Боль. Вы потеряли самого близкого человека

Геннадий Кульчитский
Боль не бесполезна, не вредна, она нужна. Она в жизни человека играет большую роль.

Боль в теле - это сигнал, она сигнализирует о расстройстве организма, сбое в его системе саморегуляции, сбое в работе элементов системы, одного или нескольких органов. Боль привлекает внимание разума к болевой точке, заставляет человека реагировать, действовать.

Боль можно уменьшить, приняв сильное обезболивающее средство, можно заглушить боль полностью, боль может временно отступить. Может исчезнуть сигнал, но не источник боли.

Иногда источник боли обнаруживается легко. Например, вы нечаянно коснулись пальцами очень горячего, раскалённого предмета. Вы инстинктивно реагируете, действуете -  отдёрнули руку, потянулись пальцами к мочке уха. Если боль не утихает, она требует действия, вы начинаете принимать меры по ликвидации последствий ожога.
Если вы действуете правильно, то через определённое время боль исчезает, как бы, сигнализируя, что вы на правильном пути или, что проблема решена.

Иногда источник боли угадывается вами, с большей или меньшей вероятностью, и вы начинаете действовать, принимаетесь за лечение, если пути лечения вам известны из собственного опыта или опыта окружающих вас людей. Если пути лечения неизвестны, вы просите совета у родных, близких, знакомых, ищите ответ в народной медицине, книгах.
Часто причина боли неизвестна, боль усиливается и начинает приносить страдание, если вы не в состоянии обнаружить её сами, вы обращаетесь к специалисту.

Боль души может быть тоже сигналом, во всяком случае, она тоже о чём-то сигнализирует.
Но источник душевной боли в подавляющем большинстве случаев известен. Первой неосознанной реакцией на боль души является, как правило, ощущение острой жалости к себе, которое сопровождается слезами. К примеру, если вы плачете об усопшем, то, как правило, это вам только кажется, в конечном итоге, чаще всего вы плачете о себе, о вашей потере.

Далее следуют уже не вполне осознанные реакции – попытки заглушить, притупить, уменьшить боль, например, приёмом алкоголя или посещением церкви. Эти действия, действительно, притупляют боль, но не решат вашей проблемы, исключая сигнал о душевной боли только на время. Если эти действия повторяются с определённой цикличностью, они превращаются в систему и тогда человек уходит или в запой, или в религию, смиряется со своей болью и дальше живёт с болью в душе. Если уход в религию, с определённой натяжкой, можно считать выходом, то уход в запой или, того хуже, в «наркоту» точно является тупиком, причём тупиком, из которого без посторонней помощи, как правило, выйти невозможно.

К не вполне осознанной реакции на душевную боль, очевидно, следует отнести и попытку поделиться болью с другим человеком, получить сострадание. Какие точные слова! Действительно, рассказав о своей душевной боли другому, поведав о своих переживаниях, вы, как бы, делите в какой-то пропорции свою боль с собеседником, получая сострадание.
Величина этой пропорции колеблется в очень большом диапазоне и зависит от многих факторов: силы страдания, искренности сострадания, желания сострадающего взять на себя часть боли, стремления его уменьшить эту боль, и, конечно, от душевных качеств и характера страдающего и сострадающего. Есть люди, получающие существенное облегчение, поделившись своей болью с другим, как бы, сбросив негатив на другого, они, как правило, охотно этим пользуются. Некоторым сострадание не приносит существенного облегчения. Есть люди, остро чувствующие чужую боль при сострадании, а есть, как бы, «заземлённые» люди, сострадая и утешая искренне, они не очень остро, как бы профессионально, чувствуют чужую боль.

Если душевная боль носит постоянный характер и превращается в страдание, на первый план её преодоления выходит осознанное желание его преодолеть. Для этого необходима активная позиция человека, живущего с душевной болью.

Прежде всего, должно иметь место сильное осознанное желание. Иногда, хотя и редко, само страдание приносит неосознанное удовольствие, тогда человек уходит, как говорят «с головой» в своё страдание. Но это уже симптом душевной болезни.

