183 письма с Севера. 2000 год. Главы 163-165

Леонид Николаевич Маслов
Глава 163


     Когда мы занесли все вещи в дом и начали переодеваться, мамулька первым делом захлопотала на кухне, а потом, увидев, что мы «готовы», переложила приготовление обеда на Таню (мою сестру), и повела нас показывать огород — своё любимое детище, без которого не мыслила жизни. Показала дальнюю полоску, здесь уже посажена картошка, даже появились росточки (я про себя отметил, что посадили раненько, не как наши родственники в Мысках). Потом подвела к кусту сирени. Боже! Какая красота, какие цветы! Мы, северяне, только и имели возможность полюбоваться природой во время отпуска, поэтому «красоту земную» в виде цветов воспринимали очень обострённо, как-то по-особому. Я заметил, как Лёлюшка, наш любимый взрослеющий ребёночек, нежно прикасалась к сиреневым лепесткам и осторожно их гладила пальчиками.
     — Лёля, чем пахнут цветочки? — поинтересовался я.
     Дочурка долго принюхивалась, потом сказала:
     — Сиренью, пап! И маем!
     Как же всё это трогательно! Как хорошо быть здесь, возле родной матушки, в окружении своей семейки, в дворике, таком родном!

     Из сентиментальной минутной паузы меня вывел голос мамы:
     — Огород в основном ещё не вскопан, дожди проклятые замучили... Помидорная рассада уже большая, надо скоро высаживать. А вот на этой грядке я высадила восемнадцатидневную редиску — уже полмесяца прошло, а она, паразитка, ещё не взошла. Ничего не пойму, земля холодная, что ли...
     — Наверно, семена бракованные, — отозвалась Люба, — но ничего, мы вам из Мысков привезли хороших семян редиски, с белым хвостиком. И семян огурцов.
     — Ну, пойдёмте кушать, — встрепенулась мама, — время поговорить ещё будет.

     После того, как мы «заморили червячка», мама осторожно поинтересовалась у меня:
     — Надолго, сынок, приехал?
     — Не знаю, мам. Надо кое-какие дела сделать.
     — Будете мотоцикл с гаражом продавать? — настороженно спросила она.
     — Будем. Кондиционер хочу отправить в Тихорецк. Бачки алюминиевые, подаренные нам тёщей, отдам тебе. Они в гараже. И хочу нынче забрать с собой письма, которые писал тебе много лет, напишу на их основе книгу воспоминаний о Севере. 
     — Бачки хорошие, — отозвалась мама. — А письма я приготовила, заберёшь.
     Сейчас я объясню читателю, с какими же планами мы приехали в Ермак, на первое место, конечно же, ставя желание повидаться тут с родными.

     Уезжая в 1978 году на Север, мы с Любой намеревались когда-нибудь, что вполне естественно, вернуться жить сюда, в Ермак. Как-никак здесь есть квартира, здесь живут практически все родные, да и вообще — куда ж ещё возвращаться? Эти намерения мы вынашивали вполне серьёзно на протяжении многих лет. В подтверждение этого в 1989 году купили тут даже мотоцикл с люлькой и для него гараж, предполагая, что по возвращении с Севера купим ещё и машину. Когда с 1991 года началась «карусель» с ГКЧП, развалом СССР, созданием СНГ, и объявлением суверенитета бывшими союзными республиками, мы с Любой начали понимать, что возврат в Казахстан становится под большим вопросом. В 1993 году за бесценок вынуждены были продать здесь свою двухкомнатную квартиру. А купив в августе1997 года квартиру на Кубани, вопрос с возвращением в Ермак окончательно закрылся — только в гости. В этот свой приезд решили мотоцикл с гаражом продать.

     Здесь же, у мамы, находился наш кондиционер «БК-1500». Это довольно дорогой и хороший агрегат, который я в своё время я выменял у шурина Володи Муравейникова на свой мотороллер «Турист». Кондиционеру уже без малого лет двадцать, но внутренности совершенно новые — он практически не работал. В Тихорецкой квартире у нас стоял японский кондиционер в спальне, но мне хотелось, чтобы  подобный агрегат занял достойное место и в окне зала. Лучше, чем «БК-1500», и не придумать. Оставалась «маленькая» проблема — как его отсюда отправить? Вес у него приличный, около 60 килограммов.

