Социализация личности при изучении русского языка

Георгий Георгиевич Ларин
Анализ специальной (прежде всего, педагогической и социологической) литературы, посвящённой характеристике отечественного и зарубежного опыта конструирования и институционализации образовательных систем, моделей и концепций, убеждает нас в том, что самым надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса в современной школе может стать идея обучения, воспитания, развития и «гайденс» - поддержки учащихся на базе ключевых, в том числе коммуникативных и духовно-нравственных, ценностей своей этнической культуры. Обучающая, воспитывающая, развивающая и поддерживающе-сопровождающая роль культуры связана не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и эффектом включения личности в многомерность и неоднозначность современного мира. Культура раздвигает границы личностного выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в социуме. Многообразие чувств и суждений проявляется у индивидуума только тогда, когда расширяется круг его общения – с другими людьми, другими взглядами и традициями, далёкими и близкими эпохами, странами, народами.  В ряде регионов России (Ростовская область с её многоязычием и поликультурой – весьма показательна в этой связи) тенденции развития  современной социокультурной  ситуации таковы, что, с одной стороны, происходит  перманентная языковая и культурная ассимиляция населения, относящегося к различным этносам, но, с другой стороны, параллельно этому позитивному процессу разворачивается  языковая и культурная диссимиляция того же самого населения.

Подобный социокультурный парадокс приводит иногда к интолерантным всплескам на религиозно-этнической почве и другим негативным факторам, обусловленным поликультурной разнородностью жителей этих «регионов риска».Подчеркнём, что в России, согласно данным последней переписи населения, проживают около сорока миллионов детей и учащейся молодёжи ( а это составляет более четверти всех живущих ныне россиян),  и поэтому  значимость  современной школы как важнейшего социального института  трудно переоценить: будущее  Отечества в первую очередь определяется сегодня уровнем обучения, воспитания, духовно-нравственного развития, гражданского становления, социальной и творческой активности подрастающих поколений.  Вот почему русский язык в школе (и как учебный предмет, и как интегративная система внеклассной предметной работы) становится базой социализации личности в поликультурном пространстве, способствуя, на наш взгляд, преодолению не только описанных выше негативных тенденций развития современной социокультурной ситуации, но  также духовно-нравственному становлению и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, формированию  и развитию у них коммуникативной компетенции, позволяющей личности уверенно войти в  социокультурное, информационно-коммуникационное, образовательное, профессионально-деятельностное  пространство, адаптироваться к условиям глобального мира и самореализоваться в жизни.

На решение именно этих социализирующих задач ориентируют нас Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российской системы образования на период  до 2010 года, Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и, конечно же, Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)». И поэтому мы в школе разработали Комплексную целевую воспитательную программу (КЦВП) «СТИМУЛ» на 2004-2010 годы (кстати, в октябре 2006 года эта программа была отмечена двумя дипломами второй степени на III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях»), выходящую на уровень интеграции разных предметов  в системе общего образования и разных методов, форм и приёмов организации деятельности учащихся в системе дополнительного образования, направленную на социализацию личности школьников. При этом приоритетной для нас  стала организация тесного взаимодействия (прежде всего, в системе внеклассной работы) предметов социально-гуманитарного и эстетического циклов, ибо данные предметные циклы несут на себе основную социализирующую нагрузку в школьном образовательном пространстве. Кроме того, ведущую роль в реализации программы социализации личности выполняют у нас предметы образовательной области «Филология», в первую очередь – учителя-словесники, потому что коммуникативная компетенция, позволяющая школьнику войти в образовательное пространство, формируется именно средствами русского языка, в системе внеклассной предметной деятельности как наиболее открытой социализирующей системе в школе.

В частности, в течение нескольких лет по наше учебно-методическое объединение (УМО) социально-гуманитарно-эстетического цикла проводит накануне Дня Конституции Российской Федерации «Урок России» в 5-11 классах, руководствуясь при этом соответствующими методическими рекомендациями, изложенными в письмах Минобразования РФ от 01.03.2002 № 30-51-131/16, от 02.04.2002 № 13-51-28/13, от 04.06.2002 № 13-51-68/13 и других нормативно-методических документах, разработанных во исполнение поручения Президента РФ от 01.04.2002 № Пр-554 «О популяризации государственной символики Российской Федерации».