Существуют, конечно, страдания мнимые, надуманные, смоделированные самим страдающим. Но это тоже симптом, который требует участия профессионального психоаналитика.

Очень сильными могут быть страдания от неразделённой любви, особенно в юношеском возрасте, которому характерен максимализм. Но я хотел бы коротко остановится на самом тяжком случае – потере любимого человека, с которым прожил бОльшую часть жизни, который стал поистине твоей половинкой.

Когда такое происходит, да ещё неожиданно, то кажется, что ты потерял себя. «Когда жизнь заканчивается естественным образом, когда ты прожил ее до конца, смерть является  итогом прожитой жизни. Жизнь прошла и что за нее цепляться … . Но когда жизнь обрывается вот так, неожиданно… . Это жестоко… и обидно…», - такие мысли неизбежно приходят в голову.

И вот что странно, очень часто потерянного человека почему-то не вспоминаешь живым, не думаешь о его душе, а представляешь, как он лежит один окоченевший, мёртвый, в могиле, в гробу… . И такая жалость охватывает собственную душу, что от жалости сжимается сердце и хочется плакать навзрыд, как в детстве.  Хочется плакать навзрыд, скрипеть зубами, стучать что есть силы кулаками по столу или стене, пока не покинут силы, только тогда можно успокоиться. Ещё хуже, когда не плачется и от этого становится еще тяжелее. Хочется лежать рядом, там, в могиле, в одном гробу, разделить и это ложе и кажется, что только тогда утихнет боль. Только тогда тебе будет покойно, в эти минуты тоже хочется быть по-кой-ни-ком….

Когда такое случается, происходит настоящий крах, крах семьи, надежд на будущее, крах налаженной жизни, крах всего, чем жил и для чего жил. В таких случаях очень часто человек бывает сломлен и, если так, то он ненадолго переживает свою половинку. 

Вот в таких случаях часто неоценимую помощь может оказать Вера в Бога, если это случается с истинно верующим человеком. Верующий человек знает, что всё от Бога, что всё, что ни делается, делается по воле Божьей. Как говориться: «Бог дал, бог взял». Он смиренен, он не бунтует в душе. Он признаёт неизбежность случившегося, принимает его, таким, как есть. Вера в непререкаемость решений Всевышнего является источником смирения, и принятия трагического события, каким всегда является смерть ближнего, источником стойкости, стойкости духа.

Истинно верующий человек не станет терзать себя вопросами типа: «Ну почему именно он (она)?»  Ему не приходят в голову мысли о несправедливости случившегося типа: «Ведь своей жизнью он (она) заслужил долгое счастливое продолжение жизни, ведь его все любили, ведь он (он) так необходим мне, детям, внукам». В голове у него не роятся бесплодные мысли о том, как бы отлично сложилась их дальнейшая жизнь, если бы этого не случилось, мысли, которые порой доводят человека до состояния отчаяния и даже бешенства. И уж точно верующего не будет терзать чувство собственной вины.
 
Мне представляется, что человек неверующий тоже должен поступать подобным же образом. Он должен принять факт, ситуацию, обстоятельства, принять всё, как есть и вот тогда он почувствует, что у него на душе стало немного легче. Он должен понять, что осознанное принятие момента, исключительно важный шаг для будущего, и оно, это будущее, не должно быть безрадостным, не смотря ни на что. Нужно перестать жить в прошлом, успокоиться, и понять, что если жить дальше, то надо ответить себе, на вопрос: «Как жить дальше?». Для многих этот вопрос стоит, пожалуй, даже так: «Ради чего жить и для кого жить?» Именно этот вопрос особенно мучит и не даёт покоя душе.

