История двадцать третья. Философская

Виктор Румянцев
История двадцать третья
О том, что человек должен жить там, где родился.

И в обратном вы меня не переубедите. Много вы видели чукчей или эскимосов в средней полосе России? И хотели бы вы сами жить за Полярным кругом, обменяв Жмеринку на Мурманск, если бы не северные надбавки?  А может в тропики? Так ведь в отпуск – это с удовольствием, а на ПМЖ вряд ли кто согласится. И не только потому, что «зов Родины далёкой». Хотя и поэтому тоже.

А еда, то есть пища? Дома мы с удовольствием ходим в суши-рестораны, даже «Макдональдс» и пиццерии посещаем иногда, кто не на диете и не в своём уме. А слабо это есть каждый день? Можно, конечно, и к ананасам привыкнуть, но эта привычка придёт к вам гораздо позже, чем тоска по родине – именно с маленькой буквы. Хотя бы потому, что Родина – это что-то большое и необъятно-непонятное, а родина – это та крошечная точка на карте, где вы родились. И, будь это хоть  Москва или зауральская деревушка, это - родина! И вы помните о ней, этой самой родине, даже если вас увезли оттуда в младенческом возрасте. Она постоянна и неизменна, а большую Родину в нас вбивают всю жизнь и мы поэтапно накапливаем знания о ней так же, как и неизбежные в нашей жизни опыт, лишний вес или целуллит.

Излазив, практически, весь глобус, могу утверждать, что ни одно, даже самое распрекрасное место на земном шаре, не побудило меня там остаться. Всегда хочется вернуться туда, где все говорят на понятном языке, к семье, в свой дом, может, и не самый лучший, но свой. И желание поскорей вернуться  появляется практически сразу, как только закрываешь за собой дверь, перед тем, как сесть в такси и поехать в аэропорт. Оно, конечно, интересно посмотреть мир. Это не обсуждается. Но хочет ли этот мир смотреть на тебя? Это вопрос вопросов.

Попробуйте пожить на берегу реки Нигер в хижине, которую называют «бунгало», хотя бы недельку! Романтика кончается буквально в первую ночь, когда треск цикад становится невыносимым, ночь удушающе влажной, а от москитов нет спасения. Утром вы не проснётесь хотя бы потому, что сном это назвать нельзя. Вы пробудитесь от ночного кошмара, голова ваша будет тяжелой и больной, а настроение паршивым и даже агрессивным. И желание провести вторую ночь так же совершенно не возникает. И вы ищите любую возможность вернуться в гостиницу или хотя бы в обычную квартиру, пусть даже и без кондиционера! Но вам хозяйка бунгало предложит завтрак – кусок вяленой рыбы сомнительного качества или початок жареной кукурузы, или маисовую лепёшку. И всё это предложит запить чаем, воду для которого она взяла из Нигера, по которому плывёт столько всякой дряни, что от одного вида реки становится не по себе. А потом вдруг из джунглей начинается стрельба из различных видов оружия. Кто в кого палит – непонятно, но пуля - дура и вы вполне можете оказаться у неё на пути. А аборигены живут и москиты им не очень докучают, хоть вероятность подхватить малярию или желтую лихорадку с холерой для них тоже высока. Как, впрочем, и встреча с пулей.

Ну ладно, посмотрим, что на северах делается. А там, наоборот, холодно. И нерпа с юколой – основная пища. Может, это и вкусно – не ел, но ведь борща хочется или вареников с картошкой или с капустой! И тянет уже в среднерусскую или малороссийскую местность. А ещё у некоторых северных народов принято гостю на ночь отдавать свою жену. Они очень гостеприимные, эти северяне. А откажешься – обидишь и хозяина, и хозяйку. Что они с гостем могут сделать – не знаю, но не убьют, это точно! А вот из яранги, иглу или чума на мороз запросто выгнать могут. Вот и крутись с этим самым политесом. Ну ладно, поспишь с северянкой, порадуешь хозяина. Так ведь история может выйти вам боком. А ну, как приедет он по беспечно оставленному тобой адресу, к тебе в гости через год-другой? И тут уж ты должен ему свою жену любезно предоставить… А вы как думали? И возникает двойная проблема. Во-первых, как извернуться и не дать гостю свою жену, при этом его не обидев. А во-вторых, как объяснить жене, что так положено, потому что… В общем, есть над чем подумать.

В Японии нам вообще нечего делать. Они, как вы знаете, живут на островах. Острова эти маленькие, народа много. Японцы каждый квадратный метр суши экономят и едят, в основном, суши, что бы не растолстеть и не занимать поэтому лишнюю площадь. Но любят свою Родину беззаветно и чужаков пускают к себе неохотно, так что тягу к родине вы почувствуете, практически, сразу.