«Урок России» – интегрированное мероприятие, так как предполагает опираться на знания учащихся по истории, географии, обществоведению в процессе рассмотрения лингвистического аспекта российской символики. Возможные формы и приёмы работы на «Уроке России»: беседа с классом на темы: «Что такое Конституция?» (5-6 классы), «Что такое символ?» (6-8 классы), «Как выглядят гербы нашего города, области? Как они связаны с гербом России?» (7-9 классы) и подготовка на данной основе публичных выступлений по аналогичной тематике (перед родителями – на классных родительских собраниях, перед одноклассниками – на классных часах, перед младшими школьниками – в процессе организации просветительского лектория); устное и письменное описание российского государственного флага и флага Ростовской области, написание рефератов по трактовке значения  цветов государственной символики РФ и РО в процессе сопоставления и сравнения (7-9 классы); обсуждение (в формате  «круглого стола», «открытого микрофона», дискуссии)  вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан России (8-11 классы) и написание мини-эссе по проблемам защиты прав человека и толерантности; проведение дискуссии по проблеме соблюдения прав человека (10-11 классы). Следует отметить, что в ходе цикла бесед о гербе России (5-11 классы) целесообразно обратить внимание ребят на современное толкование изображённых на нём символов (учитель должен подчеркнуть, что двуглавый орёл – символ единения многочисленных этносов России, короны над головами орла – символ союза разных народов, живущих на необъятных российских просторах, а всадник, поражающий копьём змея, – символ победы добра над злом, символ готовности всех народов России защищать свою страну от врагов).

Итогом подобной разъяснительной работы  может стать затем организация и проведение общешкольных внеклассных мероприятий – конкурса одного стихотворения «Наши стихи о российском гербе», творческого конкурса «Герб моей школы» (с рисунками и стихами собственного сочинения). На «Уроке России» школьники занимаются изготовлением и оформлением  стенгазет, бюллетеней, «раскладушек», содержащих  не только описание символики, но также публицистические заметки и зарисовки, самодеятельные поэтические и прозаические произведения  (7-9 классы), оформляют сопоставительные таблицы по символике федеральной – региональной – муниципальной (9-11 классы), пишут исследовательские работы, разрабатывают индивидуальные и групповые проекты, в том числе электронные приложения (презентации с использованием информационно-коммуникационных технологий), на темы: «Как можно объяснить то, что ещё в древности появились законы, которые действовали на всей территории государства?» (8-9 классы), «Я и мои конституционные права и обязанности» (9-11 классы), «Моя Родина – Россия!» (5-7 классы).

Считаем, что проведение «Урока России» способствует успешной социализации личности, то есть усвоению школьниками нравственных норм и правил, образцов социального поведения и речевой культуры, необходимых для развития положительных личностных качеств, а также расширяет представления учащихся о символике России и воспитывает у ребят лингвокультурную и национально-этническую толерантность, формирует у школьников коммуникативную и культуроведческую компетенции.

Эффективность проведения «Урока России» на базе УМО социально-гуманитарно-эстетического цикла позволила нам принять решение о распространении накопленного опыта на общешкольном уровне. В течение последних двух лет наш Методический совет занимается организацией, подготовкой и проведением школьных фестивалей национально-регионального компонента «Дни России и Дона», нормативно-методической основой которых являются решения Коллегии МО и ПО РО от 15.12.2000 № 9/2 и от 28.12.2004 № 9/1, принятые в соответствии с приказами Минобразования РФ № 1089 и № 1312 за 2004 год (об утверждении федерального компонента ГСОО и федерального базисного учебного плана).

«Дни России и Дона» являются логическим продолжением нашей социализирующей работы с опорой на интегративный потенциал внеклассной  деятельности по предметам социально-гуманитарно-эстетического цикла (с доминантой, представленной образовательной областью «Филология»). В рамках фестивалей мы проводим не только традиционные конкурсы чтецов стихов и прозы русских и донских литераторов (2-6 классы), литературно-краеведческие, историко-краеведческие и географо-краеведческие викторины (5-9 классы), творческие конкурсы собственных стихов, рассказов, эссе и зарисовок учащихся о родном крае (2-8 классы), вернисажи рисунков по мотивам произведений русских и донских писателей XIX-XX веков (4-9 классы), литературно-музыкальные инсценировки по текстам изучаемых в школе авторов (5-8 классы), но также и рекомендованный РО ИПК и ПРО ежегодный «Шолоховский урок», ученические научные конференции по таким проблемам: «Библейские мотивы в литературе и культуре России и Дона», «Лингвостилистический анализ текста (по произведениям М.А.Шолохова, В.А.Закруткина, А.В.Калинина и других донских литераторов), «Чеховские мотивы в произведениях отечественных и зарубежных писателей XX-XXI веков» (в рамках начавшейся два года назад , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, подготовки к Чеховскому юбилею). 

