Экуменизм это примирение

Архимандрит Аввакум Кременчуг
                Да будут едины! Ин.17:11 сказал Господь наш Иисус Христос в Евангелии
Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего
    радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой! ИСАИЯ 52:7
«Если противостояния, войны и ужасы возникают в сознании человека, то и стремление к миру, взаимопониманию должно возникать там же – в сознании людей!» - приблизительный пересказ слов из Устава ООН(Организации Объединенных Наций)
Проходят века, столетия тысячелетия, люди и страны объявляют друг другу войны и мирятся, общества и церкви разделяются, проклинают друг друга, объявляют ту или другую общину неправильной, еретической, то вдруг садятся за стол переговоров, ищут согласия. И так было, и так будет всегда, без конца и края… Но, среди проклинающих и разделяющихся всегда находятся некие «чудаки», а рождают идеи, движут историю всегда, именно таковые, которые вопреки всем правилам разделенного, распаленного ненавистью мира, страстно желают единения и вносят свой посильный вклад в дело мирового христианского, общечеловеческого единства и о таких «чудаках» сейчас моя речь…
Что меня недавно задело, так это, то, что не архиерей, не патриарх, не папа, на высотах своих, а некий простой сапожник и тот в экуменическом делании начал свою миссию, свой посильный вклад.
Папа Римский Бенедикт XVI и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл получили в подарок обувь от  некоего итальянского мастера Адриано Стефанелли, сообщает 26 августа издание "Italy News" со ссылкой на Радио Ватикана. Семидесятидвухлетний сапожник из города Новара в Пьемонте на севере Италии во время общей аудиенции в Кастель Гандольфо ручил Бенедикту XVI две пары новых туфель белого и красного цвета. По словам мастера, пару черных туфель он отправил в Москву предстоятелю Русской Православной Церкви Московского патриархата Патриарху Кириллу.
«Это выражение моего стремления к единству христиан», - заявил Стефанелли».
Путь к объединению долог и бесконечен, если не сказать вообще, что нескончаем. В нашем мире всегда будут находиться идеалисты, считающие, что с помощью писаний или, вот, специально изготовленной обуви можно объединять церкви. Смешно, нельзя! Объединение со вселенской Церковью возможно совершать моментально, без всяких там нарочитых «ходунков-скороходов». Ключ к объединению – осознание! Если человек, посреди всего этого сумрака бытия, обвинений, укоров, прещений осознал, что он един с общиной верующих – он уже в глубине своей души примирил и объединил церкви. Но, это происходило и происходит всегда на личном, индивидуальном уровне и опыте. Это сродни озарению, просветлению свыше от Бога Творца и промыслителя всяческих.
На общественных же началах все униональные и экуменические процессы всегда терпели и в будущем будут терпеть крах. Там, фигурируют очень сложные политические факторы с переделом жизненных пространств, исторических, канонических территорий, имущества, кафедр, что заведомо еще на стадии переговорных процессов зайдет в непреодолимые тупики. Так есть. Но, вот, повторюсь, на личном уровне это иногда возможно. Тут вспоминаются и брат Роже Шютц, основавший общину в Тэзэ, и старец «чудак» Тимофей и Мюнхена и многие другие, о которых я не знаю.
Хотя попытки на церковном уровне всегда есть и тоже будут. Еще одно недавнее интересное событие: Митрополит Минский и Слуцкий Филарет и председатель Совета епископских конференций Европы кардинал Петер Эрдё обнялись перед камерами, «свидетельствуя о желании единства между двумя Церквями», сообщает «Ортодоксия и гетеродоксия» со ссылкой на агентство «Zenit». Фото двух обнимающихся иерархов было размещено в мировых СМИ с заголовком «Братья Европы» («Europe’s Brothers»). Объятие состоялось во время дискуссии «Может ли образованный европеец верить в Божество Христа» 23 августа в рамках XXXI встречи Дружбы Народов, которая проходит 22-28 августа в итальянском городе Римини.
