История тридцать четвёртая. Вы кто?

Виктор Румянцев
История тридцать четвёртая
О том, что не все старпомы – будущие капитаны.

Это неоспоримый факт. Кому-то просто не везёт, кто-то сам не хочет, а кого-то не хотят.
Вот, пожалуй, к третьей категории и отнесём одного из моих бывших начальников-старпомов, о котором я прямо сейчас поведу своё очередное печальное повествование.
Мы готовились в понедельник к выходу из Риги в Рижский залив на ходовые испытания, а накануне в четверг произошло два с половиной важных события: во-первых, происходила смена старпомов, во-вторых, я был на вахте, во-вторых с половиной, у меня был день рождения.
Итак, я доблестно нёс стояночную вахту и пристально наблюдал за передачей дел старпомами. Дело ведь серьёзное – на вечер приглашены друзья, уже заказана и почти готова курица и жареная картошка, летом с овощами проблем нет, поздравительная жидкость в изобилии. Но… Два старпома на борту – перебор, да ещё какой!
Всё всегда кончается, даже плохое, и уходящий старпом так-таки и ушёл. А вот пришедший…Пришедший, судя по всему, остался работать с документами. А это значит, что облом празднику случился неожиданно и краховидно (это слово я только что придумал). И поэтому плохое продолжало продолжаться (этот оборот тоже только что придумал).
Зазвонил телефон, я снял трубку.
- Зайдите ко мне!
Новый голос принадлежал, без сомнения, старпому. Я подтвердил понимание распоряжения, вздохнул и побрёл «на ковёр». Постучавшись и получив «добро», открыл дверь.
- Вы кто?
- 2 помощник капитана Румянцев.
- Старпом Прилука. Возьмите эти два акта и отпечатайте в трёх экземплярах .
Тяжело вздохнув, я потащился к пишущей машинке. Для тех, кто совсем молодой, объясняю – это офисная техника начала восьмидесятых. Пишущая машинка да арифмометр «Феликс», чтоб ему…Напечатав, я вернулся в старпомовский кабинет.
- Вы кто ?
- 2 помощник капитана Румянцев.
- Старпом Прилука. Я вас слушаю.
- Чего меня слушать? Вот акты. Разрешите идти?
- Идите.
Минут через десять опять звонок. Поднимаюсь, иду, захожу.
- Вы кто ?
- 2 помощник капитана Румянцев.
- Старпом Прилука. Откорректируйте инвентарную книгу по сегодняшнее число!
- Товарищ старпом! Я не буду этого делать хотя бы потому, что это не входит в круг моих обязанностей. У вас есть четвёртый помощник, вот его и напрягайте.
Помните картину-диаграму, как из обезъяны постепенно произрастал хомо сапиенс? Так вот, внешне Геннадий Дмитриевич занимал с хвоста третью позицию, только ленинская лысина сильно портила сходство с оригиналом. А так – один в один.
Я покидал каюту, не поворачиваясь к старпому спиной. Мало ли что. Ведь Дарвин утверждал, что обезъяна стала человеком, когда взяла в руки палку. А вдруг она её до сих пор не выбросила? Так что бережённого Бог бережёт.
Через короткое время история повторилась.
- Вы кто?
- А вы кто?
-Я старший помощник капитана Прилука.  Вы сейчас пойдёте к завпроду и дадите ей указание заполнить мой холодильник в соответствии со статусом капитана, стармеха и старпома!
Об этом статусе я до сегодняшнего дня ничего не знаю, а тогда  и подавно ни ухом, ни рылом. Я внутренне взревел, а снаружи сказал, как можно спокойней:
- Геннадий Дмитриевич, завпрод тоже не в моей компетенции, так что разбирайтесь сами. А меня оставьте в покое, я на вахте и у меня есть более важные дела, чем печатать за четвёртого бумаги или завпродиху напрягать! К тому же, у меня сегодня день рождения, - это я брякнул, не подумав.
Слово не воробей, вылетит – не пристрелишь. А старпом вдруг расплылся в широченной улыбке, развёл свои огромные ручищи и буром пошёл на меня. Я пятился до самой двери, но ручку нашарить не смог.
