Франкенштейн ХХ века

Олег Хлобустов
Накануне террористической атаки 2001 года на города США Нью-Йорк и Вашингтон, 9 сентября участники «клиокампфа» (выражение С.Е. Кургиняна, дословно – битвы за историю), в студии «Суда времени» обратились к крайне актуальной теме современного терроризма.
Хотя сама по себе постановка вопроса дискуссии – Осама бин Ладен – «террорист № 1» или пешка в чужой игре? – и не совсем корректен.
Да кто сказал, что «террорист № 1», король, президент, генеральный секретарь, в конце концов,  не может быть «пешкой» в  «чужой» политической или геополитической «игре»?! Скорее первое предполагает второе.
Разве президент Г. Трумэн в своей  политике руководствовался только собственными воззрениями, а не выражал интересы неких влиятельных политических сил, остававшихся в тени, но безоговорочно поддерживавших его курс?
Да к тому же следует различать «Осаму бин Ладена образца 1978», 1985, 1998  и 2001, 2010 годов!
Тем не менее, бесспорно, что этот гомункул, любовно выпестованный резидентами ЦРУ в Пакистане в 1980-1981 годах, «отец «афганских» арабов», прибывших бороться с кабульским правительством Афганистана, этот поистине «Франкенштейн ХХ века», стал знаковой политической фигурой международного масштаба.
Таким образом, работать -  вместе и на интересы ЦРУ США  в Афганистане, - 32-летний саудовец Осама начал «пешкой» в чужой геополитической игре.
Но, по известным всему миру правилам, пешка обладает потенциальной возможностью стать всесильным ферзем.
И, после выхода из роли всего лишь агента ЦРУ, бин Ладен стал в начале 90-х годов самодостаточной политической фигурой, правда, пока что  только определенных кругов «третьего мира», создав и возглавив некое межгосударственное политическое движение, призванное бороться за весьма конкретные политические цели (создание «исламского халифата», выход на разговор «на равных» с погрязшим в грехе и разврате «безбожным Западом»), а также значительные материальные средства, американское оружие, подготовленные западными инструкторами кадры наемников-террористов, и разветвленные организационные структуры во многих странах от Египта и Сомали до Филиппин и Таджикистана….
У него были союзники, например, известное движение «Братья мусульмане».
Почему американские спецслужбы быстро идентифицировали организатора террористических акций 11 сентября 2001 года?
Да потому, что с начала 90-х начали «присматривать» за своим бывшим агентом в Пакистане, порвавшем с хозяевами и объявившем им «священную войну»: с 1996 года бинладеновская «Аль-Кайда» ежегодно совершала один серьезный террористический акт против американских объектов в каком либо исламском государстве.
Кто же стоит за спиной «террориста № 1»?
«Международный фронт джихада» (МФД) – весьма влиятельные, пусть и теневые, даже маргинальные силы некоторых ближневосточных и азиатских государств, обладающие как огромными материальными ресурсами, так и немалыми геополитическими амбициями, которые способны планировать и финансировать террористические акции во многих странах мира.
 С территории Пакистана, а после утверждения в Кабуле режима талибов и в Афганистане, создал сеть учебно-тренировочных лагерей для подготовки боевиков родственных ему исламистских организаций, в частности – исламской оппозиции в Таджикистане, Узбекистане (Исламское движение Узбекистана, ИДУ).
Руководитель ИДУ Джума Намангани даже был в 2001 г. был произведен в «генералы Талибана».
Эмиссары бин Ладена, в частности Хаттаб и Аль Заркауи, посещали Чечню (Аль Заркауи в сентябре 1996 г. вместе еще с 4 эмиссарами «Аль-Кайды», был арестован в Дагестане за нелегальный переход с территории Чечни, осужден на 3 месяца, но освобожден досрочно вследствие вмешательства некоторых депутатов Государственной Думы), где были созданы и инспектировались учебные лагеря – «Центры «Кавказ».
Под патронажем бин Ладена находилось известное международное движение «Хиз-ут-Тахрир» (ХУТ), действующее и ныне на территории нашей страны, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Китая и многих других государств.