«Время созрело для встречи между Папой и Патриархом. Это может стать возможным даже в 2011 году; в принципе, я не вижу к этому препятствий», — приводит агентство «Zenit» слова митрополита Филарета. «Мы уже некоторое время находимся в диалоге с Католической Церковью, иногда этот диалог обостряется, а иногда напряжение спадает. Сейчас ситуация стабильна, и мы, наши стороны, открыты к диалогу. Я надеюсь, эта атмосфера сохранится», — сказал митрополит Минский Филарет.
Теперь другое, но, с печальным оттенком…
Архиерейский хор Белгородской духовной семинарии РПЦ МП принял участие в экуменическом выступлении "Свет и радость", которое было организовано известным российским поп-музыканом Стасом Наминым и группой "Цветы". Запись этого выступления недавно появилась в Интернете и ее популярность постоянно растет.
С музыкантами группы "Цветы" и приглашенными этническими музыкантами поют и читают молитвы представители пяти основных мировых религий. Тибетский тулку Гьетрул Джигме Ринпоче исполняет молитвы на тибетском языке, муэдзин Яхья Нажмудинович Юсупов призывает Аллаха на арабском, раввин Михоэль Мишуловин молится на иврите, представители индуистского Общества сознания Кришны поют молитвы на санскрите, а на шестой минуте выступления к молитвам подключается архиерейский хор Белгородской духовной семинарии (миссионерской направленности) РПЦ МП во главе с регентом протоиереем Николаем Кацы.
«Уникальное этническое многоголосье, в котором все слышны, все равны и едины, является музыкальным символом истинной красоты и многообразия единства мира. Эта песня стала в определенном смысле гимном экуменистического движения «Единый мир», родившегося в Центре Стаса Намина в 1991 году и уже около 20 лет существующего в форме этнических фестивалей, концертов и записей, объединяющих разные религии, расы и национальности через общий для всех людей язык музыки», - сообщается в аннотации к выступлению.
Дальше больше. Началось обидное и невразумительное, напрочь чуждое духу Евангельского учения. Начались возмущения в среде православных мрачно-злобствующих, да видимо так сильно,
что Пресс-служба Синодального отдела стала всячески оправдываться, и сделала по поводу робкое, испуганное, чуждое духу декларируемого миссионерства, заявление:  «Необходимо заявить, что соединение на световом экране сцены символов пяти религий, представленных в музыкальном произведении, никогда не согласовывалось с православным хором семинарии и данный видеоряд,          к большему сожалению, вызвал смущение среди православных христиан.
Ввиду того, что запись песни «Свет и радость» производилась также для диска группы «Цветы», Синодальный миссионерский отдел заявляет, что текст буклета, прилагаемого к диску, никогда не согласовывался с представителями православного духовенства и сотрудниками Синодального миссионерского отдела. Текст буклета, разъясняющий смысл песни «Свет и радость», не отражает позицию Синодального миссионерского отдела.
Синодальный миссионерский отдел сожалеет, что участие семинарского хора стало причиной соблазна и негативной реакции православных христиан и ответственно заявляет, что смыслом участия хора было свидетельство о православной вере, а не желание нивелировать различия между религиозными конфессиями. Пресс-служба Синодального миссионерского отдела 23 августа 2010 г».
Что тут сказать? Вот, чего недостает нашему православному сознанию, так это духовной смелости, терпимости и взаимопонимания. То, что собрались представители разных религий и разных наций и спели песню, отказавшись от собственных эгоистичных амбиций и дутой надменности, нас живых людей должно бы только радовать. Но, не тут, то было. Наше православное сознание много лет воспитывали на лозунгах негативизма, подозрительности. Нас много лет натаскивали, настраивали, что нас окружают враги, заговоры, что мы единственные правильные люди на этой земле, а все остальные неверные… эта негативная мораль въелась черной сажей в нашу плоть и кровь и в конце концов она сыграет с нами злую шутку в истории. Мы вырастили в Православной Церкви целую армию злобствующих, боящихся, трясущихся, проклинающих, подозревающих… Это просто страшно!