Очень часто человек в такой ситуации говорит: «Не хочется больше жить!», но он, как правило и не находит в себе желания лишать себя жизни по своей воле. Что-то останавливает даже очень решительных людей, даже перешагнувших однажды через насильственное лишение жизни другого человека. Нет, не страх небытия и ухода в неизвестность пугают его. И уж тем более не страх перед Божьей карой, которая предположительно ожидает его душу в загробной жизни, после самоубийства. Его останавливает даже не сознательный, а скорее какой-то подсознательный страх смерти, который изначально заложен в сущности любого человека. Это даже не страх, а скорее инстинкт, программа, которая содержится в природе всего живого. Убить себя - это также противоестественно, как если бы вдруг убило себя какое-то животное или дерево.
Может быть, только страх перед будущей своей жизнью и может подтолкнуть человека на такой противоестественный шаг. Некоторые люди совершают самоубийство. Победили ли они страх смерти, инстинкт, программу? Нет! Просто страх последующей, воображаемой, моделируемой ими самими своей будущей жизни оказался сильнее их подсознательного инстинкта жить. Последующая жизнь показалась им хуже смерти, они предпочли смерть. Только страх перед будущим может преодолеть cтрах смерти, природный инстинкт всего живого.

И вот здесь-то и нужно сделать свой осознанный выбор –  жить. Но тогда нужно ответить себе на вопрос: «Ради чего жить? Для чего и для кого?»

Ясно одно - надо пережить, осознать, принять..., чем дальше, тем больше света должно оставаться в наших мыслях и воспоминаниях... Конечно, нужно выстрадать, однако, при этом важно осознавать, что все мы в этом мире временно, главное не уходить в эти страдания с головой, надо позволить жизни победить, ибо так и должно быть по логике, по мудрости устройства бытия. Надо быть готовым к жизни, а не к смерти, даже в свете столь тяжелых и неисправимых обстоятельств.
Во всем этом и есть Вселенская мудрость.

Смерть, боль, страдания обрушиваются на наши головы... и, доброму, светлому человеку не остается ничего, кроме, как все это принять, простить, очистится испытать чувство доброты к себе подобным. Злые  мечтают отомстить кому-то и, может быть, разрушить чуть ли не весь мир..., но от этого страданий и боли в нем становится больше и все равно, рано или поздно, человеку приходится смириться и заплакать, подумать о хорошем, заметить мудрость в этом, простить, хотя бы перед смертью.

Можно уйти в потерю и, правда, все потерять, а можно найти и любовь, и будущее в самом себе..., ну не сразу, со временем. И, может, найти смысл страдания в том, чтобы прийти к своему внутреннему источнику любви и света, вне зависимости от внешних обстоятельств? Может, это такой путь к новой духовности и самодостаточности, как логическое продолжение жизни?

Конечно, должно пройти какое-то время, но это время в наших руках, его можно потратить на страдания и уничтожение, а можно устремить, пусть даже сквозь слезы, свой взор в возможное будущее. Потому, что жизнь продолжается, а значит нужно переработать во что-то нужное и полезное свои страдания и жить в новых стремлениях, которые будут вторить твоему сердцу.

Пустоту нужно заполнить, но в самом начале опускаются руки, и возможно, тогда даже не время думать о заполнении пустоты. Просто нужно помнить, что внутри каждого есть неиссякаемый источник вселенской любви, его можно найти и там же найти свой интерес. Может быть, ты чем-то мечтал заниматься, но никогда не хватало на это времени, может быть, есть какие-то вещи, которые вызывают интерес или восхищают тебя? Может, тебе было бы интересно заниматься какими-нибудь духовными практиками? Может быть, есть вопросы, на которые ты жаждешь получить ответы? Прислушайся к себе... Это такой поворотный период в жизни, жесткой и кардинальной перемены, в результате которой может измениться мировоззрение, родиться новая жизненная позиция. Это возможно. Нет смысла торопиться, есть лишь смысл послать свою энергию в это русло, а не в зияющую пустоту, которая образовалась с уходом любимого человека.

Просто нужно думать об этом... Я ничего никому не хочу доказывать, просто мне хочется, чтобы каждый, кто попал в такое положение, осознал мудрость жизни, всего происходящего. Просто я знаю, что жизнь побеждает... и люди, выпущенные из концлагерей, пережившие невообразимую боль, возвращались к жизни, чистили картошку, думали о глупостях и щурились на солнце...

Просто я уверен, что таким путём можно прийти к ответу на этот сложный вопрос: «Ради чего жить? Для чего и для кого?» Но у каждого свой путь.