Организовали мы  и диспут-клуб старшеклассников «Laterna magica» («Волшебный фонарь»), где  проводим культурологические дискуссии, обсуждаем новинки художественной литературы, анализируем классические произведения, рассматривая творчество того или иного автора по алгоритму: «Писатель – гражданин – личность», пытаясь провести параллели между описываемой в произведении и современной эпохами. Разумеется, в диспут-клубе часто поднимаются вопросы толерантности и защиты прав человека, которые мы пытаемся обсудить с ребятами, опираясь  на литературно-художественные тексты, на жизненный опыт старшеклассников, на свидетельства очевидцев. Для этого мы часто приглашаем в свой диспут-клуб интересных людей – поэтов из городского культурного центра «Ковчег», с которым школа сотрудничает более десяти лет, журналистов из местных СМИ, музейных и библиотечных работников. Члены диспут-клуба готовят в течение года лектории для средних и младших школьников по проблемам защиты прав ребёнка, разрабатывают различные памятки по научной организации учебной деятельности (например: «Как составлять план устного или письменного высказывания (простой, сложный, тезисный)?», «Как анализировать стихотворение (рассказ, повесть)?», «Как составлять и оформлять конспект (реферат)?» и другие). Результаты деятельности  диспут-клуба «Laterna magica» («Волшебный фонарь»)  подводятся  ежегодно на отчётно-творческой конференции, где члены клуба отчитываются о проделанной работе, намечают перспективы на будущий год. Кроме того, группой социологов готовится и проводится традиционное анкетирование среди учащихся 8-11 классов с целью выявления их креативно-когнитивной мотивации в процессе участия в клубной работе.

Завершаются общешкольные фестивали регионального компонента «Дни России и Дона» проведением Единого методического дня, в ходе которого подводятся итоги всех фестивальных мероприятий, определяются победители конкурсов, учителя-предметники выступают с творческими отчётами по темам самообразования. Уверены, что описанные выше фестивали также способствуют успешной социализации школьников средствами русского языка, изобразительного искусства и музыки, истории и обществознания и других учебных предметов (причём, предметов не только социально-гуманитарно-эстетического цикла, но и предметов других методических циклов). Но самая главная роль в подобной социализирующей работе отводится, естественно, учителям-словесникам, ибо они активно формируют и развивают у школьников прежде всего коммуникативную компетенцию – одну из важнейших составляющих общеучебных умений и навыков учащихся.

Помимо описанных выше «Урока России» и фестивалей «Дни России и Дона» мы организуем и другую внеклассную предметную работу на основе лингвострановедческого подхода. Этот подход даёт учителю русского языка  (особенно в рамках внеклассной, кружковой  работы по предмету) возможность познакомить учащихся с культурой русского народа – носителя изучаемого языка, с особенностями быта, образа жизни, историей, традициями, географией страны и её регионов. Весьма результативны в этой связи фольклорно-этнографические экспедиции по старинному казачьему хутору Грушевско-Власовскому, в районе которого располагается наше образовательное учреждение. Подобные акции мы обычно проводим в мае-июне с целью сбора вариантов былей  и быличек, пословиц и поговорок, песен и частушек хуторян (мы записываем их на бумажных и магнитных носителях). Затем собранные материалы обрабатываются и используются на занятиях ЛИТО «Власовские копи» в качестве наглядно-дидактических иллюстраций. Сейчас мы рассматриваем возможность создания на основе собранных материалов сайта, где хотим поместить не только накопленную иллюстративную и дидактическую наглядность, но и методические рекомендации по организации и проведению, обработке и презентации данных по фольклорно-этнографическим экспедициям.