     Когда в 1997 году мы написали маме в письме, что купили на юге, в Краснодарском крае, квартиру, она особой радости не выказала. Старушка поняла, что ездить в гости к ней мы теперь станем крайне редко. Так и вышло. И вот теперь, когда она расспрашивала меня, надолго ли мы приехали, у меня не хватало смелости сказать, что будем здесь недолго, недели две. Я решил сменить тему.
     — Расскажи, мама, как ты тут поживаешь?
     — Как живу? Не дай Бог, как живу! Надоело всё... до предела... Наталья совсем перестала ходить...

     И мама вкратце рассказала о неприятной истории. Вроде бы Татьяна зимой по какому-то делу приходила домой к Наталье, а через некоторое время Наталья заметила, что у неё куда-то пропало золотое изделие (то ли цепочка, то ли колечко, сейчас уже точно не помню). Она обвинила в хищении сестру, потому что кроме неё никто к Натальи не заходил. Татьяна отпиралась. Разругались сёстры в пух и прах. А поскольку Татьяна жила с мамой, то и сама Наталья, и вся её семья приходить к маме перестали. Даже большой огород, что Саша с Наташей распахали лет пять назад возле дома мамы, они полностью забросили, и стали пользоваться только своей загородной дачей. Рассказывая об этом мне, мама едва не плакала. Возможно, ждала от меня, как от старшего сына, какого-то совета, но я совсем не знал, чем ей помочь.

     — И Татьяну я выгнать не могу, — грустно рассуждала мама, — куда я её выгоню? Пропадёт. И ничего поделать с ней не могу, такая уж она уродилась. На меня последнее время стала покрикивать, винит меня в том, что жизнь у неё не сложилась. Хотя сама виновата. Прямо не знаю, сынок, что и делать...
     — А давай, маманчик, перебирайся жить в Тихорецк! — предложил я. — Квартира там пустует, вся обстановка есть. Лето почти круглый год, все имеют дачи. Мы ежегодно отпуск там проводим. Будешь как царица! А Таня здесь будет сама себе хозяйкой, человек-то взрослый...
     — Что ты, что ты, Лёня! — запричитала мама. — Я там все глазоньки в окошко просмотрю и через полгода от тоски помру. Нет уж, помру лучше тут. Всю жизнь здесь прожила — куда на старости поеду? Нет, нет, сынок...

     На этом разговор и закончился. Я знал свою маму, знал её характер — хоть озолоти, но с насиженного места ни-ни. От разговора на душе остался неприятный осадок, не столько от упрямства мамы, сколько от разлада среди родных.

     27 мая день выдался тёплый, солнечный. Мы отправились в гараж — я, Люба и Виталик. Идти далековато, километра два, пока шли, внук задавал нам десятки вопросов, на которые в основном отвечал я.
     — Деда, а почему здесь дома такие маленькие, не как у нас в Надыме?
     — Потому что эта часть города — старая, домики здесь у людей собственные, небольшие, построенные давно.
     — А большие дома тут есть? — допытывался внук, имея в виду многоэтажки.
     — В новой части города есть, разве ты не видел, когда мы приехали?
     — Ой, видел. Деда, а почему люди живут в маленьких домах, а не в больших?
     — В собственном доме, в отличие от многоэтажного, люди могут держать для себя коров или козочек, от которых получают свежее молочко, затем курочек, от которых получают кокушки*. Всё это для них бесплатно, не надо в магазине покупать.

     Помню, когда наша Лёля была такая же маленькая, как сейчас Витас, она так же, без умолка, задавала миллион вопросов независимо от того, были мы в Надыме или в отпуске. Теперь, отвечая на вопросы внука, я был человеком подготовленным.
     — Деда, а почему у ба... у прабабушки нет ни коровки, ни курочек?
     — Потому что старенькая, ты же видел? Тяжело держать, — подсказала Люба.
     — А когда она была молодая, держала?
     — Держала, держала...
     — Деда, а ты тогда где был?
     — Я был маленький, как ты, и вопросов разных задавал поменьше.

