Равные в силе. Мифы народов Двуречья

Наталья Листикова
И отправился Энкиду в город Урук.
«Ты найдешь там почёт, - сказала блудница. – Ты сравнишься с  самим Гильгамешем. Ты сразишься с диким быком Урука и покажешь, чего ты стоишь. И получишь от царя награду. Может сам, как и он, жрецом станешь. Будешь в храме служить богине». 
Рад Энкиду словам блудницы.  А она  соблазнять продолжает: «Дадут тебе богатую одежду. Много красавиц увидишь в Уруке. Будут звать тебя к себе на ложе. Будешь есть на золотом блюде. Пить будешь вино и пиво».
У Энкиду голова идёт кругом. Вошли они в город. Людей много, как  газелей в степи. В городе праздник – царь приносит дары Инанне. Словно муж молодой новобрачной. Гильгамеш -  царь-жрец, а богиня его госпожа.
Остановились в городе все работы. Всем работникам отдых дарован. Стар и мал все на улицы вышли. Люди веселы,  все  нарядно одеты, на Энкиду дивятся. Откуда такой великан явился? Ростом он с самого Гильгамеша. Грудь быка и ноги – колонны. И Шамхат блудница с ним рядом. Та,  что в храме Инанны служит. Что за чудо ведёт она в город?
Расступаются перед ними люди, кричат приветы. Блудница смеется,  Энкиду совсем возгордился.
Тут раздался звук барабана. Идёт Гильгамеш со своей свитой. С ним жрецы,  на плечах  бычьи шкуры.  В руках корзины с дарами богине. В них козлята и птицы. В них сосуды с вином, чаши с плодами, ячменные хлебы.  В дом невесты  своей,  в храм Инанны спешит царь-новобрачный. Там, где ждет    верховная жрица, в тунике белой с коровьими рогами. Совершить должны     вместе обряд  священного брака.   
Тут Энкиду  вышёл неспешно.  Он царю смело путь преграждает.
Взлетели вверх брови у Гигльгамеша, лишь только Энкиду увидел. 
Знак рукой подает – не мешайте! Сам с Энкиду глаз не сводит.
Расступился народ. Замерло всё живое, даже воздух не дышит. Словно две скалы стоят  супротивники. Их глаза горят, предвкушая бой. 
Гикнул царь, ногой топнул.  Энкиду вопль испустил. Грудь  ударилась в грудь  -   сшиблись два быка. Содрогнулись стены. Земля задрожала.
Обхватили друг друга руками – два медведя в схватке сцепились. Гнут   к земле, но согнуть не могут.  Кружат, топчутся, мнут друг другу  бока, но равны их силы.
  В восхищенье народ. Светлый Уту  в небесной ладье загдяделся на такой поединок. Постаралась богиня Аура, славного создала соперника Гильгамешу. Оба, как быки могучи,  в бою умелы, неутомимы.
 Наконец, Гильгамеш споткнулся: Энкиду подножку  подставил. На колено упал, руку поднял – признаёт он победу Энкиду. Но нахмурились брови у Гильгамеша. Не привык царь терпеть пораженье.
Энкиду царя поднимает. Поклонился ему без злорадства. С восхищеньем на царя смотрит. Говорит: «Думал, я самый сильный на свете.  Но такого могучего  не видел. Несравнимым  ни с кем родила тебя мать. И по праву царем, Гильгамеш, ты поставлен богами. Возьми же меня в услуженье.  В верности моей не сомневайся».
Поражен Гильгамеш. Видит он:  прост душой Энкиду. Нет в нем хитрости, взгляд открытый.  Руку он ему протянул. В глаза пристально смотрит. Энкиду тот взгляд принимает.
Вот стоят они друг против друга – словно два близнеца- брата. Ведь не зря богиня Арура Гильгамеша себе представляла, когда лепила из глины Энкиду. Одинаковы ростом и статью. В унисон сердца их бьются.  На одно лицо два героя. Только царь ликом светел, Энкиду же зарос весь шерстью.
 Лишь к ладони ладонь прикоснулись,  пробежал огонь по их жилам. Словно сомкнулись две половинки, словно стали единым целом.  И они, не сходя с места,  поклялись перед всем народом в вечной дружбе.