Кино

Владимир Степанищев
   Никогда не полагал кино искусством.
   Ars Longa, Vita Brevis, говорили римляне и... были правы. Что это, прости господи,  за искусство, если оно так зависит от моды на манеру игры, на манеру гипертрофировать чувства, от технологии  съемки, наконец. Можно ли себе помыслить, чтобы «Сикстинская Мадонна» или, скажем, «Гибель Помпеи»,  «состарились» от подобных «мод» и техник?
   Прежде всего – игра актеров. В тридцатых-сороковых, возможно, как остаточное явление немого кино, мимика,  невербальные, так сказать, изощрения актеров настолько перекрывали суть играемого, что сегодня смотришь на эти  фильмы, как на шабаш клоунов. Позже, наступила мода на, что называется, «держать кадр». Это когда Штирлиц пять  минут думает, а зритель, как бы, эти пять минут сопереживает. Вообще, советское кино обставило всех по мастерству  затягивания времени (платили им за метраж пленки, а не за суть). Наезд..., отъезд..., панорамочка..., теперь крупно...,  переплыв на детальку..., отъезд и закадровый шепот - вот тебе и полчаса фильма. И затрат никаких, и громкая слава... Теперь и вовсе... То, что мы наблюдаем сегодня в кино, есть не что иное, как внеклассное чтение по  ролям. Даже не дают себе труд снимать и озвучивать. Иногда кажется, что режиссер с оператором ставят с утра пару  камер, пару «юпитеров», крепят на стойку удочку микрофона, забыв надеть ветровой экран, загоняют чтецов на  площадку и... идут пить пиво. Игра? Помилуйте. Ну, скажем, истерику, слезы или там, безумную страсть..., еще,  туда-сюда. Любая домохозяйка-барби делает это чуть не каждый божий день. Злой киллер, пахан, олигарх... – это неплохо идет у мальчиковых актеров. М-да. Русский актер закончился на Евстигнееве.
   Теперь, технологии. Еще десяток-другой лет назад какой-нибудь «Терминатор» вызывал в зрителе щенячий трепет.  Далее, «Поттер», «Паук»... – сегодня тоже уже детский лепет. Теперь 3D, 5D, 7D... Что дальше? Не может такое  быстросгорание быть Ars Longa. Давайте признаем. Кино – это не искусство - это развлечение, шоу, балаган. И, да  простят меня апологеты обратных мнений, и Феллини, и Тарковский, и Герман и иже с ними... – шоу. Пусть  талантливое, пусть изысканное, пусть не для всех, но... развлечение, судьба которому – смерть. Если умрут фрески  Микеланджело Буонарроти, если сгниет холст «Мадонны Литы» Леонардо да Винчи, если рассыплется «Лаокоон» Агесандра -  это будут проблемы штукатурки, тряпки и камня, но искусство останется искусством навечно, как живет память об игре Паганини, хоть ее никто из нас и не слышал. Итак...
   Кино – это не искусство.