Из дневников доцента

Светлана Кулинич
          В который раз уже испытываю это ощущение – как будто прыгаешь с большой высоты в воду, уже почти достиг поверхности, чувствуешь прохладу… Мгновенно возникает желание остановиться, прекратить падение, но это желание так же мгновенно улетучивается от неизбежности происходящего. Успокаиваешься, делаешь последний вдох и врубаешься в воду. Глохнешь и слепнешь от иномирности, но вот выныриваешь на поверхность, и тебя захватывает непередаваемый восторг от только что пережитого и от того, что ты это пережил и продолжаешься после этого.
         Утро. Я вхожу в аудиторию. Немногочисленные студенты, наиболее активные и сознательные (а может просто не желающие для себя лишних проблем в виде до- и пересдач) уже ждут. Впрочем, по опыту знаю, что несколько человек подтянутся в течение лекции. Легкое волнение лишь придает остроты ощущениям. Постоянно терзающее меня беспокойство на тему «хорошо ли я подготовилась» мне давно уже знакомо, еще со студенческих лет.
         Казалось бы, учишь, учишь, повторяешь, зубришь, конспекты пишешь, а едешь на экзамен и психуешь – в голове пустота, кажется, что еще недоучила того, этого. И вообще мне бы надо еще пару-тройку дней... Но расписание неумолимо и рассчитано на такие качества, как предусмотрительность и ответственность. А откуда им взяться, когда тебе 18-19 лет, голову кружит симпатичный троечник с соседней группы, по телику именно сегодня идет фильм, который надо обязательно посмотреть (не важно, если ты видел его до этого раз 20 и знаешь каждую фразу наизусть гораздо лучше, чем определения из учебника). Да и вообще, надо же расслабляться и отдыхать когда-нибудь от учебы, - думаешь ты, и садишься играть в компьютерные игры на «5 минут», которые незаметно оборачиваются несколькими часами, безвозвратно канувшими в прошлое без пользы. А время не резиновое, оно неумолимо и растягиваться не умеет. Эти слова настолько прочно вошли в наше сознание, что уже воспринимаются не как нечто важное, о чем следует помнить, а лишь как докучные банальности. И вот в таком «раздрае» приезжаешь на экзамен, садишься готовиться по вытянутому с применением всех студенческих законов «сессионной науки» билету, и в голове постепенно проясняется. Появляются откуда-то из глубин казалось бы прочно забытые и вроде бы совсем не учившиеся термины, всплывают имена древних ученых и философов, вспыхивают даты. Когда же выходишь с полученным «отл.» в зачетке, уже начинаешь недоумевать, как можно было так беспокоиться по пустякам. И все переживания забываются, но только до следующего экзамена.
          Но вот студенческие, а с ними и аспирантские заботы за плечами. В ящике стола валяется красная книжечка с волшебными словами «кандидат … наук». Теперь она нужна лишь при устройстве на работу, а ведь раньше казалась чуть ли не пределом всех жизненных мечтаний. Хотя здесь я наверно слегка преувеличиваю. Эти корочки никогда для меня не были «целью всей жизни», скорей уж ношей, которую хотелось побыстрей донести и сбросить. Хотя (чего уж скрывать) приятно в разговоре помянуть, что я кандидат.
          Теперь я именуюсь «препод». Так перешептываются студенты за моей спиной. Я прихожу по расписанию на лекции. Студенты послушно записывают то, что я им изрекаю. Потом они будут мне все это отвечать, волнуясь совершенно так же, как я. И им совершенно невдомек, что в этом мы похожи, просто у меня есть небольшое преимущество – власть. Это поистине волшебное явление, переворачивающее жизнь, изменяющее ее до неузнаваемости. И неважно, в чьих она руках. Важно то, как именно она переделывает вас. «Тварь ли я дрожащая или право имею...», «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно…». Эти и многие другие высказывания на эту тему, без сомнения, так или иначе знакомы всем. Но мало кто задумывается над тем, что власть – это огромная ответственность, прежде всего властвующего! Ведь так приятно покомандовать над кем-то. Видимо, это тянется из детства, когда нами командовали родители. Теперь хочется «отыграться». Отыгрываемся же на всех подряд – своих детях, мужьях, женах, родных, знакомых и незнакомых. Все, круг замкнулся. И будет до бесконечности, виток за витком повторяться. А может, стоит его разорвать? Конечно, власть тоже требуется и зачастую в довольно жестком проявлении. Но сколько раз мы проявляем ее там, где она не нужна совсем, где можно договориться «полюбовно», а иногда и с помощью игры. Вот где по-настоящему может проявиться человек. Властвовать так, чтобы это было незаметно для подвластных тебе. Просто не верится, сколь много можно добиться при таком подходе – гораздо больше, если просто давить, пользуясь полученными полномочиями.
          Если властвуешь незаметно, можно наблюдать удивительнейшее явление, которое никогда не может наскучить – как в устремленных на тебя глазах вместо скуки и пустоты появляется мысль, интерес. В человеке разгорается огонек, и разжег его ты. Эта сопричастность творению человека действует сродни сильнейшему наркотику и вызывает такое чувство эйфории, что хочется повторять это снова и снова.
         Поистине, такое никогда не может приесться.

15.09.2010