Продолжение Конец Света

Нина Сухорученкова
                "Тяжёлая доля Родителей"
               
                У ГОРНЫХ ЦЕПЕЙ.
      -А,годы летят,как снегопад. Кружится вихрь в своём хороводе,
-увлекая снежинки в свой монолит. Они тихо опускаются на землю и трепещут на ветру,отдыхая.

            Уже холодные утренники и зябко спать ночами в шалаше. -Ничего-сказала мама:
-Мы переберёмся в просторную землянку,как только уберут урожай с поля. Тогда я буду работать на одной работе. Но завтра,я уеду дня на два по своим делам. Ты остаёшься ответственной,смотри за братиком. Ночью в поле не выходи, только на рассвете отгони  лошадей,с детдомовских полей.  Не буду писать о своём не умении. Лошади словно смеялись и играли со мной.
Подбегу я к коням,махаю веткой,кричу им:
-А,ну пошли!-Плевали они,щиплют траву,косят глазом,пасутся.

             Наконец наступил желанный день,мы все были у своего шалаша; братик играл с хворостинкой. Недалеко послась коза,(она ни когда не лезла на посадки)и курица ходила рядом. Время близилось к полудню. Я первая увидела на дороге маму,как оказалось и не только. Позабыв обо всём на свете,понеслась я навстречу,но гляжу меня обгоняет коза.
Скачет напропалую,не глядя на дорогу. Курица махая крыльями в припрыжку спешит.
             Не получается,отстаёт от козы.Так она,к моему удивлению,влетела на спину козе и как на коне с распростёртыми белыми крыльями,помчались.
Я отстала потому, что Сашенька ревел,он тоже побежал,но тут же упал,я вернулась за ним.
Когда,мы подошли коза стояла в свой рост,передние её копыта были у мамы на груди.
А,курица уже сидела у мамы на плече и всё заглядывала к маме в глаза, тыча клювом.
И мама ни кого не обидела,обняла нас и погладила каждого,и мы дружной ватагой пошли к себе.
              Но время шло,капризничала погода. На улице посыпал снег.Завыли позёмками
метели.  Но, мы успели,нас мама перевезлана на санях,запряжённые в коня вороного,в построенную,тёплую землянку. Рядом у входа пристроен был сарайчик с дверью,для козы с козлятами. (землянка,это жилой маленький домик.Он весь в землю вкопан,лишь плоская крыша с трубой над землёй.) Но, окнами он всегда смотрит с кручи(летом)на бегущую,лазурную реку.
              В том селе я подружилась с местной детворой. Нарядные платки одевали,своих мамочек и гуляли по деревенской набережной,распевали песни мелодично:
-Меж крутых бережков,тихо речка течёт.А по ней,по волнам лёгко лодка плывёт. В ней сидел молодец,шапка с кистью на нём.Он с верёвкой в руках,веслом резал волну.-
              В ту зиму приезжала моя бабушка в гости. Однажды засиделись мы за столом, и
бабушка- Мария посмотрела мою ладонь,разглядывала внимательно и всё качала головой,приговаривала:-Ой,её.-
-Бабушка,скажи мне, что ты видишь?Ой,много болезней, нет счастья,Нина у тебя.
-А,что это счастье?Почему нет?-Хочу,чтоб было.-Сейчас посмотрю ещё,не скоро будет,но
короткое,своеобразное.И тут она пристально,участливо посмотрела мне в глаза и сказала:
-Тебе дано то,что я не знаю.-

               Мария была не обычна,с чёрными глазами всегда мудро спокойная,молчаливая.
Говорила мне мама,что славилась песней Мария,в молодые годы.Однажды я обратилась к Марии:
-Бабушка, она взглянула таинственными глазами,и мне увидилось,волшебница,красивая пере до мной. -Зови меня,-сказала она:-Маменька,я старшая мама.-
И видно у меня это в крови,когда бросают ко мне слово,бабушка ,чужие люди,
(молча возмущаюсь.)    Иногда к маме приезжали с Урала её сёстры. Все разные,Евдокия с бело пшеничными косами.Елена с серыми,крупными глазами.Но мая мама, в меру высокая,стройная,лицом в Марию,только глаза шикарнее.И вспоминали они за столом:
-Жаль,что с нами нет Анны,трудно ей выбраться из той деревни,да и хозяйство держит.
-Она пожалуй,самая красивая из нас,хотя и старшая.
               
