История сороковая. Про потому

Виктор Румянцев
История сороковая
От том, что потому, что потому.

Наиболее терпеливые и не слабонервные читатели, которые хоть и со скрипом, но добрались до этой истории, наверняка хотят задать мне вопрос:
- Капитан. А почему, в основном, все твои истории о советских временах? Сейчас что – хуже, что ли?

Спасибо за вопрос! Вы очень наблюдательны и это говорит в вашу пользу. А я, действительно, совок . И по году рождения, и по воспитанию, и даже по восприятию жизни, хоть и живу вместе с вами в капитализме третий десяток лет. Сравнения – дело неблагодарное. Все мы знаем от своих родителей, что они жили интересней. Так и мы говорим своим чадам. Конфликт отцов и детей по этой причине просто бесконечен. А всё потому, что у каждого были свои детство, отрочество, юность и взросление, которое плавно переходит в старение. Законов природы никто не отменял. 

Мы только в школе плывём в одном направлении и в одной лодке. С получением Аттестата каждый идёт своим путём и у каждого своя, отдельная история жизни.
Почему мореходка? Тогда и я могу спросить:
- А почему филфак, физмат, милиция, армия или завод?

Вот и попробуйте ответить. Только внятно. Без всяких там «потому, что чувствовал в душе неимоверную тягу к такой-то науке». Не поверю. Только единицы продолжили свой путь после школы по заранее намеченной программе.

Про себя скажу правду. В девятом классе в «Комсомолке» вычитал, что «училище объявляет набор по специальности "штурман дальнего плавания", курсанты обеспечиваются форменным морским обмундированием…». И всё, пропал пацан. Тут же перед глазами завертелись пальмы с тарзанами на ветках, Рио-де-Синельниково и прочие, захватывающие мятежный дух, картинки.

В мореходке из нас сразу начали делать капитанов дальнего плавания. Я не ошибся. В нас вбивали знания всех должностей – от матроса и до капитана. Не скрою, кто хотел учиться, тот вышел из мореходки с хорошими теоретическими знаниями. Опыт, понятно, надо было начинать накапливать с нуля. Это уже потом его не пропьёшь, а в начале и пропивать-то нечего. Толку от того, что я вышел из бурсы теоретическим штурманом? На практике я не мог Судовую роль отличить от траловой доски.

Мы учились и нам было интересно. Бегали в самоволки, попадались, получали наряды вне очереди. Много нарядов. И все «вне очереди». Молодость, потому что.
Зато у нас были практики! Да какие!!!

Свою первую практику мы проходили на паруснике «Крузенштерн». В Севастополе нас две недели тренировали в постановке и уборке парусов, а потом мы пошли в Ригу с заходами в Новороссийск, Батуми и Ильчёвск. Про наш переход даже в газетах писали: «Вокруг Европы под парусами». Врали. Мы паруса два раза ставили: в Средиземке при попутном ветре и в рижском порту, когда нас приехали снимать для программы «Время». Ну, ещё тоже ставили, конечно, но зимой погоды были плохими и двигались, в основном, при помощи двигателей. Но – романтика! После этой практики четверо из моей группы сразу ушли. Не для них море. Я считаю, что через парусную практику должен пройти любой будущий штурман! Там как раз и видно – кто есть кто.

Производственная практика траулере в Юго-Восточной Атлантике. Полгода беспросветной работы в рыбном цеху. Восемь через восемь. Все руки в рыбных колючках, баня раз в десять дней… Но были Фернандо-По и Лас Пальмас!

Штурманская практика тоже на траулере, но более современном. Работали так же, но учебный процесс не прерывался. Было интересно. Нас ведь считали уже почти штурманами и относились соответственно.  И Роттердам нас ждал на обратном переходе в Ригу.
В нашей роте висел плакат «Окончив училище, ты получишь диплом Штурмана Дальнего Плавания!» Ага, сейчас! Мы и на малое плавание ценз не могли набрать! И ведь все знали, что это фигня, но важничали ужасно.

В нас всех вбивали слово «надо!». Если не ты, то кто? И вбили. И до сих пор в старых совках это слово сидит непобедимо.
Вот мы и подошли к сравнениям.