- Тебя как зовут?
- Виктор.
- Ну так заходи!!!!
- Так я уже, вроде как, зашёл и мечтаю выйти.
- Ты не понял. Ты выйди, а потом зайди. Чего же тут непонятного?
Я по жизни догадостный. В своей каюте я развёл фифти-фифти спирт в пепсикольной бутылке и побрёл на Голгофу.
- Женя, заходи. Заходи, дорогой! Садись, наливай. Вот рюмки, вот колбаса осталась. Ты не смотри, что она надкушена – это я ножик дома забыл. Да мы её сейчас руками поломаем. Главное, Петя, что бы ты был здоров!
Если серьёзно, за четыре месяца совместной работы, он ни разу не назвал меня правильно по имени! А сейчас мы пили и я поглядывал на часы. Я волновался, что ребята могут не дождаться и уйдут на берег. А это по нашим меркам самый большой позор. Мы в одном котле варились – все бездомные, жили по прописке на борту, все праздники и чёрные дни встречали вместе. Так что я, как мог, ускорял процесс пития.
Когда всё закончилось, я пожелал старпому  хорошо добраться до дома, а сам, выдумав какой то благовидный предлог, удрал к себе. Вахтенного у трапа я проинструктировал, что бы он обязательно дал два звонка (это такие правила были), когда старпом сойдёт на причал и попутно договорился о системе телефонного сообщения «трап-каюта». Дело в том, что телефон звонил, не умолкая. Прилука требовал продолжения банкета. Пришлось обойти всех приглашённых и на цыпочках, с бутылками и закуской, мы потихоньку проникли в мою каюту, где и закрылись на замок. Мало ли что?
«Мало ли что» не заставило себя долго ждать. Оно стучало, скреблось, кричало «Ребята, я свой!» и вело себя совершенно недостойно. Пришлось впустить.
Вечер был почти испорчен. старпом, видимо боясь, что его могут выгнать, занял собой всё пространство – физическое и звуковое. Он говорил без умолку и целовал всех подряд. Темы у него было целых две:
1. Когда я стану капитаном, вы все будете работать в моём экипаже. Вы супер-ребята, с вами хоть в разведку, хоть на лесоповал!
2. Петя, жаль, что ты мне с утра не сказал, что у тебя день рождения. Я бы и подарок приготовил, и пузырь бы принёс. Ну ладно, завтра я угощаю, так что прошу всех ко мне прямо с утра!    
           Больше ни о чём Генналий Дмитриевич говорить не мог и нам не давал. А нам было скучно, противно и неинтересно. Наверняка вы все испытывали подобное чувство, когда в вашей споенной компнии появлялось инородное тело. В общем, праздника не получилось.
Утром, как обычно после даже испорченного праздника, у нормальных людей болит верхняя часть организма. Я – нормальный человек, мои друзья – тоже. Они пришли исправить вчерашнюю ошибку, а исправителя нет ни грамма. старпом всё выжрал.
Я вспомнил его тему номер два и, похвалив себя за непропитую память, помчался к старпому.
- Вы кто???
            ……………………………………
Что хорошего было в Геннадие Петровиче? Почерк! Такой почерк не снился никому. Это было что-то неописуемо-феерическое! Ведь должно в человеке быть что-нибудь хорошее! Его отчёты были идеальными, начальство ставило его в пример. А штурмана трубили за него ходовые вахты потому, что он был совершенно профнепригоден  и, к тому же, алкаш. Но капитаном видел себя днём и ночью, недоумевал – почему его до сих пор не утвердили. Правильно говорят, что плох тот солдат, у которого портянки не воняют , но ведь любому бреду должен быть предел!
Прилука стал всё же капитаном. На самом маленьком рефрежераторе, который пришёл на ремонт в Ригу. Конечно же, ни одной морской мили в должности капитана он не прошёл. Но капитанские нашивки на его кителе были самые большие из всех, что мне пришлось когда-либо видеть. 

Август 2010, Гвинейский Залив