Зомби и огонь

Андрей Загребельный
Вы можете представить себя на месте европейского солдата 18-19 века? Попытайтесь вообразить, как вы отказываетесь от привычных вещей своего мира. От автомобиля, на котором вы ездите по выходным в мегамаркеты. От телевизора, компьютера и иных источников развлечения. От возможности получать и критически обрабатывать информацию. Да и просто от возможности выйти на улицу и пройтись по улицам мирного обустроенного города.
Покинув обстановку современного мира, вы погружаетесь в безумный мир. Землю там устилает кровавое дымящееся месиво с обрывками изувеченных человеческих тел. И вы не просто крадетесь перебежками по направлению к врагу, надеясь обмануть смерть. Напротив, вы в полный рост, чеканя шаг, в составе стройного ряда медленно приближаетесь ряду таких сумасшедших, имеющих своей целью вас уничтожить. Нет, вы не пригибаетесь и не падаете на землю при артобстреле, как это принято делать в войнах современности. Ваш отряд не прячется за угол полуразрушенного строения, с тем, чтобы перегруппироваться, зажать противника огнем группы прикрытия и, зайдя с флангов, уничтожить силами штурмовой группы.
Вы просто идете навстречу смерти. Невзирая на то, что она может быть почти неминуема. Может быть, вам повезет, и вы останетесь живы к тому моменту, когда взаимный обстрел закончится, и начнется рукопашная схватка. А как еще могло быть иначе в то время? Отряды противоборствующих армий сходились на расстояние прицельного огня и просто расстреливали друг друга в упор.  Потом выжившие добивали друг друга холодным оружием.
Кто были эти люди, что позволяли делать с собой такое? Может ли человек, находясь в здравом уме, отправиться себя в такую бойню? Что двигало этими людьми? Что заглушало в них присущий каждому биологическому существу инстинкт выживания?
Попробуем ответить на этот вопрос.
Есть довольно любопытная точка зрения на этот счет. И заключается она в том, что все дело заключается в суровой воинской дисциплине, которая вырабатывалась в процессе беспрерывного монотонного повторения движений. Иными словами в муштре. Месяцами, а то и годами человек под барабанную дробь чеканил строевой шаг на плацу, повторяя изо дня в день одни и те же движения. Многократное воспроизведение одинаковых двигательных операций в сочетании неизменными «акустическим рядом» барабана превращали бывшего человека в биологический автомат, лишенный каких-либо признаков мыслящего существа.
Создатели так называемых тоталитарных сект давно уже пользуются таким приемом. Каждый день новопосвященный повторяет молитвы, сопровождая их заученными ритмичными движениями. Можно выделить несколько ключевых особенностей этой практики:
- уже упомянутое многократное повторение произносимых, слышимых слов, совершаемых движений;
- связь между мышечными движениями и мыслительными процессами;
- коллективный характер действия.
Вторая особенность основывается на предположении о том, что мышечная и мыслительная деятельность человека взаимосвязаны. Таким образом, воздействуя на характер движений, можно оказать влияние на его мысли.
Впрочем, здесь мы не будем углубляться в теоретические основы психологического программирования. Отметим только, что превращение человека в зомби может быть поставлено на службу целям, которые могут иметь как вполне осознанный, так и неосознанный характер.
Так или иначе, как же объяснить фантастическое безрассудство солдат 18-19 веков, как не изощренной психологической обработкой, которой они подвергались в своих казармах? Разумеется, военное руководство той эпохи не могло быть осведомлено о техниках разрушения личности человека. Вполне возможно, что муштра это просто система, которая была выработана европейской военщиной в ходе эволюции технологий взаимного уничтожения. Но это ни в коей мере не умаляет ее значимости с точки зрения достижения цели вытравливания из человека остатков разума.
Исчерпывает ли эта гипотеза перечень причин, побуждающих человека попирать смерть во время войны?
Да, понятие храбрости, думаю, имеет право на существование. И во время второй и во время первой чеченской войны были засвидетельствованы случаи самопожертвования людей в ситуации выбора между собственной жизнью и жизнью своих боевых товарищей. Вряд ли в ходе курса молодого бойца людей учили накрывать своим телом гранату, чтобы спасти жизнь солдат, находящихся в зоне ее поражения.