     Витас понял, что пора передохнуть, тем более что впереди показались гаражи. А вот и наш. На двери — один замок висячий и один внутренний, гаражный. Оба открылись легко. Мотоцикл, мой стальной ярко-красный конь, стоял в той же позе, к какой я его оставил четыре года назад — на подножке, люлька открыта, сидения, правда, прилично запылились и заднее колесо немного спущено. И ещё нужен аккумулятор, бензин, немного ремонта — потом можно будет готовить мою технику для продажи. Закрыв гараж, мы вернулись домой.
     _______________
     * В разговоре с детьми мы кокушками называли яйца. Кстати, в словаре В.Даля это слово так и значится.


Глава 164


     В этот же день в гости к маме пришло всё семейство Васильевых — Сергей с Олей  (моей сестрой) и их детишки: Полина, Миша и Илюха. Все выросли, не узнать — за четыре года много воды утекло. Во дворе сразу стало, как и всегда в таких случаях, шумно, весело. Мама приготовила вкусный плов, принесла из погреба чудесных маринованных огурчиков, появилась бутылка водочки, и мы под хорошую закусь отметили наш приезд в отпуск. Между делом я спросил у Оли с Сергеем, можно ли мне на их адрес (и телефон) дать объявление о продаже мотоцикла с гаражом? Они не возражали.

     Погода в эти дни немного наладилась. Я сходил на железнодорожный вокзал в отдел грузоперевозок, чтобы узнать, как можно отправить кондиционер в другой город. Мне подсказали, что отправка таких грузов производится в Павлодаре, и рассказали, каким образом необходимо оформить груз: надо упаковать его в деревянный ящик, и чтобы вес не превышал семьдесят килограммов. Вернувшись домой, полученной информацией поделился с мамой и Любой. Мама сказала, что у неё за банькой есть небольшая поленица мелких досок, среди которых можно что-то подобрать для изготовления ящика. Действительно, дощечки оказались хорошими. Сняв размер кондиционера и, вооружившись молотком и ножовкой, я с помощью «главного моего конструктора» Витаса приступил к изготовлению нужной мне тары.

     В этот же день, 28 мая, ближе к вечеру я, Люба, Лёля и Витас пошли в гости к дяде Андрею Маслову. (Дядя Андрей наш родственник в третьем колене). Кроме него, дома находилась его старшая дочь Тамара (Лёлина крёстная).

     Дядя Андрей только что пришёл из своей баньки, весь раскрасневшийся. Нашему приходу обрадовался, особенно Тамара — она «свою племяшку» Лёлечку давно не видела, и сейчас просто не могла поверить, что та так выросла и повзрослела! Когда восторги немного приостыли, мы с Любой присели возле дяди Андрея и выразили ему свои соболезнования в связи со смертью его жены — Марии, которая умерла в сентябре 1998 года. Мария Даниловна была одной из первых моих учительниц, когда я учился ещё в 3-4 классах. Время идёт незаметно, но жизнь проходит быстро...

     Пока Тамара готовила ужин, мы все вышли во двор, дядя закурил папиросу и так, не выпуская её изо рта, повёл нас к гаражу, пристроенному к дому, чтобы показать машину «Нива», которую ему купила Тамара. Действительно, красивая — светло-бежевого цвета, вся блестит. Номера казахстанские на импортный лад: S 185 BYM.
     — Хорошая машина, — сказал я, потом пошутил, — и номера интересные, то ли бум, то ли бим.
     — Так, вид неплохой.— Затянувшись папиросой, спокойно отозвался дядя, и, немного попыхтев, добавил: — Номера нормальные, я на них не смотрю, а вот ездить на ней на охоту и на рыбалку — цены нету: зверь! Твой-то мотоцикл ещё живой?
     — Живой... Хочу нынче его продать. Кстати, дядя Андрей, тот аккумулятор от мотоцикла, который я оставлял у вас, сохранился?
     — К сожалению, «умер». Я его пытался подзаряжать, но он и не «дышит», старый уже, срок годности закончился. Если нужен, он в гараже стоит.
     — Жалко, что пропал, придётся покупать новый.
     — Сейчас это не проблема. Добра этого нынче в магазине полно...

     Вскоре Тамара пригласила всех на ужин. Когда совсем стемнело, мы поблагодарили хозяев за гостеприимство и вернулись домой.

