История тридцатая. О встречах

Виктор Румянцев
История тридцатая
О том, что мы есть везде, а глобус маленький.

И это не обсуждается. Посмотришь на глобус – ё-моё! Это куда же нас заносит! И сколько же таких самых придурков, как и я, бороздят океанские просторы! И не уходит наша профессия в небытие, хоть и стала менее престижной. Ну что ж, у молодёжи теперь другие интересы, она и живёт быстрее. А мы по-старинке – чап-чап. Вроде, и не спешим никуда, но за контракт столько миль* намотаешь, что сам диву даёшься. Главное, что в девяти случаях из десяти не знаешь, куда тебя судьба забросит в этот раз. Есть, конечно, линейщики, которые, как собаки на проволоке, бегают туда-сюда по одному маршруту. Рыбаки тоже знают почти наверняка, в каком районе будут промышлять. И то не всегда. А рефрижераторные судна напрямую зависят от сезона: где-то бананы поспевают, где-то цитрусовые, где-то рыба. Вот и мотаются они, как неприкаянные, по всем углам, в принципе, совершенно круглого глобуса в поисках грузов.

Хоть нас, моряков, и очень много, встречи в морях-океанах со знакомыми – довольно обычное явление. Иногда кажется, что весь мировой русскоговорящий флот укомплектован знакомыми между собой моряками. А почему «мировой русскоговорящий?» Потому что нас, русскоязычных, в морях примерно столько же, сколько,допустим филлипинцев или китайцев. Дешёвая рабочая сила… На некоторые типы судов европейца или американца не загонишь и калачом, а мы хватаемся за всё - хоть на бревне плавать, лишь бы деньги платили. Грустно, конечно, но факт остаётся фактом. Вот мы и перезнакомились или фактически, или заочно – в разговорах по УКВ со встречными-поперечными кораблями. И, что интересно, встретишь кого-нибудь в море на радиосвязи и не можешь от трубки оторваться – так бы говорил и говорил, как Трандычиха из «Свадьбы в Малиновке». А пересечёмся на земле – всё, говорить не о чем, одно только мычание и желание побыстрее попрощаться, что бы встретиться  опять где-нибудь в Океане и поболтать от души.

Буквально пару дней назад обгоняем небольшой рифер, следующий в Матади, он вызывает нас на радиосвязь и уже через пять минут выясняется, что штурман, который со мной беседует, живёт в Керчи, а его гараж находится рядом с гаражом моего бывшего старпома и они почти друзья. Где Керчь, где Рига, где Гвинейский залив? И надо было встретиться, что бы найти общего знакомого!

Где-то год назад опять же по радио связался с коллегой-капитаном одного цементовоза. Он мне много хорошего про свою лоханку рассказал, я даже возгорел желанием попытаться на неё попасть. Сейчас у меня трудится кок с этого цементовоза и категорически не советует  работать на нём!

Мой бывший хозяин – грек – рассказывал, что когда то работал капитаном на корабле, которых было построено всего два. А это проблема. Объясняю – чем больше однотипных судов, тем легче достать необходимые запчасти для эксплуатации и ремонта. Завод ведь их выпускает в больших количествах хотя бы потому, что это серия судов. А два судна, считай, почти ничто. Так вот, тот корабль был уже очень старым и рассыпался прямо на глазах. Запчастей не было, всё приходилось слепливать и склеивать, что бы иметь ход. Однажды они зашли в какой-то порт на островке, затерянном в Карибском море. Ночью капитана разбудил вахтенный штурман, крайне возбуждённый. Оказалось, что рядом ошвартовался  систершип. Утром, попив кофе, мой грек пошёл в гости и выяснилось, что этот систершип идёт в металлолом. Они перетаскали пол-судна к себе и были счастливы ещё несколько лет!

В начале девяностых мой третий помощник решил заканчивать свою морскую карьеру и уехал в Кривой Рог работать на шахте инспектором по технике безопасности. В конце девяностых на подходе к Гибралтару нас вызвал банановоз и голос Игоря я узнал сразу. Не поработалось на шахте по известным всем нам причинам. А вот встретились же через несколько лет, хоть и виртуально!

Как-то грузим бананы в Гуаякиле (Эквадор). Зашёл в каюту перекурить, открывается дверь и заходит мой сосед, который живёт прямо подо мной этажом ниже. У меня рот раскрылся, а закрываться не хочет. Это же надо было в такую даль переться, что бы соседа встретить! Дал ему слово, что завтра забегу к нему в гости, а название судна забыл. Назавтра собираюсь, поднимаюсь на первый русскоязычный борт и прошу позвать соседа-рефмеханика. Вахтенный пообещал его найти, а меня проводил в судовой офис, что бы я там подождал. Только зашёл – несётся навстречу капитан, мой бывший сосед по дому и по конторе! А рефмеханик пришёл совсем другой. Значит, я по ошибке не на тот борт поднялся.

В южнокорейском Пуссане иду по торговым рядам и абсолютно никого не трогаю. Вдруг на меня вихрем налетает дама совсем не узкоглазого происхождения и начинает тискать и даже каким-то образом целовать. Я отстреливаюсь, а сам лихорадочно соображаю: что, где, когда? Лицо, вроде, знакомое, но каким образом оно в Пуссан приехало? Вспомнил – на танкере второй штурман жену с собой катал, а я там старпомил. А сейчас он сам старпом и привёз её аж в Корею. Сочувствую.

Так что, мы есть везде. Это факт и с ним приходится считаться – хотите вы этого или нет.

*1 морская миля – 1852 сухопутных метра
Июль 2010, Сан Педро (Берег Слоновой Кости)