Королевская диадема. Глава третья

Ольга Вальтер 2
Насчёт выставки она не соврала. Она, действительно, хотела её посетить, просто время ещё не выбрала. А вот теперь придётся идти...
Погода в этот день полностью соответствовала настроению Майи: лило как из ведра. Торопливо цокая по асфальту неизменными шпильками, Майя пыталась укрыться от дождя и ветра под небольшим зонтиком. Но его постоянно выворачивало, поэтому девушка всё же успела вымокнуть, пока добежала от остановки автобуса до выставочного зала.
Выставочный зал размещался в здании бывшего купеческого особняка. Здание, построенное в середине XIX века, было выдержано в стиле ампир. Небольшая колоннада, лепные украшения над окнами, портик в стиле греческих храмов, балконные решётки их тонкого литья, всё это в своё время подвигло хозяина особняка громко назвать дом «дворец», хотя большой площадью он и не отличался. Под этим названием он и вошёл в историю, пока не был передан городу во владение и не стал просто Выставочным залом. Здание было недавно отреставрировано и светилось сквозь завесу дождя тёплым, жёлтым цветом.
Майя нырнула под портик и закрыла, стряхнув воду, измученный зонт. Открыв тяжёлую, резную дверь, она вошла под своды музейной тишины. Сделав два шага, она невольно поднялась на цыпочки, чтобы не нарушать спокойной атмосферы музея. Майя  разделась, отдала мокрое пальто в гардероб и прошла в кассу.
Ей повезло: прямо сейчас начиналась экскурсия по выставке и Майя поспешила присоединиться к тихо гудящей группе экскурсантов.

- Господа! – непривычно звонкий в тишине голос ворвался в равномерное гудение. – Господа! Прошу внимания! Меня зовут Игорь Земский. Я аспирант исторического факультета и занимаюсь, в частности, темой прикладного искусства в России XIX века. Я проведу вас по выставке, расскажу о времени и экспонатах. Потом вы сможете так же задать вопросы. Прошу вас!

Высокий, светловолосый парень сделал приглашающий жест и группа послушно направилась за ним.

- Вторая половина XIX века и начало XX ознаменовались расцветом так называемого русского стиля в искусстве, а, в частности, в ювелирном деле. Наряду со старинными, перегородчатыми эмалями Киевской Руси, были возрождены и традиции XV-XVIII веков. Всё это вместе взятое в купе с современными течениями и образовало новые направления в искусстве.
В ювелирном деле охотно использовались различные техники и материалы: объёмный рельеф, графическая резьба. А из материалов – драгоценные и полудрагоценные камни. Самыми громкими именами ювелирного направления в это время считались Хлебников, Болин, Овчинников и, конечно же, Карл Фаберже. Он является представителем петербуржской ювелирной школы, которая придерживалась классических традиций в своих работах...

Голос экскурсовода отодвинулся на задний план. Майя полностью погрузилась в созерцание прекрасного. Вот крохотная табакерка, украшенная бриллиантами и жемчугом. Обивка из жёлтого шёлка ничуть не утеряла своей яркости. Я миниатюра из эмали на крышке всё ёще поражает свежестью красок. И эта потрясающая детальность... А вот крохотная миниатюра с портретами царя Николая II и его супруги. Крошечные бриллианты бегут по рамкам портретов, написанных с неповторимой точностью. А иконы...

- ...вы видите иконы, сделанные в мастерской Фаберже. Но не путайте: сам Фаберже икон не писал. Он делал лишь эти великолепные оклады к ним. Обратите внимание этот шедевр...

Это была икона Св. Богородицы. Воздушное кружево из тончайших серебряных сплетений с вкраплениями безупречно одинаковых жемчужин образовывало накидку Богородицы. Узор был так тонок, а складки одеяния настолько реальны, что, казалось, они вот-вот всколыхнутся от мимолётного дыхания. Цветочный узор из нежно-голубой, розовой, жёлтой и зелёной эмали сплетался в светлый нимб вокруг склонённой головы. От иконы веяло таким смирением, спокойствием, что Майя зачарованно застыле на месте.

- Девушка! – слегка недовольный голос рывком вернул её в реальность. – Девушка! Вы задерживаете группу!

Молодой экскурсовод ещё раз недовольно глянул в её сторону и прошёл к последнему экспонату.

- Здесь вы видите одно из самых известных изделий ювелирной школы Фаберже, известное под названием «Апельсиновое дерево». На самом деле – это одна из самых излюбленных форм Фаберже – пасхальное яйцо.

Маленькое деревце с округлой кроной «росло»  из золотой кадки, которая, в свою очередь, стояла на пьедестале из зелёного камня.

- Это пасхальное яйцо изготовлено в 1911 году как подарок Марии Фёдоровне от императора. Листья дерева выполнены их нефрита. Лепестки цветов покрыты белой эмалью, а сами цветы сделаны из различных драгоценных камней: алмазы, бледные рубины, аметисты... Если вы приглядитесь, то заметите в листве небольшое отверстие для ключа и маленький рычажок. Если повернуть ключ и нажать рычаг, то из листвы появится крохотная птичка. Она поёт, открывая клюв, машет крыльями даже поворачивает головку...

Когда экскурсия, наконец, закончилась, Майя ещё долго ходила среди экспонатов. «Хорошо, что я не пошла на вечеринку, - думала она. – Вечеринок ещё будет море, а такую красоту увидишь не часто...». Она опять задержалась перед иконой. Как удачно было выбрано освещение. Казалось, икона сама излучает мягкий свет.
Оглянувшись, она увидела у гардероба парня-экскурсовода, Игоря...Земского, кажется. Он что-то с улыбкой говорил гардеробщице, от чего лицо пожилой женщины зарделось и она одарила молодого человека сияющей улыбкой. Майе в голову пришла неожиданная мысль...

- Простите..., - она подошла к Игорю. - ...кажется, Игорь? Меня зовут Майя Облонская. Я изучаю прикладное искусство и надеюсь в будущем стать знаменитым ювелиром.

Игорь усмехнулся в ответ на такую самоуверенность и пожал протянутую руку.

- Мне нужна Ваша помощь. – продолжила деловито Майя.

- Чем я могу помочь прекрасной даме?

Майя пропустила мимо ушей элегантный комплимент.

- Дело в том, что я пишу работу по одному очень известному ювелирному изделию. Вы же уже довольно долго работаете с этой темой и могли бы мне помочь с выбором материалов, подборкой литературы... Я сэкономила бы на этом много времени...

Майя вопросительно посмотрела на Игоря. Тот задумчиво рассматривал её, но через несколько секунд улыбнулся. Что-то чарующее было в его улыбке. Она была такой по-детски открытой и в то же время по-мужски опасной. Может быть, в этом были виноваты глаза, цвета тёмного шоколада?...

- О каком ювелирном изделии идёт речь?

- Я не хотела бы заводить серьёзный разговор на пороге, - замялась Майя. – Может быть Вы найдёте время встретиться со мной в более... в деловой обстановке?

Игорь опять улыбнулся. Ему нравилась эта девушка с медными волосами и глазами, в которых отражалось грозовое небо. В них, наверное, и молнии сверкают, когда она сердится...

- Хорошо. – сказал он и посмотрел на часы, висящие на стене. - ...скажем, завтра, в 16.00, в кафе напротив?

- Идёт! – сразу согласилась Майя. – Ну пока? До завтра!

- До завтра...

Майя улыбнулась ему в последний раз, развернулась и гордо зацокала каблучками к выходу.