     *****

     Отпуск продолжался. Утром 29 мая я и Люба сходили в город, на рынке купили карпов (захотелось рыбки), а в магазине автозапчастей купили для мотоцикла новый аккумулятор какой-то современной марки, сухозаряженный: кислоты налил — и готово.

     Только пришли домой, неожиданно во двор вошло всё семейство Бельских — Саша, Наталья (моя сестра), их дети — Марина, Оля и Кристина. Ну как не прийти — брат же с севера приехал, четыре года не был, грех не повидаться! Наш приезд — удачный повод для визита. В доме началась суета: давненько не приходила сюда Наталья с мужем и внучками.

     Пока говорили, обменивались новостями, неожиданно небо затянуло тучами, и хлынул небывалый ливень, словно водопад. Лил мощно, неистово. Всё это сопровождалось молниями и жуткими громовыми раскатами. Все сбились в домике, негромко обсуждая природный катаклизм. Виталька ничего подобного раньше не видел, поэтому с нескрываемым любопытством, и в то же время с некоторой долей испуга смотрел на водяной шквал то через окно, то через приоткрываемую кем-то дверь. Чтобы скоротать время, наша Лёлюшка с Кристиной взяли карты и, усевшись на диване, стали резаться в дурака.

     Когда дождь немного утих, мы все высыпали на улицу. Ти-ши-на! Только изредка доносились удаляющиеся раскаты грома, а с крыши по желобку не спеша стекали остатки воды. И вдруг дождь начался снова, теперь мелкий, нудный. Мы все уже и пообедали, и поужинали, и попили чай, а с неба всё сыпало и сыпало. Наташа с Сашей и их девчата так и не дождались, когда дождь закончится, взяли зонты и, обходя лужи, пошли домой.

     *****

     Наступило 30 мая. С утра ярко светило солнце, дул свежий ветерок, о вчерашнем ливне напоминали разве что только редкие лужицы. День, казалось бы, не предвещал ничего плохого. Но, возможно, он был «неблагоприятным», потому что в этот день произошла досадная неприятность, положившая начало некоторому охлаждению взаимоотношений между мной и мамой. Не скрою, виновником был я. Об этом расскажу подробнее.

     После завтрака мы с Витасом взяли аккумулятор, который я уже накануне подготовил для работы, и пошли в гараж — решили наладить мотоцикл и покататься на нём. Первым делом установили аккумулятор и, подкачав заднее колесо, выкатили технику из гаража. К моему удивлению, мотоцикл завёлся чуть не с первых тычков. Правда, поначалу прилично подымил, но постепенно приработался. Я надел каску, вторую дал Витасу, усадил его в люльку, и, ликуя, мы покатили.

     Приехав домой, похвалились Любе, что мотоцикл в порядке, работает как часы, после чего занялись с внуком ящиком для кондиционера. Работали часа два, вскоре Люба позвала нас на обед.

     И тут вдруг меня словно током ударило: «А где ж ключи от гаража?» Обыскал все карманы, посмотрел в люльке, спросил у Виталика — нигде нет. Неужели выронил возле гаража? Стараясь не выдать своего волнения, сказал Любе, что не могу найти гаражные ключи, придётся съездить к гаражу. Она очень выразительно посмотрела на меня своими красивыми голубыми глазами и в свойственной ей манере иронично спросила:
     — Что, склероз?

     Я усадил Витаса в люльку (вот уж он был рад снова прокатиться!) и мы рванули к гаражному кооперативу. Когда подъехали к своему гаражу, я увидел, что ключи аккуратно свисали из замочной скважины, дверь прикрыта, но не на замке. У меня отлегло на душе — ключи не пропали. Мы зашли внутрь, я решил посмотреть, всё ли на месте? Кажется, всё цело. Канистра — на месте, радиоприёмник старый тоже на месте. Но вот чего-то вроде не хватает. Я начал вспоминать, чего же нет? Ёшкин свет! Вспомнил, отчего мне просто стало дурно — нет двух, подаренных нам когда-то моей тёщей, алюминиевых пищевых бачков, один — на двадцать литров, второй — на сорок. Вот это да...

     Я вышел из гаража и посмотрел, нет ли кого поблизости, чтобы спросить, может, кто что видел, но вокруг — ни души. Закрыв гараж, подъехал к будке сторожей, там был только один охранник. Я объяснил ему ситуацию, но он ответил, что ничего и ни кого не видел. Понятно. Даже если б и видел, не сказал бы. А, может, и сам взял. Но подозревать — дело неблагодарное.

