Вопрос вечной жизни и вечной смерти

Борис Артамонов
                Вопрос вечной жизни и вечной смерти.

  Начнем с примера, не вызывающего сомнений. Способен ли человек сознательно поступиться своей судьбой, испортить, например, себе жизнь на несколько лет? Только в особых случаях, когда приходится сознательно выбирать из двух зол меньшее. Например, жить рабом или умереть за Свободу, он выбирает второе, вступая в последний неравный бой с теми, кто неминуемо обратит его в рабство, при этом, если он вменяем и действует правильно, старается рассчитать свои действия так, чтобы нанести противнику как можно больший ущерб. Если, конечно, есть третий путь, позволяющий избежать рабства и продолжить борьбу, не принося в жертву свое будущее, он выберет именно этот третий путь. Никто, не будучи в состоянии аффекта, опьянения,  не будучи клинически невменяемым, не будет наплевательски относиться к своему будущему, например, чтобы сократить путь выходить на улицу через окно третьего этажа или убивать у всех на глазах первого встречного за то, что он косо посмотрел или сказал какую-нибудь глупость.
Безразличие к своей судьбе у вменяемых людей начинает обнаруживаться в случае, если какая-либо беда или суровое испытание должны произойти не сейчас, не через полгода, а, к примеру, через 20-30 лет. Таким образом, безразличие к своей судьбе после смерти объясняется не только одним неверием в загробную жизнь, но также психологическим свойством человека легкомысленно относиться к тем бедам, которые даже если неминуемы, но отстоят далеко или сравнительно далеко во времени. Это явно подтверждается возрастным составом верующих посетителей храмов. Чем ближе календарный возраст к пределу продолжительности человеческой жизни, тем меньше атеистов мы видим в составе такой возрастной группы. В молодом возрасте, но в состоянии смертельной опасности наблюдается то же самое: процент атеистов резко падает.
Конечно, рассмотреть кратко, но, по возможности со всех сторон психологию отношения человека к своей будущей участи пришлось отнюдь не из праздного любопытства. Мы подошли к очень важному аспекту этой психологии: насколько сознательна и осознана вера у большинства людей? Было бы все проще, если бы люди всей планеты исповедовали одну религию. Однако только христианское старообрядчество насчитывает сотни различных конфессий. Если подходить к этому факту сознательно, обязательно возникает вопрос: Почему адепты почти каждой религиозной деноминации считают, что только их вера правильна, только они будут спасены, а все остальные или будут гореть в огне, или лишатся благодати, или потерпят тот или иной ущерб? Потому ли, что их доктрина выглядит более убедительной? Но если мы зайдем в храм к их оппонентам, то вряд ли доктрина других покажется менее убедительной. Можно, конечно, попытаться вникнуть глубже в систему ценностей как одних, так и других. Попробуйте и тут же убедитесь, что об этом уже позаботились до вас. Каждая организация в борьбе за выживание (обратите внимание на это!) обзавелась своими собственными мощными убедительными философскими надстройками, а любая сложная философская система оказывается философски не проверяема, но проверяема только экспериментально, что уже было убедительно продемонстрировано в моей заметке «Прикладные основы».
Какая же будет первая реакция у искренне верующего на вышеприведенные факты в тот момент, когда он начнет пользоваться теми умственными способностями, которыми одарил его Господь, т е начнет верить осознанно? По-видимому он должен быть ввергнут в панику: тысячи противоречащих друг другу деноминаций, и надо выбрать одну «правильную» из многих тысяч «неправильных», а ошибешься – вечно мучиться в аду, по сравнению с которым пожизненное тюремное заключение покажется отдыхом на курорте. Причем попытка оправдаться ссылкой на «веру отцов» и Библией и Кораном осуждается. Это негодный аргумент для оправдания. Задача получается практически неразрешимая. Но мог ли милосердный справедливый Бог подкинуть человеку, которого Он поставил выше ангелов, такую неразрешимую задачу? Конечно же нет.