               Сёстры замечательно пели на три голоса,старинные песни. Ни когда уж не услышу вновь. Напишу одну,-Бывало,вечерней порою выйду я в сад погулять,но уж конечно не скрою буду я милого ждать. Жду я его не дождусь,видно не любит меня.
-Видно он любит другую,ах как несчастлива я.
                Годы идут за годами,морщины покроют лицо.Вся обольюсь я слезами,но не забуду его.Слышу шаги раздаются,наверно мой милый идёт.Брошусь к нему я на шею и расцелую его.Тут уж пойдут разговоры,тут уж пойдёт болтавня.Вспомнятся прежние ссоры,
ссоры конечно любя.  Я слушала их не мешала.Песни тогда,пелись,как поэмы. За песней  и наплачутся,все вдовы они-молодые.
                Не только воспевалась грусть,но и удаль женская. Мама под пенье,застольного хора"циганочка"выходит из-за стола,с накинутой шалью цветной.
Взглянет лукаво,с лёгкой усмешкой из за плеча.И уже смотришь,а это девица-душа,в танце витает.Какая жгучая,талантливая сила двигала ею,кружится она,а кажется и мы с нею.
(Рассказывала мне в детстве мама,что за её танец полюбилась и вышла замуж,за Степона.)
 
                Всё у нас пошло своим чередом,в землянке,но только не долго. Однажды зимой,
 ночью мы проснулись от блеяния коз и шум не понятный. Говорила я маме:-Нужно выйти,посмотреть,но не вышли.Утром мама увидела,раскрытый сарай и все козы зарезаны волком. -Ну почему так?-возмутилась я. И тогда, мама,рассказала мне сказку.
                Про плачущего волка" Давно это было в деревушке и окружали ту деревеньку,большие леса.(хочу сказать,что моя мама грамоте не обучалась,умела коряво писать.И все сказы,мудрость легенд,всё из истории,жизни прадедов,мне и пересказывалось.)

                Так на окраине улочки,лепилась кривая избушка.Жила там,одинокая старушка
и чтобы прожить,держала одну старенькую коровушку.Говорят,там водились волки и другие звери.Леса стояли не тронутые великаны.
-Тогда и звери,могли обращаться к Богу,с просьбой своей. Так жил в том лесу на холмах,
-одинокий, очень старый волк.Уже он не мог выходить на охоту.
                Сел он на холм повыше, поднял голову,смотрит на круглую луну и плачет.