     Возвращаясь домой, я на чём свет стоит, клял себя, что так глупо расслабился и забыл ключи в дверях гаража, прямо как наваждение. И вообще, почему не отдал эти злосчастные бачки маме раньше? И чего я их держал в гараже столько лет? Непонятно. От досады за оплошность места себе не находил. И ещё, как назло, на днях сказал маме, что отдам ей бачки для баньки. Ну вот — помылась бабушка! Спасибо сынку!

     Когда я, сгорая от стыда, рассказал маме о приключившейся неприятности, понял, что она в мою оплошность, граничащую с глупостью, не поверила. Может, даже ненароком подумала (затаив обиду), что бачки эти я или продал кому-нибудь, или подарил. Сколько лет прошло, а чувство какой-то вины перед мамой всегда гложет меня, когда вспоминаю этот неприятный случай. Единственный человек, кто поддержал меня и поверил мне, это моя жёнушка (она то уж меня хорошо знает, не мог я сподличать):
    — Знаешь, это было как послание с небес от моей покойной мамы: наверно, не хотела она, чтобы этим её подарком кто-то пользовался кроме нас. Так что не терзай свою душу. А ворам воздастся...
     И правда — от этих мыслей стало легче.


Глава 165


     С конца мая и до нашего отъезда на Кубань, который мы наметили на 10 июня, погода стояла отвратительная: день — дождь, полтора дня — сухо. В эти дни я дал объявление о продаже гаража с мотоциклом, и делал ящик под кондиционер. Кроме этого подремонтировал маме сарайчик для угля, пол в бане (совсем сгнил), и своей электропилой «Элпи», которая несколько лет находилась у мамы, накромсал ей дровишек. Также подремонтировал крышу и коридорное окно.

     Дня два ушло на приобретение железнодорожных билетов до Тихорецка. За каждый билет с нас взяли примерно по 3.000 рублей (по 100 долларов), это от Омска до Тихорецка. А от Павлодара до Омска билеты брали отдельно (ходит такой поезд из четырёх вагонов, делая крюк через Кулунду). Я не успевал бегать на рынок и менять наши рубли на казахские тенге. В Омске позже узнал, что если бы брали билеты до Тихорецка в омской кассе, обошлись бы они нам в четыре раза дешевле (по 25 долларов)! Крепко обиделись мы с Любой тогда на казахов и их порядки по продаже билетов. И ведь не подсказала кассирша, хоть и русская была. Столько денег потеряли зря.

     4 июня мы с Витасом доделали ящик и упаковали в него кондиционер. Остаток дня я посвятил ремонту дома и посадке картофеля на Натальином огороде. Не пустовать же плантации! Огород не вскапывали, просто делали лунки и сажали в них картофелины.

     Накануне мы с Любой ходили на рынок и купили (помимо продуктов) полтора литра кумыса. Этот напиток, не скрою, очень люблю, хотя Люба и Лёля относятся к нему с прохладцей. Я решил угостить кумысом внука, но тот тоже заартачился — всё-таки это не кефир, не простокваша и, тем более, не вкусный йогурт. Тогда я применил «тяжёлую артиллерию» — сказал Витасу, что не возьму его кататься на мотоцикле, если он не выпьет полстакана кумыса. Погрустнел мой юноша, долго смотрел на стакан, где была налита белая спиртосодержащая жидкость, потом слегка попробовал и... мелкими глоточками через силу всё выпил. Ну, молодец! Ну, герой!
     — Вкусно? — спросил я.
     — Нормально, — кисло улыбнувшись, откликнулся внучок.
     — А ты знаешь, что кумыс полезен? Он убивает в организме туберкулёзную палочку! — на ходу провёл я курс медицинского ликбеза.
     По глазам внука понял, что про туберкулёзную палочку он слыхом не слыхивал, а вот крабовую — знает, и очень любит. Может, для него это одно и то же?

     На меня нашло веселье, я начал ёрничать, вспомнив старую шутку:
     — Знаешь, Люба, вот я вчера два стакана кумыса выпил, так всю ночь кобыла снилась!
     И громко рассмеялся. Моя мадам с сочувствием глянула на меня, как на потерянного для общества человека, покачала головой и вышла из кухни. 