Не менее эффективны и результативны также экскурсии по Донскому краю, которые мы организуем в рамках внеклассной предметной работы для учащихся 5-11 классов – с посещением Музея истории казачества в г. Новочеркасске (5-8 классы), областного историко-краеведческого музея в г. Ростове-на-Дону (6-9 классы), православных храмов в г. Шахты (8-10 классы), музея-заповедника «Танаис» (9-11 классы), музея Аксайской таможни (9-10 классы) и других достопримечательных мест.  Всё это способствует воспитанию у детей и подростков  национально-этнической толерантности, сближению народов и этносов, пробуждению интереса к другим странам и народам через изучаемый русский язык.

Может быть, сейчас создаётся ложное впечатление, что социализацию личности лучше и целесообразнее всего организовывать именно во внеклассной работе по предмету. Однако, такая иллюзия рассеивается, если имеется системный подход и в урочной деятельности. Помочь ученику войти в образовательное пространство можно только в системе, гармонично сочетая и варьируя урочные и внеурочные формы, приёмы, методы и технологии формирования и развития предметных и ключевых компетенций школьников, обеспечивая, таким образом, личностную социализацию. В частности, в рамках проводимой нами работы по преодолению так называемой лингвокультурной интерференции,  психологической основой которой является  перенос языковых умений и навыков, национально-этнических стереотипов речевого и социально-культурного поведения индивидов, наиболее эффективными и результативными становятся следующие приёмы, методы и технологии, составляющие некую «лабораторию системной социализации личности»:

•изучение и анализ практически на каждом уроке (в ходе акцентологических или орфоэпических тренингов) типичных акцентологических и орфоэпических ошибок, допускаемых учащимися представленных в нашей школе белорусской, украинской, кавказской, цыганской национальностей, а также учащимися из казачьих семей (5-8 классы); работа со словарями – орфоэпическим, ударений, донских народных говоров и другими справочными пособиями;

•создание в рамках внеурочной, кружковой  работы по русскому  языку службы лингвистической экспресс-помощи, где индивидуальным или групповым способом рассматриваются и комментируются ошибки, допускаемые учащимися «группы лингвистического риска» (5-7 классы, с привлечением старшеклассников-консультантов, для которых русский язык является родным);

•ежедневные на уроках русского языка артикуляционные «разминки» (методика которых хорошо разработана и активно применяется при изучении иностранных языков в вузах и на подготовительных курсах русского языка для иностранцев), позволяющие научить ребят (как из группы «лингвистического риска», так и русскоязычных) правильно артикулировать те или иные гласные и согласные звуки русского языка (5-7 классы); работа со словарями и справочниками;
после урока (в продолжение артикуляционных «разминок»)

•создание в рамках внеурочной, кружковой  работы по русскому  языку службы аудирования. К сожалению, в процессе преподавания русского языка аудирование учителями-словесниками практически не используется на уроке, либо используется на уроке не столь часто, нежели при обучении иностранному языку. А ведь именно аудирование учит ребят слышать и понимать чужую речь, прививает ученикам навыки коммуникативной культуры, толерантность, умение вести цивилизованный диалог. Аудирование, как показывает наш опыт, уместно в любом классе, но более всего целесообразно в 5-7 классах, где углубляются и расширяются основы формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Актуален также аудиовизуальный метод, в том числе современные информационно-коммуникационные технологии, в рамках чего можно создавать  на уроке  речевые ситуации для построения высказываний (обсуждения и комментирования) на различные темы в процессе организованных  перед уроком  (на занятиях кружка) просмотров кинофильмов, телепередач, озвученных диафильмов, видеозаписей, экранных пособий, электронных презентаций и прочих форм совмещения звуковых и слуховых восприятий школьников (особенно при изучении лексики и фразеологии в 7-8 классах, синтаксиса и стилистики в 9-11 классах, общих сведений о языке в 5-11 классах).

Охарактеризованные приёмы, формы, методы, технологии развития языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся  позволяют учителю русского языка выстроить оптимальную, по нашему мнению, траекторию социализации личности в современном поликультурном пространстве, способствуя решению актуальной сегодня  задачи по формированию толерантного сознания населения и, таким образом, успешной реализации государственной национальной политики в Российской Федерации, а также развитию у подрастающих поколений россиян гражданско-патриотической культуры, интереса к другим языкам и культурам.