Личные качества человека, его психологическая устойчивость тоже немало значат. Вот отрывок из статьи альманаха «Искусство войны», посвященной захвату села Айрак силами федеральных войск в 1999:
«…Мне показалось, что бой длился бесконечно долго, но, посмотрев на часы, я понял,  что он шел не более пяти минут.
Чурил бился в истерике, оказалось, он все время пролежал во дворе под пулеметным огнем. Притворился мертвым и лежал, уткнувшись лицом в грязь. На нем не было ни царапинки, но он кричал и плакал, как баба. И глаза… Меня поразили его глаза. Глаза у него были совершенно безумны.
- Перестать солдат! – Василь врезал ему звонкую пощечину.
Чурил завыл еще сильнее. Он бросил свой автомат и закрыл лицо ладонями. Тогда Василь начал методично хлестать его по щекам. Тот стал закрывать лицо руками. Потом прекратил плакать и только иногда судорожно всхлипывал.
Старый Опер молча протянул ему брошенный автомат и ободряюще похлопал по плечу…»
«…Чурил повесился…».
Какие еще могут быть причины?
Шведская армия времен Карла 12 являет собой пример подлинного безрассудства и безграничного фанатизма в вопросах тактики наступления. Принцип «Ни шагу назад!» лежал в основе создания военной «машины» этого короля-солдата. По свидетельствам историков, его армия вообще не знала такого маневра, как отступление. То есть в любом случае - под барабан - в полный рост на свидание со смертью. В чем же фокус? Есть мнение, что особую роль сыграла религиозная мотивация. Безграмотным либо полуграмотным шведским крестьянам внушалась мысль о том, что жизнь на земле не имеет особого значения. Важна лишь та жизнь, которую те обретут на Небе. Вполне достойная причина, если ты искренне убежден в истинности своей религии.
Что еще? В конце концов, возможно, каждый из нас сможет назвать то, из-за чего он готов отдать свою жизнь.
Не ставя под сомнение каждый из вышеперечисленных факторов, и не отрицая существования иных причин, все же акцентируем внимание на предмете обсуждения. Разумеется, и перемалывание человеческой личности в жерновах суровой воинской дисциплины, и личные качества, и доблесть, и религиозное воспитание играют свою отдельную роль в побуждении человека к самопожертвованию.
Однако воздействие на человека посредством гипнотических техник, заключающихся в многократном и монотонном повторении/восприятии действий и слов, представляет особый практический интерес. Этот способ мотивирования, столь изощренно отточенный в ходе формирования биологических роботов для убийства, находит свое применение далеко за пределами военной сферы.
«Застрявшие в зубах» рекламные клипы, каждодневное «пиление» мужа со стороны стервы-жены, уроки каллиграфии в начальной школе (да еще, если воспроизводимые слова и тексты несут в себе идеологический заряд) – это лишь те немногие примеры применения к человеку технологий «монотонного воздействия».
Какую практическую пользу можно извлечь из этого знания?
Можно, конечно, начать рассуждать на тему того, что сможет противопоставить изнеженная обабившаяся цивилизация Запада цивилизации, представители которой по пять раз в день возносят к небу свою «пятую точку» и демонстрируют при этом подлинно воинскую дисциплину. Но это грядущие страшные события, на ход которых мы вряд ли сможем оказать решающее воздействие в ближайшее время. 
Что мы можем сделать здесь и сейчас?
Возможно, каждый из нас оказывался в ситуации, в которой мы пытались что-то предпринять, но не находили в себе соответствующего «внутреннего ресурса». И не исключено, что достижению цели препятствовали укорененные в подсознании искажающие действительность установки. Тогда можно попробовать вышибить их либо плавно заменить альтернативной системой убеждений, которую в свою очередь следует вырабатывать посредством ежедневной дисциплины. Какие именно действия лягут в основу этого нового психологического режима, зависит от ситуации. Хотя на первоначальном этапе может возникнуть проблема этического свойства: система индивидуальной самодрессировки на первый взгляд лишает нас способности принимать осознанное решение, которое  подобает принимать именно представителям разумной разновидности животных.
Но с другой стороны, разве выбор в пользу индивидуального перепрограммирования и в некоторой степени насилия над собой не является, все-таки, нашим собственным выбором?