История тридцать пятая. Про пикшу

Виктор Румянцев
История тридцать пятая
О том, как я ловил пикшу.

Северное и Норвежское моря очень богаты рыбой. Почему? По всякому. И вода чище, и течения всякие-разные. Климат, опять же. Кто не ел североморскую скумбрию? Или треску? То-то же! Главное, что скандинавы смогли сохранить рыбные запасы этого района, одними из первых объявив 200-мильную экономическую зону еще в семидесятых годах прошлого века. Вот и турнули нас оттуда вместе с нашими траулерами. Хочешь ловить – покупай лицензию. А она денег бешеных стоит. И квоты на вылов ввели жесточайшие. Поэтому вы можете до сих пор кушать селёдку. Мы её просто не успели уничтожить в своё время.

В норвежских фьордах видимо-невидимо лососевых садков. Бедолаги лососи там и проводят всю жизнь, не зная свободы. Огромные и жирные. Мы там в своё время хорошее подспорье для своих животов имели. Даёшь вечером литр водки особо шустрому члену экипажа, он договаривается с лососёвым сторожем, тот цепляет прямо из садка первого попавшегося лосося на 5-7 кг и мы остаёмся крайне довольные друг другом. Норвег - бутылкой, а мы - разнообразием своего питания. Правда, иногда надоедало даже это. Спрашиваешь:
- Что на завтрак?

В ответ:
- Как всегда! – значит, малосольный лосось со свежим хлебом с маслом и с лучком. А кто попродвинутей – ещё и четвертинку лимона на бутерброд выдавливает. Ну, там, чай или кофе… А мой хозяин, грек, так тот вообще намазывал белый хлеб маслом, в серёдке филейного лосося делал дырку в диаметре сантиметров пять-шесть, засыпал в неё красную икру, выдавливал сверху лимон и непременно под водочку со словами «Исийе» - «за здоровье», значит. Ну, у богатых свои привычки, а мы и без икры неплохо обходились…

Если честно, то балтийский лосось мне больше по вкусу. Он живёт на свободе, всегда в движении и поэтому не такой жирный. Да и доктора о том же толкуют. Вот только в Балтике другая проблема – химикаты, что с Большой Войны остались, начинают загрязнять воду и рыба, особенно жирная, впитывает эту самую химию в себя, а мы, соответственно, тоже в себя через дары моря. Такая вот неприятность.

На севере Норвегии множество то ли колхозов, то ли предприятий по вяленью трески. Представляете – десятки километров так называемых этажерок, а на них обветривается на свежем воздухе филе трески и пикши. Не знаю, как в начальной стадии норвеги её обрабатывают, но, когда треска достаточно завялится, они её снимают, обильно посыпают крупной солью и держат в подвалах очень длительное время. И треска не портится. Говорят, что Колумб, когда совершал глупость открытия Америки, свои корабли буквально завалил этой самой бакалау – так на португальском называется этот тресковый продукт. И ничего, с голода не померли плюс Америку некстати открыли. А я бакалау ел с удовольствием и она мне за почти шесть лет, проведённых в Норвегии, практически не надоела. Её только надо за сутки до готовки в трёх-четырёх водах вымочить, а потом хоть жарьте, хоть парьте. Рекомендую. Америку, надеюсь, не откроете, но удовольствие получите несомненно.

Мы как-то перед Новым годом зашли на погрузку в портопункт Аустевол. Маленькая бухта в окружении гор – очень живописно, особенно когда горы в снегу!

Но нам не до красот – самопогруз и значит, что экипаж вместо созерцания окрестных пейзажей будет «созерцать» только палеты, да трюма. А капитан, как обычно, будет торчать на рампе и толкать свои бессмертные дадзыбао – как взять палет на погрузчик, как развернуться, как проехать в трюм без проблем, как… Есть у меня пунктик – когда в грузовых операциях занят мой экипаж, не могу сидеть в каюте , только рядом или сам хватаюсь за руль. Простите, если сможете…

В общем, стою на рампе и каждому нахожу тёплое отцовское слово типа «куда поехал?», «кто так палет берёт?», «пошевеливайся», «не кури за рулём» и ещё много-много тёплого и ласкового. Хорошо быть капитаном! Никто слова плохого сказать не может, даже если и хочет. А боцман очень хотел. Но не мог. Конечно, попробовал бы только! Он и не стал. Только предложил вместо глоткодрания лучше взять донку и покидать с рампы – авось кто-нибудь клюнет. А я донки тогда не очень уважал и поэтому имел веские основания ответить боцману отказом. Но он настаивал на своём и мне пришлось согласиться. Взял донку, у кока скумбрию мороженую для наживки и забросил. Не кока, конечно, а донку!

Когда я вытаскивал первую пикшу, адреналин гулял по организму так, что я слышал, как он внутри меня топает и сморкается. Рыбина попалась на пару килограмм, а может и больше. Потом пошёл клёв. Я ещё не успевал довести груз до грунта, как тут же следовал рывок и – добро пожаловать, уважаемая гражданка Пикша! За час я набил мешок рыбой общим весом около тридцати килограммов. Каждая рыбина тянула от одного до двух кг! Кок, увидев такое, даже застонал от счастья. Ведь это же такая возможность дополнительно кормить экипаж во время грузовых операций, не расходуя продукты, которые числятся на балансе судна!

Ещё через час я принёс на камбуз второй мешок. Кок вежливо улыбался…

На третий мешок он уже не обращал внимания. Специально!

Я прикинул, что за неполных три часа я натаскал около восьмидесяти килограммов отборной пикши! На следующее утро я весь был одной сплошной руиной – спина, руки и ноги выли от боли, пальцы были исколоты крючками и плавниками. К тому же, я совершенно не выспался. Почему? Сейчас объясню.

Грузовые операции были приостановлены  в десять вечера с тем, чтобы с утра с новыми силами ударно закончить нелёгкое мероприятие. Но матросы, вместо того, чтобы спать, ринулись с удочками на рампу. Клёв был отличный и они спешили внести свою лепту в кормление самих себя, дорогих и любимых. Весь улов, естественно, тащили коку в провизионки. А кок орал благим матом о том, что уже нет места, что не сможет всё, как следует проморозить, что все пошли бы куда подальше и так далее. На капитана же нельзя, как я уже упоминал, орать. Вот Лёва и оттягивался по полной схеме. Да разве дуреломов остановишь криком?  Тем более, что глотки тоже у всех лужёные.

Ну, до драки дело не дошло, а вот поспать не очень получилось. Утром я уже просто стоял на рампе без удочки и на воду даже старался не смотреть. А вдруг опять косяк под кормой крутится?

Мы после этого в Аустевол заходили ещё несколько раз, но рыбалки не было. Так, клюнет малявка на двести грамм и всё. Или всю выловили, или косяк удрал из фьорда. 

Я вот что думаю: если бы такая рыбалка была каждый раз, то и истории бы не получилось. Кому интересно рассказывать о ежедневной рутине? Кому интересно слушать?..

Август 2010     Нуакшот-Нуадибу