Перечитывая Соленого

Галина Лоскутова 2
Я нашла в интернете этот текст чисто по профессиональным соображениям. Стало интересно, как смог автор добиться такого отклика в душе ребенка в те далекие годы. Память сохранила всего два момента, но зато отчетливо.  Как совсем еще маленький щенок ловил морские пузыри на берегу и как плыл в конце повести изо всех сил, чтобы снова оказаться с друзьями. Уже умирал, но плыл…

Я принялась перечитывать повесть. Многие, наверное, тоже ее знают и помнят. Это «Соленый пес» Федора Кнорре. И вот уже погружаясь в давно забытый текст и выветрившиеся из памяти события повести, я стала ловить себя, что постепенно начинаю припоминать и тот эпизод, когда у мамаши Соленого утопили щенков. И как она рыла подкоп под забором, чтобы снова быть рядом со своим беззащитным сынишкой. И как Соленый остался совсем один в большом и враждебном городе. И так же, как в детстве, снова защемило от жалости к маленькому существу, которому неоткуда было ждать помощи.

Я бежала по тексту дальше. Уже не обращая внимания на то, как автор выстраивает фразу, диалоги, композицию, как описывает место действия и героев. Я как тогда, много лет назад, была в то момент там, где проходила жизнь умного и преданного существа по кличке Соленый пес. И по-прежнему перед глазами вставали очень отчетливые до мелочей картины: как он мечется на берегу в надежде встретить корабль, от которого однажды отстал, как бедного пса посадили на цепь, как к нему прибегала маленькая заискивающая собачонка, как убежал он от своих хозяев, как наконец почувствовал знакомый запах – запах иной жизни и родных ему людей.

Снова ком подкатил к горлу, снова стала приговаривать про себя: давай, давай, греби, не тони, еще немного…

И наконец развязка. Пес спасен. Снова он в кругу товарищей, которые его никогда не оставят в беде, снова он дома, на корабле. Слава богу!

Неподдельная радость за любимого героя из детства. А вместе с радостью нахлынули и воспоминания того времени, когда папа не раз и не два по моей просьбе читал мне эту замечательную повесть. Игры во дворе, смешные детские проблемы вроде той с какой силой надо подталкивать битку, когда прыгаешь в классики. Или какой предлог найти, чтобы подольше задержаться на улице. Невольно вспоминаются целые эпизоды жизни, а вместе с ними фрагменты любимых фильмов, потому что кинематограф в то время был тесно переплетен с жизнью реальной. «Дубравка», «Старая, старая сказка», «Три толстяка», «Алые паруса»... Как не хватает сейчас этих дивных и чистых по замыслу фильмов!

Недавно по ТВ показывали «Республику ШКИД». До сих пор не могу равнодушно смотреть сцену, когда к Мамочке в больницу приходят детдомовцы. А потом «пионэры». Наверное, я чересчур сентиментальная, но в этот раз едва не навернулись слезы. Не только из жалости к побитому беспризорнику, а еще потому, что поняла в какой-то момент: того времени с его великодушием, благородством и щедростью на добрые поступки, с его чувством товарищества уже никогда не будет.

Потом подумала: когда после окончания школы вступила во взрослую жизнь, еще долгие, бесконечно долгие годы ждала, когда наконец попаду в такой же здоровый коллектив, состоящий из товарищей, а не просто из сослуживцев, которым все до фонаря. Пока наконец не поняла, что или лгали те хорошие фильмы, или просто я не застала то лучезарное время…



И почему-то вспомнилась подруга. Вредная, задиристая. Но эта маленькая разбойница однажды заревела навзрыд, когда посмотрела детский фильм о воздушном шарике, который в конце фильма лопнул. Всего-то лишь, да? Но ребенок рыдал от жалости к неодушевленному существу, уткнувшись в подушку. Вспомнила также, как уже став взрослой и устроившись в школу, читала детям на уроке литературы «Муму», и одна ученица, оторва каких поискать, так же вот рыдала от сострадания к маленькой собачонке и немому богатырю, уронив голову на руки и орошая слезами помятый учебник. Так велика была сила искусства.

Ни у одной из девочек жизнь не сложилась. И какой смысл тогда от такого сильного эмоционального потрясения? – подумалось тогда. Если и вспомнит хоть одна из них те минуты, когда до боли было жалко кого-то, наверняка подумает: вот ведь дурочка была!

И вот уже как ложка дегтя примешалось к щемящим воспоминаниям о добром времени детства какое-то упрямое саднящее чувство: чего было больше в тех старых фильмах и книгах - пользы или вреда? Ведь вырастая открытыми миру, доверчивыми, люди, выросшие нахорошем и добром, однажды ломаются. Извечное противоречие между тем, что дает большое искусство и тем, что преподносит реальная жизнь…

Когда-нибудь у меня будут внуки. И я уже сейчас думаю, какие книги им читать. Те, которые открыли мне в детстве? Добрые, запоминающиеся на всю жизнь сильными эмоциональными переживаниями? Или жесткие, чтобы воспитать их «крутыми», дабы они смогли постоять за себя?

Какими им быть? Внимательными или агрессивными? Альтруистами или эгоистами?
Известный генетик Владимир Эфроимсон утверждал, что оба последних качества – результат тысячелетних лабораторных опытов природы. Что мы и кто мы? Подопытные создания эволюции, бесконечный полигон для экспериментов или разумные сознательные существа, способные выбирать свой собственный путь в Мироздании? И какой это путь? Созидательный или варварский?