На самом деле происходило следующее: в разные века у разных народов появлялись Пророки и Учителя человечества. Все они учили одной и той же Истине, но даже уровни проповедей были разные. Например, Иисус и Мухаммед проповедовали языком понятным простому народу. Гаутама Сиддхарта (Будда) был  принц и оперировал более сложными понятиями. И разные уровни проповедей, разные страны, разные времена – отсюда просто не могло не быть разночтений, которые сильные мира сего старались использовать в своих, далеко не всегда благородных целях. Если бы Иисус Христос пришел с готовой доктриной, в которую надо слепо уверовать, то его слова: «Ищите, и найдете, стучите, и отворят вам» были бы лишними. Просто Он понимал и знал, что любую живую Истину общество обязательно переиначит в свою мертвую догму, поэтому Он учил игнорировать мнение общества и не бояться искать: «Просите, и дано вам будет; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». (Мф. 7:7-11). Остается вспомнить, как священники и прочие нравоучители на деле восстают против этих строк Евангелия, грозя всеми карами тем, кто пытается докопаться до Истины сам, без их помощи. В большинстве случаев они указывают именно на опасность оказаться добычей сатаны «по неопытности», на опасность игнорирования их «авторитетных» мнений, на опасность оказаться «неопытному» ищущему один на один с собой, как будто они сами являются существами высшего порядка и умственно, и духовно, и до их уровня невозможно дорасти никому, кроме тех, кого народное быдло и сильные мира сего так же, как их, признают авторитетом и дадут им место, звание и документы, подтверждающие профессию священника. Но  в вышеприведенных строчках Евангелия явно указано, чтобы человек не боялся искать самостоятельно, что он не останется один на один с сатаной или сам с собой, если будет игнорировать мнение общества и авторитетов, потому что как раз против общества и авторитетов направлены слова Иисуса Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (Мф. 15:14).
Только упование на Бога, Божья помощь и защита, дары Божьи такие, как умственные способности, интуиция, делают человека сильным и неуязвимым  перед кознями сатаны и подчиненного ему общества – народного быдла, т е мира сего. Пусть вышеперечисленное не дает гарантию уцелеть физически, ведь в конечном итоге многие Пророки и Учителя, и Иоанн Креститель, и Сам Иисус Христос были физически убиты обществом. Но это упование дает гарантию прожить жизнь счастливо, а когда придет черед умирать, встретить смерть в верой и  надеждой, не терзаясь сомнениями и угрызениями. Да, многие Пророки и Учителя были убиты обществом, но очень немногие доросли до этого предназначения. А те, у кого было предназначение самопожертвования – знали это, чувствовали, а потому сами избрали мученический венец, никто их на этот путь насильно не толкал, не агитировал, чаще наоборот, отговаривали. Достаточным будет вспомнить, как Петр отговаривал Христа, на что получил ответ: «Отойди от Меня, сатана. Ты мне соблазн». Поэтому если общество призывает вас  жертвовать собой ради каких-то своих идолов, то вероятнее всего это от лукавого, и вас мошеннически хотят использовать, только это особая порода мошенников, которые оперируют не деньгами, а жизнями, и эти жертвы принесут власть и желанную подпитку амбиций им или их хозяевам. Если вы им уступите – у вас очень много шансов послужить не Богу, а дьяволу. Если путь жертвенности – ваше предназначение, вы сами это почувствуете, сами будете рваться в бой и искать оружие, и никто не будет вас на это агитировать, скорей всего будут отговаривать и препятствовать.
Но вернемся к главной теме: во что же все-таки верить? Какая религия более правильная? Да все религии ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО правильные, потому что Учителя и Пророки говорили об одном и том же Едином Боге, об одном и том же рекомендуемом образе жизни, об одних и тех же заповедях. Те разночтения, за которые цепляются разжигатели религиозной розни, зависят только от времени, места и уровня проповеди.
