История тридцать седьмая
О том, что в море планировать ничего нельзя
Ну да, а особенно очередной отпуск. Обязательно вмешаются высшие силы и настроение будет испорчено, если не быть пофигистом.
После семи месяцев напряженной работы в Северном и Норвежском морях мы, наконец-то, сдали последний груз в голландском Иймуйдене и бросили якорь неподалёку от маяка Тексел в ожидании дальнейших указаний.
Надо сказать, что прошедшая зима вспоминалась не очень хорошо из-за погод, коротких переходов из порта в порт, когда, не успев уснуть, надо просыпаться и бежать на швартовку или ещё по каким-нибудь неотложным делам. У каждого человека, замечает он это или нет, накапливается усталось. А если она накапливается полгода, то отпуск становится крайне необходимым и желанным.
Мы простояли на якоре несколько дней, используя время для покраски судна и ремонта трюмов и механизмов. Конечно, это совсем другой режим по сравнению с грузоперевозками, но само пребывание в строго ограниченном пространстве давит и не даёт расслабиться. Собственно говоря, моряк и заключённый не очень сильно отличаются друг от друга. Разница только в том, что мы идём в море добровольно, а в тюрьму почему-то добровольцев нет. Сам удивляюсь.
Хозяин – грек сказал по телефону, что, если до среды не будет рейсового задания, то мы пойдём в Щецин на летний ремонт и, сответственно, для смены экипажа. Эта новость очень обрадовала не только меня. Практически, две трети экипажа отработали с осени и народ в нетерпении потирал руки и считал дни до среды, делясь друг с другом своими планами на желанный отпуск. Чего скрывать, я тоже не мог дождаться дня Х и скомандовать «вира якорь».
Все мыслимые и немыслимые варианты воможного очередного груза просчитывались по сто раз на дню. На мостике прикидывались расстояния до возможных портов погрузки, поднимались судовые «архивы» и штурмана приходили к однозначному выводу, что грузов нет и быть не может. Это для сухогрузов, танкеров и контейнеровозов нет сезонных проблем. С рефрижераторами совсем по-другому. Рынок забит плотно, попробуй сунься на чужую линию – там всё занято мощными Компаниями, а наш грек держал только одну плавединицу – нас, то есть. В общем, всё сходилось в одной точке, имя которой было «Щецин». Мы там постоянно в течение нескольких лет оставляли «Ф» на время межсезонья, а сами разъезжались по домам, оставив несколько человек подменной команды на борту.
В среду я принял телекс от Хозяина с указанием сниматься с якоря и следовать в Щецин. Можете представить наше состояние! Якорь выбирали чуть ли не руками. Каждая миля была посчитана, все возможные силы, которые могли нас задержать, учтены. Ну, там, ветер или течения. У нас это называется «форс-мажор». Даже с учётом форс-мажора дата прихода в порт была нами определена и всё сводилось к тому, что через пять дней мы все будем дома!
Сдав вахту в полдень, я пообедал и удалился в каюту для ответственного мероприятия, по имени «адмиральский час». У нас, капитанов, это бывает сплошь и рядом. Если погода и район плавания позволяют. В советское время даже анекдот был:
«Приходят три моряка в баню и у всех до колена: у боцмана – руки, у комиссара – язык, у капитана - живот».
В общем,пошёл я предотпускной жирок нагуливать. И даже уснул.
Обычно через полчаса я просыпаюсь сам. А тут оторвался на полную катушку. И разбудили меня через два с половиной часа. Старпом и стармех.
Они стояли у кровати и переминались с ноги на ногу. Лица у обоих были растерянные и даже красные. У старпома в руках была тарелка с хлебом и парой огурцов, у стармеха – бутылка виски.
- Даже не знаю, как тебе сказать,- промямлил стармех.
Стапом был посмелее, но на всякий случай полуспрятался за дедову спину:
- Виктор Александрович, получили от грека указание разворачиваться и идти в Марокко за грузом помидоров. Что делать?
А что делать? Груз найден, Хозяин получит за него деньги, а наш отпуск отодвигается, как минимум, на три недели. В Агадире не меняют – дорого!
Не желаю никому побывать в таком состоянии. Когда рушатся все планы и мечты: рыбалка, юрмальский пляж, поездки к родственникам и всё-всё-всё! Да и семьи уже настроены на встречу.
Вот и повернули мы оглобли на сто восемьдесят градусов и побежали по штилевому Северному морю в сторону пролива Па-де-Кале, матерясь и чертыхаясь. Дал ответ Хозяину, мол, спасибо за доверие, пишите письма…
Да, а огурцы с хлебом не пропали. И виски тоже.
Август, 2010 Ад Дахла (Марокко)