История тридцать вторая. О терминологии

Виктор Румянцев
История тридцать вторая
О том, что морскую терминологию должен знать каждый моряк.

Мы стояли где-то на якоре в Гвинейском заливе. Ничто не предвещало внутрисудовой грозы, небо было солнечным, а Океан спокойным. Я в 16:00 заступил на вахту в радостном предвкушении ничегонеделанья на целые четыре часа. Месячные отчёты сделаны, весь экипаж сыт и здоров, начальство всем довольно.
В 16:30 позвонил капитан и приказал готовить двигатель, сниматься по готовности с якоря и куда-то плыть. Облом, но ничего не поделаешь – надо, значит надо. Дав команду вахтенному механику, я вызвал боцмана на бак, куда он и прибыл со скоростью, дающей право думать о боцмане положительно. Дело в том, что обычная скорость перемещения Степаныча в горизонтальных направлениях составляла около 2,5 километров в час. В этот раз он расстарался  и покрыл расстояние от каюты до носовой оконечности судна (бака) со скоростью 3,3 километра в час, чем потряс меня до глубины организма.
Раздался телефонный звонок и вахтенный механик доложил, что двигатель готов и можно вирать якорь, а он пока пойдёт делать обход машинного отделения и оставляет вместо себя  моториста. Ладно, и не такое видали. Даю команду боцману:
- Степаныч, вира якорь.
Скорость перемещения боцмана по палубе бака составила около 0,5 километра в час – видимо, он весь иссяк во время недавнего своего скоростного забега Париж-Дакар, вернее, Каюта-Бак. Я терпеливо подождал минуты три и вежливо поинтересовался о причине его полнейшего бездействия. Боцман в такой же вежливой форме объяснил, что он бы  рад начать съёмку с якоря, но отсутствует электропитание на брашпиле и мне, как старпому, надо бы знать всю процедуру подготовки к этой операции и вовремя подсуетиться, а то гоняет человека тудым-сюдым и никакого оправданиям таким действиям нет.
Я смутился, потому что боцман был прав. Я вообще по натуре самоед, а тут ещё и сам виноват и оправдания мне, окаянному, нет и не предвидится. Злой и смущённый я набрал номер машинного отделения:
- Вахтенный моторист Э.
- Старпом. Дать питание на брашпиль!
- Понял!
Через несколько минут я задал повторно вопрос о причине неначинания боцманом профессиональных действий по подъёму якоря с океанского дна. На свой вопрос, выдержанный в духе «а-ля рюс», боцман ответил подробно, продолжительно и весьма витиевато. Весь смысл его спитча сводился к тому, что питания на брашпиле нет.
Кипящий от праведного гнева, я опять набрал номер машинного отделения и услышал:
- Вахтенный моторист Эймар.
- Старпом. Дать питание на брашпиль!!!
- Понял !!!
Через несколько минут в рубку позвонил капитан и поинтересовался – когда мы войдём в режим полного хода?  Я объяснил, что сразу же, как только:
1. Машинная команда включит электропитание на брашпиль.
2. Боцман начнёт поднимать якорь
3. Якорь выйдет из воды без намотанных на лапы сетей, тросов, швартовых концов и прочей гадости, которой в изобилии на грунте.
4. Мы дадим ход, разгонимся и перейдём на тяжёлое топливо.
Я перечислял всё вышесказанное, наблюдая краем глаза за боцманом, который, судя по его тело-
 движениям, не на шутку собирался покинуть рабочее место и уже прикидывал, с какой скоростью он будет возвращаться в семью, вернее, в каюту. Мой палец лихорадочно крутил телефонный диск:
- Вахтенный моторист Эймар.
- Старпом. Дать немедленно питание на брашпиль!!!!!!!
- А Вероника сказала, что не надо.
Я уставился на трубку, как на выходца с того света. Более того, я положил трубку на штатное место и даже на мгновение успокоился. На мгновение. Когда это мгновение  пролетело, я опять набрал ненавистный номер:
- Вахтенный моторист Эймар.
- Старпом б… Какая Вероника б…?
- Никакая она не б.. У меня на прачку предохранитель выбило, а электрика найти не могу. Я пошёл к Веронике и спросил, будет ли она стирать? Она сказала, что и не собиралась даже. А вы меня достаёте, а у меня двое детей и я не мальчик бегать взад-вперёд! Вы сами с кастеляншей разбирайтесь, нечего меня третировать – четвертировать – перемать!
- Да б… не на прачку, а на брашпиль б… На брашпиль!!! Ё-моё-твоё-пятое-десятое!!! Что б ты знал, брашпиль - это механизм для подъёма якоря с морских глубин, а не для нагрева воды для стирки, что б тебя кок без компота оставил!
- А-а-а, так сразу бы и сказали, что железу тянуть надо. Вот у нас был случай…
Дальше я слушать не мог. Я уже слышал гулкие шаги Командора, поднимавшегося по трапу. Мне было ясно, как никогда, что жить мне осталось полторы-две секунды…
Когда капитан открыл дверь, с бака послышался шум заработавшего брашпиля.
Я бы спасён. На  этот раз…

Август 2010, Котону (Бенин)
)