-Подай, Господь,мне еды, хоть в последний раз.Услышал его Бог и послал ему разрешение.
-Съесть корову у старушки.
-Как возмутился волк?-Ешь,у неё ветхий коровник и ты легко заберёшся в него.
-Она будет молиться, просить и я пошлю ей помошь. Видимо,тихо сказала мама:
-Волк нуждался в данный момент очень.
                При маме всё было уютно и тепло. Однажды ,тогда стял декабырь на дворе.Река была скована льдом.Одни белые метели гуляли и пушистые снега оставляли.
Часто ночами мы были одни. В одну из таких ночей,я очень была напугана.
Спала я одна на койке,а братик на русской печке.
                Волосы в ту пору у меня были длинные и спала я с распущенными косами.
-Ко всему тогда ходили слухи в тех краях и байки,что водятся там, домовые,
колдуны и оборотни. Так ночью я проснулась,что меня тащут за волосы,вниз кровати,
я пыталась освободить их,тщетно. Успокоившись чуть,подняла рукой своей тяжёлые волосы,
в них запутался большой,серый ёжик.
                А ночь тёмная была, и только слабый луч луны нитью серебристой,нам
окошко освещал.Ёжик,каким образом к нам попал? Наверно  хотел утеплить своё гнездо?
Я выцарапала его с трудом,освободила.
-Ну чего испугалась?Всё хорошо,успокаивала я себя.Встала сделала ему гнездо,у тёплой печки и ушла в кровать.Всё утихло. но, только я приготовилась уснуть,как по нашему полу
стали раздаваться быстрое топанье. И опять вцепился в мои волосы ёж.
                Страх напал на меня.Маленький братик мирно спит и я одна. Подумалось
мне тогда,а вдруг это вовсе не ёжик? Быстро обвернув тряпкой ежа,распахнула дверь на улицу,скинула вниз к реке и опять влезла на кровать и жалела его,а вдруг он разбился.
                Утром пришла мама с работы и я всё рассказала, о своих сомнениях.
-Конечно,ежа ты напрасно выкинула,он хорошо ловит мышей. Участливо посмотрела мама и погладила меня по голове и сказала:
-У меня,то же был случай прошлой ночью.-Мне нужна жердь, для ремонта сарайчика.
И я взяла длинную жердь на окраине улицы,со стороны.Но так как,тащить тяжело и далеко.
                Подвела жеребца.Он гулял не спутанный.Отпущенный в ночное без узды и стремянного сидения.
-Уселась я на спину коня,-продолжала мама.Взяла в руки длинную жердь,вертикально.Она была покрыта льдом.  Мороз жуткий,той ночью стоял.
-Домой решила поехать понизу,чтобы меня не увидели. И помчалась скорее по склонному берегу реки. Неслась,как мне казалось пулей,а не учла, что часть жерди выставлялась над берегом.
                -А на небе сияла луна и своими серебристыми лучами,украсила мою жердь,
драгоценным сиянием бриллиантов. Только я едва успела,спрыгнуть с коня и убрать жердь и вышла,посмотреть на дорогу,не видел ли кто? Как меня окликнули:
-Ты видела,Шура,как ведьма летела на огненной метле?И у вас под берегом рассыпалась на
огненные части.
-Ой не может быть?-сказала мама.-Как не может? Мы только не успели подбежать к её
приземлению,исчезла. А,лошадь как?-спросила я,понизив голос до шёпота.
                -Да свою ладонь,тогда положила ей на холку и тихо сказала:
-Иди родня пошла.И ночь её укрыла. Я сома видела,когда мама останавливала наскоку
крепкую лошадь и в миг,уже сидела на коне и управляла ею. Всему тому мастерству,её обучал
в ранней юности брат Михаил.
Иногда,мама учила меня,как правильно подходить к лошади,(наверно думала,что мне пригодится)-Всегда подходи с боку,ближе к шейному хребту,а сидеть на спине у коня,нужно
склонившись к шее. -Любить надо их,им не дал Бог языка,нам в помошь.
               
                Жили мы тогда, в тепле и вперёд. Однажды,взимний,поздний вечер,мы ждали с работы маму.Одновременно с братиком услышали шаги,идущего человека,за дверями нашей землянки,топ,топ.И его голос тоненький,как звук ветра из щели:
-Откройте,откройте.Меня охватила жуть с ног до головы,а брат залез под кровать.
Голос будто просачивался через дверь.Я быстро прильнула к стеклу окна,которое находилось рядом с входной дверью.Вглядываясь в потёмки,старалась рассмотреть,голос не повторился.
                Как неожиданно перед моими глазами,мелькнула прозрачно-белая,женская фигурка,как тень.И были слышны её быстро убегающие шаги. Наконец пришла наша мама.Мы сразу подбежали к ней. Когда она выслушала нас,помолчала и сказала:-Что это плохо,-это явление называется,"притча."Мне было не понятно слово,да неважно,подумала я.
Мы с мамой и дома.Но, не всё так легко уходит....
                Конец войне 1945год
Я сейчас допишу эту страничку словами,пришедшие на память ко мне:
                Когда ,та буря пронеслась,война,оставив борозды свои,уже в начертанной судьбе. Смирясь в душе,но всё равно ищу я счастья.
-Наверно, оно при том,при этом.-Возможно оно живёт с человеком.
-Коротко,иль близко,но мы в нём живём. Много или мало.Как повернём и что  из этого извлечём?
-Вообще то,жизнь уже награда.Иногда какую заслужил.
-Всё ,что прожито,неповторимо.(много версий.)

                Я поведала этот рассказ для вас,всё так и было.  Но,если бы Вы,задумали поехать и навестить ,тот милый,красивый край,уголочек Великой Матушки Земли.
Где стоял треугольный,маленький шалашь,среди горных цепей.
То,вы бы не нашли и не увидели тех красот природы.
Вечность погружена вся та,долина.Построена ПЛОТИНА,и всё вокруг,потопленно,неугомонною водой.
              И шумят, и плачут водопады над печальною красой.





































































































)