЩАЕМЫ.
НЕ НАСЫЩАЕМЫ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

8. Человеческая НООЦИВИЛИЗАЦИЯ, достигшая стадии самоосознания себя как СУБЪЕКТА СВОЕЙ ИСТОРИИ, не сможет развиваться устойчиво без решительного отказа от всех форм НАСИЛИЯ и в первую очередь от ВОЙН и ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ. Принцип НЕНАСИЛИЯ станет определяющим в межчеловеческих отношениях. Для интеллектуально развитого ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА нет ни каких проблем, которые нельзя было бы решить в процессе разумного диалога.

9. Человек, как существо биологическое, может жить, поддерживая оптимальный уровень своего здоровья и радостного восприятия жизни, только при гармонии с ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ средой обитания. Человек, как интеллектуально развитый ПОЗНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ, может жить и творчески самореализоваться только в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ.

10. Дорожите ЖИЗНЬЮ, РАДУЙТЕСЬ КАЖДОМУ НОВОМУ ДНЮ , В ПРИРОДЕ ничто не вечно: всё проходит стадии рождения , становления, деградации и смерти, но пусть нас вдохновляет то, что наша смерть является НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ начала НОВОЙ ЖИЗНИ, ЖИЗНИ НАШИХ ПОТОМКОВ, в которых продлится и наша ЖИЗНЬ. А значит, пока на ЗЕМЛЕ будет сохраняться ЖИЗНЬ – БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ ЖИТЬ И МЫ.