 Сознание будет меняться. Я думаю, что если наше Православие захочет приблизиться к свету Евангелия, оно должно идти навстречу всем верам и всем народам. И оно в лице отдельных своих представителей идет… появятся и у нас люди с позитивным мышлением, люди лишенные зашуганности, подозрительности и мы покажемся миру со светлым лицом…
Хотя, в Белгороде, как видно – первый блин вышел комом…
Очень жаль, что такая реакция православного общества имеет место. Да и не она одна. Молдавские священники, не сидится им, жаждут делания, все ходят, собирают подписи к патриарху о выходе из Всемирного совета Церквей. Это говорит о том, что религиозная гордость, духовная слепота, упорство в толковании мертвых догм и канонов, по прежнему, не позволяет исполнить основную заповедь Иисуса Христа сказанную в Евангелии: «Любите друг друга».
Патриарху Кириллу, ученику митрополита Никодима(Ротова), человеку действительно европейски, если не сказать, вселенски мыслящему, приходится постоянно держать баланс между образовавшимися  лагерями внутри самой Церкви: либерально-реформаторским и ортодоксально-консервативным. Он, как между молотом и наковальней. Он должен, он просто вынужден лавировать между враждебными группами, дабы не вспугнуть «антиэкуменических гусей». Чуть что, чуть какая то малейшая невинная, незначительная поездка к инославным, какое то совместное невинное пение(как в Белгороде) так сразу поднимается крик, шум, гам! Вряд ли он осмелится в связи со взрывоопасными настроениями делать какие то действительно весомые реформы сродни папе Иоанну 23му с его Вторым Ватиканским собором. В Русской Церкви назревает напряженность, могущая вылиться в очень большой шторм, и лишний раз уж лучше его не нагнетать. Ортодоксальный лагерь, противостоящий экуменизму в Православной Церкви действтельно силён и игнорировать его очень сложно. Активная часть верующего населения Русской Православной Церкви воспитана враждебно к инославным религиозным объединениям и быстро сие положение не исправить, так как значительная часть самого рядового духовенства без семинарского образования и настроенная негативно к открытости миру и страдающая самыми причудливыми формами исторических предвзятостей и даже суеверий.
Мне вспоминается мой прихожанин 80х-90х годов Алексей Павлович кубанский казак, с пышными усами. Бывало, как только заходит разговор об автокефалии, о том, что они, украинцы, тоже свои люди, братья незрячие гречкосеи, что нас, восток и запад, разъединила советская история с ее бесчеловечным террором, так он весь аж беленился,  аж изменялся на лице от ярости негодования и все потрясал затертым, зачитанным до дыр журналом «Спасите наши души» и кричал: «Нет, проклятым украинцам раскольникам прощения на веки вечные! Вот! Читайте, читайте…» Там, в 1995 или 1996 году в маленькой колонке событий, сбоку, было напечатана заметка о «чуде». А в 90е года, мы знаем, как раз, был пик противостояния между автокефалией, Киевским и Московским патриархатом, имели место действительно дикие, душераздирающие случаи захватов храмов, актов вандализма. И, вот, ясней и короче, в нем писалось: священник был позван к умирающему на исповедь и причастие. Он исповедовал кающегося украинского автокефалиста, и тут диво дивное, свершилось на глазах иерея. Господь не допустил раскольнику преподать Св.Дары. Во время причастия у болящего открылась рвота и он вырвал, поэтапно, сначала желудок, потом печень, затем легкие, затем сердце, последними вышли кишки и так умер оный окаянный. Бог не принял покаяния и не допустил до Причастия. Чудо на потребу читателям. То, что такое невозможно в принципе по анатомическому строению человека: внутренности вышли с рвотой через рот!, мало кого из тогдашних писателей волновало, или кто бы задумал проверить, где таковое страшное «действо» случилось? Глупые чудеса примитивными умами пишутся и печатаются, как доказательство истины. Здесь, налицо ядовитость чуда, выдуманного и написанного, на социальный заказ темных, враждебных миру сил, на потребу дня.