     На пятое июня, это был понедельник, я с Любой наметили поездку в Павлодар, чтобы отвезти наш упакованный кондиционер и сдать его на ж/д станции в багаж, но планы нарушились. С утра погода резко испортилась, и вскоре начался ливень. Ужас! Он то прекращался, то начинался снова, трудно было поверить, что на дворе июнь.

     Виталька в перерывах между «капелью» садился на оставленный кем-то трёхколёсный велосипедик и от безделья гонял по асфальтовым бабушкиным дорожкам. Лёлюшка наша загрустила, тихо сидела на диване и разгадывала сканворды в газетке «Крот», иногда читала какую-то историческую книжку. И тут в гости к ней под зонтиком неожиданно пришла Кристина, Натальина дочь. Вот уж Лёля обрадовалась! Подолгу о чём-то друг другу потихоньку рассказывали. Впоследствии я заметил, что они очень подружились, тёплые отношения у них остались навсегда.

     6 июня наступило лето: солнечно, тихо. В этот день нам удалось отвезти в Павлодар свой кондиционер. Сейчас сижу, пишу воспоминания, (сегодня 4 февраля 2006 года, суббота), а сам думаю: и откуда у нас тогда бралось столько энергии? Ведь чтобы отвезти кондиционер из Ермака в Павлодар, а это почти шестьдесят километров, нужна машина. Договорился я тогда кое-как  с одним казахом (у него «Газель»), отвёз он нас с Любой в областной центр. Ящик сгрузили у багажного отделения железной дороги, и казах уехал.
 
     Весила наша поклажа почти 80 килограммов (а надо 70) — что-то я не рассчитал: загрузил в ящик кроме кондиционера настольные тиски, книги, какие-то инструменты. Тётка попалась упрямая, заставила меня ящик распечатывать и вытаскивать оттуда «лишние железки». С большим трудом я всё это сделал и, в конце концов, мне выписали приёмную накладную. А с этой накладной отправили в отдел таможенной службы, чтобы там её заверить, иначе нашу вещь из Казахстана не выпустят. Вот незадача-то! Понеслись мы с Любой туда на такси — отдел находился на другом конце большого города — и нашли эту конторку. Там сидели два казаха в фирменных синих костюмах. Долго рассматривали нашу накладную, потом вернули: что-то не так. Меня аж пот холодный прошиб — ну что может быть не так? Стали с Любой советоваться, мол, что делать? Люба предложила: «А давай купим им коньяк и пачку конфет!» Нашли мы магазинчик, купили необходимое, и с этим гостинцем вернулись к таможенникам. Подарок и накладную понесла Люба, через полминуты вышла с подписанным документом.
      
     Когда вернулись домой, в гостях сидела сестра Оля со своими детишками. Она порадовала меня новостью: какая-то тётка хочет купить наш гараж для своего сына. Я тут же помчался по адресу, который Оле дала эта тётка. Хозяйка оказалась дома, мы сговорились по цене, дешевле некуда — за 1.500 р. (50 долларов), я показал ей документы на гараж, и что у нас нет задолженности по уплате налога и за охрану. Только попросил женщину подождать пару дней, пока не продам мотоцикл. Она согласилась.

     Труднее стоял вопрос с реализацией мотоцикла — никто не звонил и не интересовался. Выручил Саша, муж Натальи, спасибо ему — он встретил одного своего знакомого, и тот согласился посмотреть технику. На следующий день Саша свозил меня с этим товарищем в мой (уже не мой) гараж, я показал товар лицом, и мы сговорились — за 3.000 р. (100 долларов). Считай, что подарил. Съездили с покупателем к нотариусу, всё оформили и тут же на моего красного любимого «коника» воссел чужой мужик — новый хозяин.
 
     Вырученные от продажи гаража и мотоцикла деньги я отдал маме. Она хотела отказаться, но я убедил её, что впереди зима, нужны и уголь, и дрова, так что тенге пригодятся. Из всех маминых детей больше чем я едва ли кто ей помогал.

     *****

     Продолжение воспоминаний здесь: http://www.proza.ru/2010/09/17/1397