Простые примеры: где в Библии написано, что нельзя иметь жен больше одной? Однако, реально будет наблюдать, как сосед-христианин осуждал бы соседа-мусульманина за то, что у того четыре жены. Но с мусульманином на этот раз все в порядке: Коран разрешает иметь жен не больше четырех. А вот христианин в данной ситуации грешит, т к нарушает заповедь Христа: «Не судите, да не судимы будете». Другой пример: мусульманин осуждает вайшнава за то, что тот вместо молитвы повторяет Маха-мантру: «Харе, Кришна, харе Кришна, Кришна, Кришна, харе, харе…» Да Мухаммед мог просто не знать об Учителе Кришне, который проповедовал в другой стране за несколько тысяч лет до него. А ведь тогда не было ни Интернета, ни самолетов, ни поездов. Это были совершенно разные миры. Да и смысла не было внедрять у арабов такой способ общения с Богом, как мантры: это могло вызвать лишние ненужные трудности, т к обычная молитва для них и для христиан понятней и доходчивей, однако для индусов, привыкших к мантрам, этот способ действовал успешно и способствовал укреплению веры. Но Мухаммед вовсе и не запрещал признавать Кришну Учителем и практиковать мантры. Пути Аллаха настолько многообразны и многочисленны, что одному человеку, даже гению, даже Пророку не хватит и 1000 лет, чтобы обо всех путях рассказать и всем путям научить. Уже после Пророка все эти ненужные запреты налагает глупая толпа, искажая таким образом вероучение. Почему христианство многие считают самой жестокой и кровавой религией? Потому что в Средние века нарушали заповедь Христа: «Не судите, да не судимы будете». Поэтому адептам каждой религии следовало бы в первую очередь обратить внимание на соблюдение своих собственных заповедей, прежде чем осуждать чужие.
Не следует искать на Земле идеальное вероучение, к которому можно было бы примкнуть. Если бы такое существовало – мы увидели бы общество близкое к идеальному и подобие рая. А раз нет рая на Земле – значит нет того общества, за которым бы следовало слепо идти. Подойдет любая мировая религия, проповедующая Единого Бога-Творца. Ведь конечное определение вашей участи в вечности вовсе не зависит от того, к какому обществу вы примкнули, к «вере отцов» или по душе вам, учитывая ваши индивидуальные особенности, пришлось что-то другое. Да вы можете вообще не примыкать к какому бы то ни было обществу. Все зависит от того, насколько ваша личная вера совершенна. Обратите внимание на слова Христа: «Вера твоя спасла тебя». То есть именно личная вера, а не социальное окружение или что-нибудь еще. Насколько вы были старательны в совершенствовании самого себя и своей личной веры, настолько высоко вы подниметесь в вечности. А  вопрос: «В какого Бога верить?» - бессмысленный, потому что Бог один, и если имя, которым вы пользуетесь, называя Его, выражает славу и почтение, то все в порядке.
Надо разрешить только одно наболевшее недоразумение. Учитель или Пророк – это человек, достигший Просветления, обретает в некотором роде единство с Богом, поэтому в Индии по традиции таких людей часто именовали Бхагаван, что означает Господь. Но это вовсе не значило, что тот или иной Учитель является Богом. Считать Христа Богом или человеком? Попробуйте разобраться сами лично, а если не сможете – нет в этом большой беды, просто не заостряйте внимание на любом непостижимом для вас вопросе. Ведь в том и в другом случае вы будете положительно с почтением к Христу относиться. Если бы большинство поступало так, эти две великие религии ислам и христианство можно было бы примирить и объединить. Но обществу не дано совершенство. Совершенство дано Личности. Будьте Личностью, идите своим путем. Общество – это как помеха в радиоприемнике: оно будет сбивать вас с толку.
У нас есть священные Писания, не одно. А Апостол Павел высказал, что все Писание полезно, еще в те годы, когда они еще не были собраны в Библию. Поэтому не стоит слишком придирчиво относиться к каноничности. У нас есть природа, которую тоже можно считать в некотором роде книгой. У нас есть своя собственная совесть, сознание, что тоже можно считать пособием. Если трудно все это в комплексе охватить, осилить, тогда это показатель того, что надо развиваться, совершенствоваться, становиться умнее и честнее. Ведь второе сильное влечение после сексуального – это любознательность, стремление к играм, к новизне, ведущее к познанию. Это не насилие над собой, т к узнавание нового приносит радость, хотя и      требует иногда приложить усилие. Вас Господь одарил умом, заодно способностью и желанием его развивать. Если вы отказались от развития, то это и есть закапывание таланта в землю. Клинически слабоумным можно не беспокоиться: Господь справедлив и не будет с них строго спрашивать. Но тем, у  кого с умом все в порядке, следует учиться и развиваться, потому что отказ от развития – это единственный  грех, потому что он является причиной всех остальных грехов, которые только возможны. Совершенствование способностей данных нам от Бога – это и есть цель и назначение нашей жизни, которая является школой. Будьте по возможности совершенны, и ваша вера будет правильной. Ваша вера спасет вас. Аминь.