Да, в нас буквально впихивали-втискивали-вбивали знания. Потом эти знания пытались закрепить практикой. И закрепили в тех, кто не дурак. Впрочем, это вопрос спорный. Дураки тогдашнего времени ушли с флота и стали бизнесменами или братками и поумнели. А умные юные моряки те времён по сей день валяют дурака в морях и океанах и это – диагноз!
Мы, штурмана, были буквально завалены должностными инструкциями. Десятки документов каждый штурман должен был вести в течение рейса в соответствии с должностью. Пропустишь, например, что-нибудь по технике безопасности, а на борту уже что-то случилось и, если ты старпом, то готовься – затаскают по кабинетам и ты уже не будешь рад, что появился на этом свете.

Но мы занимались тем, чему нас учили. И учили бесплатно! Со всеми переборами и перегибами, но давали знания и не малые! Поэтому, приспособившись к рутинным процедурам, можно было спокойно работать, если не форс-мажор. Штурмана занимались навигацией, радисты стучали на ключе, доктора лечили болящих. Всё шло своим чередом.

Что мы имеем сейчас? На флот приходят молодые ребята с дипломами. Иногда просто диву даёшься – откуда у того или иного диплом морского специалиста? Где, в какой забегаловке он его купил? Но диплом настоящий, а знания… Знаний вообще никаких. Конечно, это не поголовная эпидемия, но сколько, как капитан, я отстоял вахт «за того парня»! В отличие от береговых предприятий, мы не  можем заменить нерадивого работника немедленно. Приходится держать его до подходящего порта и зачастую этот порт может быть и через месяц, а то и больше. Пару лет назад я за семь суток был в кровати не более двадцати часов. Потому, что ни старпом, ни второй штурман понятия не имели о плавании судна в местах интенсивного судоходства! Вот и выбирай- жизнь или тюрьма. Я выбрал жизнь и чуть не загнулся, борясь за личную свободу. А это только один пример!

Сократив экипажи, обязанности сокращённых никуда не делись. За свои деньги (и очень большие!) мы стали радиооператорами и теперь капитаны сами ведут всю переписку. Убрали докторов и штурмана, опять же за большие деньги, раз в пять лет обновляют диплом судового медика. Ну какой из штурмана медик??? Хотел бы им стать, пошёл бы не в мореходку, а в медицинский! А он кровь на вид не переносит, а уж если открытая рана, то и сам может рядышком в обморок грохнуться. 

В 2001 самолёты разнесли в хлам нью-йоркские небоскрёбы и тут же появилось новое требование – обеспечить безопасность судов в отношении терроризма. Создали целую новую науку, тысячи людей привлечены к разработке новых документов. А крайние опять капитаны и старпомы. Будто они сами корректировали самолёты на подлётах к небоскрёбам. Не оформишь правильно бумаги, не подготовишь экипаж, - можно схлопотать штраф в десятки тысяч американских не разбомбленных долларов.

Вот и получается, что в советское время мы занимались тем, чему нас учили, а сейчас тем, чему мы сами учились. Причём, из-под палки и за свои кровные. Поэтому я и возвращаюсь больше к своему советскому отрезку морской жизни. Там было интересней, динамичней и полезней и светлей.

Опять же вспомню слово «надо». Конечно, это неправильно, когда экипаж делает какую-то срочную и необходимую работу бесплатно. К сожалению, мы были далеки от того, чтобы за сверхработу требовать оплату. Мы выполняли её просто так, видя, что кто, если не мы? Поэтому до сих пор греческие судовладельцы охотно берут моряков из советских времён.
Молодая поросль сразу задаёт вопрос:
- Сколько?

И их нельзя осуждать. Я и не осуждаю. Я сравниваю. И сравнение не в пользу молодых. Даже в моей практике встречались случаи, когда объявляется общесудовая тревога, а юнец лежит в кровати только потому, что тревога объявилась в его свободное время. Он, видимо, и тонуть собирается только когда будет на вахте. Печально это всё.
 
Сложно заставить человека работать бесплатно, если только это не касается безопасности. И в душе я с ними согласен. Но море диктует свои условия и никогда не прогибается под нас. И, сколько лет ещё будет существовать морской флот, ровно столько лет стихия будет командовать нами. Это факт, и от него не отмахнуться.

Так что я - за советские истории.  Нас манила романтика, а не махровый прагматизм. И очень хочется, что бы романтика опять вернулась на флот.


Август 2010, Мавритания