Мы мыслим страхами. Наше негативное мышление затмевает в нас Свет Христов, доводит даже до «Пензенских пещер» и его кричаще необходимо, надобно менять. А то у нас кругом одни враги, заговоры и мы вечно отрицательно заряжены, милитаризируемся на борьбу с мифическими врагами, а оно копнешь мыслью, то все призраки, пугалы, страшилки за которыми не стоит ничего, кроме пустоты мифа… у нас просто нет позитивного мышления. Это, повторюсь, необходимо менять! Мы в Церкви вырастили армию боящихся, трясущихся, пугающих, проклинающих и нет конца края ужасам страшной ночи нашей жизни. Верующие руководствующееся «Сионскими протоколами», так и мечтающее начать новые наступления, новые погромы, опасны. Люди, будьте бдительны! Невиннейшее размышление сидящих под церковью бабушек одуванчиков об ИНН и в связи с ними о мировом заговоре, во внуках, чуть что, в результате какого непредсказуемого сдвига истории, может выплеснуться новыми погромами, резней. А, ведь было, было уже в нашей истории, чего греха таить.
***
Было это в 80е годы Советской власти. Какой то, безумный человек на Красной площади ходил и всем говорил, что Леонид Ильич Брежнев уже стар, у него склероз, и он уже не управляет страной. Органы безопасности его схватили и судили по двум пунктам: 1). Клевета на первое лицо государства. 2). Разглашение, сугубо, строжайшей государственной тайны!!!
***
Консервативное крыло в нашей Православной Церкви делает упор на Правила, Каноны, которые
и само то, не исполняет, хотя бы в аспекте явного противостояния священноначалию. Это сегодня, все понимают, и ни для кого это не секрет. У нас на Руси кругом секреты и нигде нет тайны! Эту тайно-явную истину озвучил у себя на форуме даже протодиакон всея Руси Андрей Кураев, рупор Церкви. Но, ведь в храмах, на святом престоле лежат не эти невыполнимые в современной практике и жизни Церкви Правила и Каноны, а Евангелие, имеющее первичное право, первичный авторитет, первичный Закон. И ему, Евангелию, я думаю, следует отдавать такое же первичное предпочтение.
        Правила и Каноны Церкви, не работающие по многим своим пунктам в современном мире, жаркая тема для всеправославных Соборов на будущее. Как примирить прошлое с настоящим, вот, вопрос? 
Наша Украина не такая уж и безнадежная. То там, то там поступают вести прямо таки противоположные, вражде и захвату храмов. Люди видят насущную необходимость примирения согласия. Хотя, исходя из опыта бурных, враждебных девяностых, не стоит строить иллюзий, на какой то, весомый прогресс. Всеобщего объединения и такого себе «парадиза вер» никогда не произойдет.
