Вступление Жемчужина серебряного века
«Как известно, парижан редко чем можно удивить. Они равнодушно смотрят на китайцев с длинной косой – тогда такие китайцы еще встречались,- на восточных людей в тюрбанах, на японок в вышитых хризантемами кимоно, с трехярусными прическами, на магарадж и прочих. Но на идущих под руку по улицам Пасси Гиппиус и Мережковского редко кто не оборачивался и, остановившись, не глядел им вслед».
Жизнь беспристрастного критика, оригинального прозаика, проницательного публициста и талантливейшего поэта Зинаиды Гиппиус как ярчайшая звезда вспыхнула на небосклоне России и рассыпалась после ее смерти на мелкие мерцающие звездочки, продолжающиеся неиссякаемо гореть и зажигать интерес к ее жизни и творчеству у будущих поколений.
Сиянье слов... Такое есть ли?
Сиянье звезд, сиянье облаков –
Я все любил, люблю…
Г.Адамович называл ее «женщиной ручной выделки, В.Брюсов – «выдающийся мастер стиха», церковники – «белой дьяволицей», Г.Струве считал ее «одним из умнейших и даровитых писателей своего времени», А.Блок отмечал ее «единственность». Современники всегда ее любили или ненавидели, восхищались или яростно критиковали. Только ее женственную красоту и экстравагантность поведения признавали все.
Современников шокирует в ней все: тройственный союз, разрушающий привычные семейные устои, бесцеремонное разглядывание незнакомцев в лорнет и высказывания в их адрес, яркий макияж, используемый ею первой в России. Скандал – ее жизненное кредо.
Ее жизнь – череда эпатажей, бесконечно ею же придумывавшихся для привлечения новых читателей, причем их положительная или отрицательная оценка ее не интересует, ее пугает лишь равнодушие. В период эмиграции она осознает долгую недоступность своих произведений, но всегда надеется, что настанет пора, когда ее вновь признают на родине, и ее творчество будет волновать сердца людей в России.
И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму свою
И снова попрошусь на землю.