История двадцать четвёртая. О зайцах

Виктор Румянцев
История двадцать четвёртая
О том, что безбилетные пассажиры – это очень плохо

Давайте сразу назовём безбилетников по традиции «зайцами». Честно говоря, понятия не имею, почему «зайцы»? Наверное, от деда Мазая пошло – он ведь их, зайцев этих, полную лодку насажал и ни рубля с них не состриг. А что, есть другие варианты?

Сегодня народ африканских стран бежит в Европу. На что рассчитывают эти люди, трудно сказать, но поток беженцев не прекращается ни на день. Бегут на лодках через Гибралтар, а то и через Средиземное море. Прячутся на кораблях, зачастую даже не зная порта назначения. Получается, что бегут не куда-то, а откуда-то. Их ловят, сажают в тюрьмы, по возможности отправляют в страну проживания.

Однажды мой испанский знакомый привёз меня в город Тарифа, что на берегу Гибралтарского пролива. Прямо из города в пролив выдаётся маленький красивый полуостров, а на нём - пересыльная тюрьма,   до отказа забитая беженцами. Михель рассказал, что их держат здесь два-три месяца, устанавливают личность и с оказией отправляют домой. Некоторые сидят в тюрьме уже не первый раз и даже не собираются прекращать своих попыток переселиться в Европу. Их страны за беженцев не платят ни копейки и приходится раскошеливаться странам, давшим беженцу кратковременный приют. А это - колоссальные затраты!

К сожалению, у меня имеется печальный опыт перевозки «зайцев» на борту своих судов. Почему печальный?  По очень многим причинам. 

В 1998 году мы вышли из марроканского Агадира с грузом цитрусовых для Клайпеды. Через час после сдачи лоцмана обнаружили на борту «зайца» - он прятался в катере. По правилам перед выходом судна из порта экипаж обязан произвести досмотр судна, но часто бывает, что от окончания грузовых операций до отшвартовки проходит менее часа и экипаж, очумевший от дневных работ, просто не в силах сделать досмотр сразу. Ведь и трюма надо закрыть, и всё закрепить по-штормовому! И, всё-равно не оправдаешься в случае чего! Положено, значит делай досмотр!

Делать нечего, развернулись и повезли «зайца» к нему домой. А это значит, что лишний раз за лоцмана и полицию платить надо. Но всё же дешевле, чем катать его по морям-океанам неизвестно сколько. Сдали «зайца» быстро и побежали навёрстывать упущенное время.
Зря спешили. На второй день задул ветер и мы только и могли, что удерживаться носом на волну, то есть штормовать. А на четвёртый день старпом доложил, что на судне два «зайца»… Трое суток они выдержали кое как, но больше не смогли и вылезли из укрытия. «Зайцы» обычно берут с собой какой-нибудь документ и поллитровую бутылку воды на первое время. А потом – как повезёт.

По правилам мы не должны их бить, привлекать к судовым работам (что бы потом безбилетники не потребовали денежную компенсацию). По тем же правилам экипаж обязан выделить им каюту, регулярно кормить и выводить в туалет. Каюту нужно держать под замком, а вблизи берегов выставлять охрану, что бы «зайцы» не выпрыгнули за борт.  В порту вообще постоянный пост надо выставлять у каюты на время всей стоянки. А если с каютами проблема? Значит, надо уплотнить экипаж… Вот ведь какие заморочки. Да ещё в каждом порту приходят местные иммиграционные власти, проверяют их документы и обще е состояние. И не дай Бог, если «заяц» пожалуется на экипаж за плохое к нему отношение – капитана замучают всякого рода проверками.

Мы этих «зайцев» возили почти два месяца. Из худеньких и испуганых они превратились в холёных, растолстевших, заросших бородами. И наглых. Ведь сдать их можно было только в Марокко. Ни одна страна не согласилась их принять. В конце концов, мы зашли в Касабланку и благополучно от них избавились.

Второй случай произошёл в Сеуте. Этот город находится в Африке на берегу Гибралтарского пролива и принадлежит Испании. Анклав, в общем. Мы в Сеуте часто бункеровались (заправлялись топливом). Вот и в этот раз заскочили на бункеровку по пути из Франции на Саудовскую Аравию.

Через несколко часов после выхода из Сеуты моряки нашли безбилетного пассажира. После переписки с судовладельцем приняли решение зайти в порт Мелилла – тоже испанский анклав в Африке. Затраты на заход по времени составили пять часов, по деньгам около шести тысяч долларов…

В 2006 году мы вышли из сицилийского порта Эмпедокле с грузом соли для Дании. Сдавая вахту юниору, я предупредил его, что в этом районе возможны лодки с людьми, бегущими из Африки в Европу. Лучше бы не говорил! Как раз на заходе солнца юниор заметил резиновую лодку с людьми, которые отчаянно махали руками. Делать нечего, сбросили ход, подошли к лодке и всех приняли на борт. Шесть мужчин и одна беременная женщина! Ну куда они пёрлись и на что надеялись? Один из них немного говорил по-русски и рассказал, что они уже несколько дней в море, мотор сломался почти сразу и его пришлось утопить. Может и врал, что несколько дней, а может и нет… Дуроломы -  этом месте Средиземка чуть ли не двести миль в ширину! Мы их накормили, женщине дали возможность помыться и через несколько часов сдали их испанской береговой охране.

Два года назад пришлось нам грузиться в южноафриканском порту Дурбан апельсинами для Питера. В отношении «зайцев» Дурбан – очень опасный порт. Мы к этому были готовы и, особенно в день выхода, в два раза усилили палубную вахту. Агент привёл ко мне в каюту местного кинолога, который сообщил, что за определённую плату он и его команда со специально обученными собаками досмотрит судно и выдаст сертификат. Гарантия стопроцентная! Я сторговался за пятьсот долларов наличными и даже немного успокоился.
Они пришли вчетвером, с каждым собака странной породы. Досмотр продолжался более трёх часов, сертификат был выдан, деньги уплачены. Вечером мы вышли в море.

На следующий день стармех попросил меня срочно прибыть в машинное отделение. Прибежав туда, я увидел картину не для слабонервных: на машинной палубе лежало нечто чёрное, сплошь покрытое мазутом. Внимательно присмотревшись, я узнал в этом предмете негра.
Мы вытащили его на открытую палубу и, слава Богу, он подавал признаки жизни! Обмыв его забортной водой, боцман выдал «зайцу» ветошь и кусок мыла: давай, мол, придурок, сам отмывайся!

Как только «заяц» отмылся, матросы накормили его горячим и стали расспрашивать, как он пробрался на борт? Он рассказал, что он совсем не южноафриканец, а танзаниец, долго добирался до города с портом, проник в порт, а к нам  залез в первый же день и трое суток просидел под настилом машинного отделения по горло в мазуте, которого там всегда предостаточно. Когда появились собаки, он окунулся в мазут с головой и, конечно, запаха от него собаки так и не учуяли. Хорошо, что нам нужно было зайти на рейд Кейптауна по своим делам, а то возили бы этого «водолаза» неизвестно сколько!

 Были случаи, когда экипажи выбрасывали «зайцев» за борт, а один экипаж вообще расстрелял несколько безбилетников! Так что «зайцы», сами того не зная, играют в русскую рулетку. И далеко не всегда выигрывают…

Сентябрь 2010  Нуадибу-Абиджан