Что там с Индией у нас? Стопроцентная влажность, ливни, те же проблемы, что и в экваториальной Африке. И еда. Есть славянину можно только теоретически. До того острая пища, что впору держать наготове огнетушитель! И как долго можно продержаться на таком общепите? И кошки! Везде кошки носятся стаями. Все они рыжие, короткошерстные и худющие! А таксисты любят ездить по встречной полосе в полной уверенности, что навстречу едут такие же умники и всё, вероятно, будет хорошо. Я как-то у местного спросил – почему у всех автобусов сняты двери со стороны водителя? Он объяснил, что в Калькутте очень много миллионов неучтённого населения и это население понятия не имеет о правилах дорожного движения, поэтому прут через улицу в любом месте. Рёв автосигналов не умолкает ни на секунду, разговаривать на улице невозможно – только орать. Тут и там водители автобусов совершают наезды на пешеходов. И сразу убегают через отсутствующую дверь куда глаза глядят. Всего лишь потому, что суд Линча там действует до сих пор. Сбежит водитель – останется жив. Ну, а на «нет» и суда нет. Толпа соберётся, поорёт час-полтора и расходится. Водитель в сторонке постоит, покурит и, когда толпа рассосётся, садится за руль и едет дальше по маршруту. Оно вам надо?

Европа. Конечно, Европа – это здорово! Но скучно! Ни тебе злобной кондукторши в трамвае, ни магазинного обвеса, ни даже вывески «Гастроном»! Кстати, замечено, что русский человек за границей в первую очередь начинает скучать по привычным вывескам: «Бакалея», «Соки-воды», «На вынос не отпускаем», «По газонам не ходить», «В фонтане не купаться» и так далее. В Европе можно подойти к полицейскому и задать ему любой вопрос, не рискуя при этом тут же оказаться в наручниках. Он ещё и ответит на английском - даже в Германии, и проводит, если есть необходимость. На пляжах в песке окурков не найти - и не пытайтесь. Если найдёте, то внимательно прислушайтесь – наверняка поблизости наши загорают. Их ещё можно определить по бутылкам с крепкими напитками, стоящими рядами на золотом песке. И вас опять потянет домой. Хотя бы потому, что там везде так же, как на этом самом пляже и не надо специально куда-то ехать, что бы окунуться в привычную стихию. Дома ты вышел на улицу и уже, считай, окунулся!

В Северных Американских Штатах можно себя чувствовать в родной стихии только в окрестностях  Бруклина. Тут всё родное – вывески, язык, мат, рэкет. А если тут всё такое же, как дома, то нет смысла менять шило на мыло. У нас даже берёзки по другому пахут. И трава тоже. И вы начнёте скучать по этим запахам немедленно. Если вы из деревенской местности. Если из города, то учтите, что бензин у них хорошего качества, почти все выхлопные трубы оборудованы катализаторами и улицы пахнут совсем не так. И вы, городские, тоже быстро начнёте скучать по камазовому выхлопу.

Однажды я три недели выгружал груз в испанском порту Альхесирас, что на берегу Гибралтарского пролива. Солнечное небо, приветливые люди. Но я начал скучать уже через несколько дней по горизонтам. Горы – это красиво, не спорю. Но я ведь не в горах родился! И на генном уровне меня тянет к нашим средне-русским возвышенностям или таврическим степям. И ничего с этим не поделаешь! И даже не пытайтесь.

Конечно, у каждого человека своё отношение к этому вопросу, настаивать на своей правоте не собираюсь. Вон, взять греков или итальянцев.- так они родились и живут в окружении гор и в ус не дуют. А всё потому, что у них своя родина. И они ею по праву гордятся.

Как то в Паго-Паго, что находится в Восточном Самоа в Тихом Океане и является территорией США, я и старший механик решили прогуляться. Поверьте – исключтельно красивое место: лагуна в окружении гор! Вода такая чистая, что видишь прямо под кормой кораллы и озноб прошибает – сейчас зацепимся! А до них глубины метров пятнадцать будет. А берег усыпан джиггерами (кальмароловными кораблями). Их во время  цунами на берег повыбрасывало. Итак,  погуляв, мы проголодались и зашли в кафе. Там, в меню, я прочитал рекламу: «Здесь вы не найдёте итальянскую, индийскую, мексиканскую или какую-либо другу пиццу! Здесь вам предложат настоящую американскую пиццу!» Крайне заинтригованные, мы заказали две пиццы с грибами и стали ждать, потягивая пиво с хинином. Через минут двадцать пиво кончилось и мы заказали ещё. Потом ещё. Потом пришли к выводу, что грибного дождя в последние семь дней не наблюдалось и у кафе проблема со сбором грибов. В конце концов, пиццу нам принесли и я с голодухи об тестовую часть этого блюда, абсолютно не пригодную для употребления в организм из-за прямо-таки стальной твёрдости, на три части расколол зуб. И сразу потянуло на родину к ставшему вмиг родным, знакомому дантисту.

