Снова о Москве, точнее, о москвичах

Нил Чжан
 - Опять в Москву?  Сочувствую…
- Почему?..
- Да там же одни хамы! Грубость на каждом шагу!
- …?
- А ты не заметила?..

                Такие диалоги про Москву у нас нередки. Приезжая из Москвы, каждый характеризует её примерно в одних и тех же красках: бескультурье в человеческом общении.  Я бываю в Москве всегда незапланированно, на короткий срок,  но всегда с организованным  режимом   времени, посему мне как-то не приходилось  обращать внимание на  уличное  общение между людьми в Москве. В этот раз я решила присмотреться: всё ли действительно так ужасно?
                В Москву я летела опять внезапно: узнала об этом за три дня до отлёта.  Мы летели вдвоём  и нас должны были встретить в аэропорту Домодедово представители компании, по воле которой  нам пришлось туда лететь. В аэропорту мы пробыли около двух часов: долго созванивались, потом таксист не мог найти место для парковки…   Наконец, мы сгрузили чемоданы в предвкушении   скорого отдыха в гостинице.  Наш таксист раза три останавливается и что-то расспрашивает  у водителей других автомобилей. На полпути выясняем, что таксист  не знает дорогу – начинаем совместные поиски  по карте Москвы(благо мы дома вытащили её из интернета).   Оказалось, что наш водитель – приезжий, и работает всего третий день.  В общем, в гостинице мы оказались через  пять часов после прилёта  в Москву.  Наконец-то (в два часа ночи) мы на месте! Приняли душ и – спать!
              С утра нас ждала деловая встреча, поэтому отсыпаться было некогда – мы соскочили чуть свет и стали приводить себя в надлежащий вид. Позавтракали  в гостинице(великолепное, галантное обслуживание приподняло нам настроение) и стали ждать условленного звонка…до десяти.  Неужели про нас забыли?.. Стали звонить сами – нас пригласили. Нас не побеспокоили с утра – это здесь не принято.  Дальнейшие наши деловые отношения прошли в спокойном деловом ритме. Да и не они были целью моих наблюдений.
                Всякую свободную минуту я старалась оказаться на улицах Москвы: я люблю  старую Москву, её древние улочки,  мне не мешает царящие  вокруг  шум и суета – в Москве у меня просыпается какая-то генетическая память: я люблю этот город просто за то, что он есть. Давно  живу вдали от исторической родины, и побывать в её столице для меня - что спеть задушевную песню, ей посвящённую. Чтобы попасть в центр города, я ездила на метро, а там – пешком от Эрмитажа к Арбату,  потом по Рыбному, Хрустальному…  В общем, свободное бродяжничество по малознакомой Москве без экскурсоводов принуждало часто спрашивать прохожих как и куда пройти.  Вот здесь-то я и вспомнила предупреждение о невыносимой грубости москвичей!  Я почувствовала себя  человеком второго сорта – «немосквичом». Хамили мне всякий раз, как только я начинала о чём-либо расспрашивать, в лучшем случае – равнодушно проходили мимо. Моему терпению пришёл конец, и я вслух воскликнула:
- Да что же это хамы-москвичи?!
Тут ко мне обратилась старушка очень древнего по виду возраста:
-  Что с Вами, сударыня, случилось?
Я объяснила ей ситуацию, сказала, что не ожидала от москвичей – наследников древней  русской культуры - такого  бескультурного отношения.  На что она мне ответила:
- А где Вы, милочка, видите москвичей? Это всё люди приезжие… Они завоёвывать Москву приехали – разве могут завоеватели думать о культуре?
                Она подробно рассказала мне как мне пройти на искомую улицу. А меня вдруг осенило: город завоёван варварами!
                Я не перестала любить Москву: видно генетическая память сильнее современного быта. Да и старушка эта – живое доказательство того, что не вся Москва ещё завоёвана!