Газета «Ого», Ровно от 13 августа 2010 года, сообщает нечто меня задевшее: «Духовенство города Ровно, в который раз заговорили о создании «Аллеи примирения» - места, где бы могли мирно сосуществовать все религиозные конфессии представленные в Ровно. Не против таковой инициативы Межцерковный совет, и местный облсовет. Мер горда Ровно Владимир Хомко предложил на выбор даже несколько мест, где бы могла разместиться Аллея примирения. Координатор межцерковного совета Владимир Ильчук, говорит, что подобная идея уже долгое время обговаривается в церковных кругах. Было бы логично, если бы эту алею венчал музей духовности или какое то сооружение, символизирующее нашу общность. Например, установить на трехступенчатом постаменте стелу, изготовленную из трех полесских камней, которые бы символизировали единение трех ветвей христианства». Дальше больше, и все с той же западной Украины…
На Прикарпатье греко-католики и православные совместно строят храм, сообщает агенство УНИАН от 13 августа 2010 года. За представленной информацией, строительство храма святого Пантелеймона начато 29 июля в городе Коломыя на территории онкодиспансера. Благословение на совместное сооружение дали епископ Коломыйско-Черновецкой епархии УГКЦ Николай (СИМКАЙЛО) и епископ Коломыйско-Косовской епархии УПЦ(КП) Иоанн (БОЙЧУК). Сооружение святыни приурочено к 1022 летию Крещения Руси-Украины. «Со времени образования нашей епархии, отношения с епископами УГКЦ в Коломые складываются действительно дружественные, - обратил внимание владыка УПЦ (КП) Иоанн (Бойчук). – У нас есть общая мечта – построение одной Церкви в Украине. Через проведение совместных мероприятий мы объединяем наших верующих в одну христианскую семью. Мы с владыкой Николаем(Симкайло) призываем наших священников к совместным богослужениям, мероприятий которые мы можем совместно проводить для утверждения единения между людьми». «Идя дорогой учения Христа и общего обряда, мы видим воочию фундаментальные основы единения между церквами Владимирового Крещения, - сказал в своем слове епископ УГКЦ Николай (Симкайло). – Для свидетельства этого единения и христианской любви необходимы действия. Благотворным примером должен стать новый храм, в котором поочередно будут проводить богослужения священники двух епархий». Конец цитаты из УНИАН.
Теперь пришло время и мне вставить свое слово. Данное сообщение, прекрасный пример, того, как можно христианизировать на деле, наш распаленный ненавистью церковный мир! Вот, люди на деле собрались, перешагнули через свои дутые пустые амбиции и делают общее дело. Ведь, уже по всему видно, что нам, разным конфессиям и юрисдикциям, в Украине жить бок, о бок, очень долго, если не всегда. И если это так, то лучше искать пути сближения с такими же живыми людьми, как и мы, быть терпимыми, понимающими, толерантными. Только так можно построить в любом человеческом обществе мир. Глупыми, куцыми и близорукими обвинениями ничего не добьешься, только озлобишь находящегося, живущего рядом с тобою человека. Поиск общих путей делания - это построение мира.
Экуменическое движение не было случайным эпизодом возникшим в 20 веке, но скорее всего, оно есть вечным, живым пульсом, нервом всей церковной истории… Разве не были экуменистами, дававшими новый импульс Евангелию, в свое время и на своем месте, многие святые вселенского христианства, кротко шедшие навстречу живой душе живого человека. Вспомним для примера древность и в ней преподобного Макария Великого, как он обошелся со жрецом идольским!? Разве, такие люди как авва Макарий, не символы обновления церкви, постоянного возвращения человека в благое, человечное, евангельское русло истории?! И таковым оно будет в дальнейшем.
Я всеми силами души желаю, что бы не только УПЦ КП и Грекокатолики, но и мы, УПЦ МП, совместно с ними, такими порицаемыми и отверженными, такими неправильными и заблудшими, сквозь мглу взаимных упреков и обид, построили бы совместный ХРАМ ПРИМИРЕНИЯ! Это будет показатель нашего духовного взросления и весомый вклад в дело мирового христианского единства. Так есть.У меня есть мечта, вера, что к нам в каноническую Православную Церковь, когда то придут католики, протестанты и автокефалисты и прямо с амвона споют свою песнь, скажут слово, из своего духовного опыта, без всякой укоризны, страха и враждебности. Ведь все мы дети Адамовы,  не враги, но живые люди, братья и сестры, и в конце концов, путники одной дороги…

Архимандрит Аввакум из Кременчуга в лето Господне 2010