На Таити тоже всё очень прекрасно. Мужское население сплошь всё в наколках – с головы до ног, женщины все в цветах! Но вздыхать, как попугай Кеша, по Таити не буду. Цены запредельные. Туда такие яхты приходят!!! Впечатление, что миллиардеры со всего мира там собираются только для того, что бы друг перед другом покрасоваться . А меня  чуть кирпичом  не прибили, когда из города возвращался. Профсоюзная война аборигенов почему-то должна была закончиться полётом кирпича в мой не очень обременённый умом черепок. И как после этого желать там оставаться? Правда, и на родине порой крепко попадало. Но ведь от своих же! От родных, на одном со мной языке говорящих! А тут от туземцев… Обидно.

Австралийцы мне не очень запомнились. Они, как роботы, пришло судно – надо его погрузить или выгрузить и – до свидания. Очень они природу свою берегут, чем и подкупают. Но машины у них неправильную сторону дороги занимают и уже это как то организмом не принимается. А тут ещё посмотришь на карту – ё-моё, как до дома далеко!!! И тоска!

Думаете, что Бразилия известна только тем, что там много диких обезьян? А в какой стране вы видели одомашненных обезьян? А там, кроме всего прочего, и бандитизм – мама, не горюй. До сих пор удивляюсь, как там по башке ещё ни разу не получил? Ну ничего, жизнь – она дама капризная, может, ещё не всё потеряно. А вот моряки в неглиже на борт возвращались и не один раз. Это, в основном, любители в Океане поплескаться. Выйдут на песочек, йодом помытые, а одёжка тю-тю. Фильм помните «Генералы песчаных карьеров»? Один к одному. Да и карнавалы у них только потому, что работать не хотят. Это нам показывают, что карнавал только в Рио, а он по всей Бразилии гуляет и не в один день проходит. Едешь по загородному шоссе, а у них знак «Дикие животные» знаете, как выглядит? У нас олень, а у них – дикобраз. И сразу домой тянет.

Кто из вас не мечтал побывать на Сейшелах? Я там два раза грузился тунцом. Запомнился тяжёлый запах, приходящий с рыбзавода и не дающий дышать полной грудью. Огромные мусорные контейнеры, до краёв забитые отбракованными тунцовыми консервами и два маршрута, которые я и стармех придумали для себя – сегодня вечером прогулка по первому маршруту, завтра - по второму. Неподъёмные цены. Даже люди мне поначалу не понравились – толкаются на тротуаре, так и норовят на дорогу вытолкнуть. Только потом дошло, что они, как и автомобили, по другой стороне ходят. Оказывается, это я их всех спихивал с правильного пути. Конечно, ребята и на пляж бегали через пригорок в восемьсот метров. Ну, туда ладно, купаться идёшь. А назад? Ведь под вечер эта «горка» меньше не становится! Никто из наших её не перевалил без пяти-восьми перекуров. Я не ходил. Оно мне надо? Ещё ураган был и в аэропорту сорвало крышу. Так что дома лучше!

Исландия. Промёрзший насквозь остров, но со своими вулканами и гейзерами. Но, всё-равно, холодно. А они этого вроде и не замечают. Как-то в аэропорту жду свой самолёт, на улице минус десять, а некоторые в буквальном смысле в сандалиях. Про головные уборы и говорить не хочется. А ведь зажиточная страна, хоть и цены бешеные. Всё привозное, вот и маются. Но все, как один, с гордостью говорят, что у них самая качественная в мире питьевая вода. Впервые попав в Исландию, я, несмотря на дикие цены, решил детишкам купить что-нибудь, кроме почтовых открыток. Приглянулась коробка конфет. Очень красивое оформление, большая и сравнительно недорогая. Встал в очередь к кассе и, пока стоял, вздумал посмотреть – кто производит такую прелесть. Прочитал на обратной стороне «Цi цукерки вироблено Харькiвською цукерковою фабрiкой». Положил назад на полку. Да я на «Озёрке» в Днепропетровске за такую цену десяток таких коробок куплю!  Только бы добраться!

Конечно, мимо туманного Альбиона не пройти. Тут тебе и Лондон, и Петланд-фьорд с его стремительными течениями, и печально известный Скапа-флоу, и много-много интересного и знакомого нам ещё с детства из книг Вальтера Скотта и Конан Дойла. Одни леди с джентльменами чего стоят! Про джентльменов не скажу – не мне решать. А вот леди в повседневной жизни одеваются неряшливо и в своём большинстве никаких чувств, кроме чувства жалости, к себе не вызывают. Тут я согласен с женой нашего футболиста Андрюхи Аршавина, которая этих самых ледей сразу вывела на чистую воду, но не отмыла. Ну ладно, и о джентльменах можно пару слов сказать. Вы знаете, что почти треть мужского населения Великобритании в юбках ходит? И ничего. И тянет меня в Тульскую область, в деревню Говорёнки. Тут всё конкретно - если мужик в юбке пойдёт по улице, то получит дрыном по горбу. И не один раз! Потому что наши мужики – конкретные джентльмены и в обиду сильную часть человечества не дадут.
       
Так что, уважаемые, тяга к родине – это естественное состояние гуманоида. Да что о нас говорить – вон осетровые, и те в конце жизни возвращаются к своему родному водоёму, что бы отнереститься и умереть там. Так ведь они же твари неразумные!

А мы?
Июль 2010