Едоки картофеля. Размышления о прекрасном

Мита Пе
"Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель". /Из письма Винсента Ван Гога своей сестре Виллемине, 1887 г./

Эти слова Ван Гога заставили меня присмотреться к его картине "Едоки картофеля". Почему Ван Гог считал её лучшей?  Что в ней хорошего - дегенеративные лица, тёмные одежды, мрачное тесное помещение, скудная трапеза, нелепые чепцы на женщинах  ...  невесёлая картина, нерадостная, словно землёй присыпанная!

Среди других  работ художника – красочных натюрмортов, пейзажей, портретов – вид угрюмых людей на картине "Едоки картофеля", для которых поедание картофеля   единственная радость в жизни – вызывал неприязнь и жалость. 

Картофель – единственная еда для этих людей. Они ели его, чтобы насытиться и  набраться сил для завтрашней работы. Работа для еды, еда для работы - однообразно-безрадостный круговорот человеческого существования. Такой я видела эту картину.

А ещё я  прикидывала,  хотелось бы мне увидеть   её оригинал?  Нет, не хотелось.  Уж если репродукция навевает скорбные мысли о тщетности бытия, то «живая" картина, вероятно, производит ещё более пессимистическое впечатление.
Я попробовала представить изображение в других красках. Я  мысленно перекрашивала стены  в яркие цвета, переодевала присутствующих в нарядные одежды, ставила на стол вкусную еду и разнообразные  фрукты ...  о-о-ооо, это был уже не Ван Гог, а   праздничная открытка на тему Первомая.

Слова Ван Гога, ниписанные сестре, не выходили из головы.  "Едоки" зависли в моей памяти и время от времени напоминали о себе. Я снова начинала разглядывать их топорные фигуры и силилась понять, что же хотел сказать художник.

Из книги Ирвина Стоуна "Жажда жизни":
"Он подружился с крестьянским семейством Де Гроот. Семья эта состояла из матери, отца, сына и двух дочерей; все они работали в поле.  ... В лицах у них было что-то негритянское – широкие, открытые ноздри, сильно выдвинутые вперед носы и челюсти, большие выпуклые губы и длинные, угловатых очертаний уши. Лбы были покатые, головы маленькие, с острыми макушками. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. Посередине хижины стоял стол, пара стульев и какие-то ящики, с грубого бревенчатого потолка свисала лампа.
Де Грооты были едоками картофеля. За ужином они выпивали по чашке черного кофе и раз в неделю съедали по куску ветчины. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель: в картофеле заключалась вся их жизнь."

И вот этих людей Ван Гог решил запечатлеть на полотне.
Из письма Ван Гога:
"Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди".

Ван Гог изобразил не примитивных людей, рабочих машин, а   представителей крестьянского слоя населения, занятых тяжёлым физическим трудом. Тяжёлый труд искривляет фигуры людей, уродует их лица, руки, спины, но не души. Как мне разглядеть души этих людей?
Я знала, что придёт день, и я увижу картину глазами Ван Гога.

И этот день пришёл. Так бывает с погодой, висит над городом серая, сумеречная  пелена, и вдруг выглядывает солнце и озаряет всё вокруг ясным, прозрачным светом. 

Семейство крестьян на картине Ван Гога словно тоже осветило солнце,  и я увидела, как их  топорно-некрасивые лица озарились добром и нежностью.
Как внимательны члены этой семьи друг к другу!

В центре картины (справа от лампы) глава семьи, на седых волосах седой от времени и пыли картуз. Его жена разливает по чашкам кофе, и одна из чашек в его руке. Возможно, рука седого мужчины  нарисована художником неправильно, и он по замыслу пьёт кофе,  но я хочу думать, что он  не просто поднял свою чашку, а протянул её  супруге из любви к ней, чтобы она первой отпила глоточек горячего напитка! Да-да, за грубой внешностью крестьянина выглянула  добрая и заботливая душа.

Мужчина слева задумался, он воткнул вилку в картошку и медлит поднести её ко рту  ... О чём он думает? О хлебе насущном? О завтрашнем тяжком труде на крестьянском поле? Сестра с застенчивой озабоченностью смотрит ему в лицо, её нежный взгляд, поза говорят о готовности  помочь – словом, делом, предложенным кусочком картофеля ...

Из письма Ван Гога:
"Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы, ведь в глазах есть нечто, чего нет в соборах, при всей их торжественности и величественности. Человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего, на мой взгляд, гораздо интереснее".

На первом плане девочка, сидящая спиной ... я не вижу её лица, но чувствую его выражение: она спокойна и довольна мирным ужином, возможно, она улыбается. Её рук не видно, но мне думается, что она  держит наготове вилку и ждёт, когда картофелинка остынет. А то, что картофель горячий, видно по пару за головой девочки.

Из письма Ван Гога:
"Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного."

Семья едоков картофеля  в сборе. Они едят молча и общаются лишь взглядами и движением рук, но между ними взаимопонимание и согласие. Они отдыхают, вкушая свою немудрёную пищу. Да, не едят, а вкушают!  Вечерний ужин насыщает их физические тела и одновременно подпитывает  их души. Этот  час  семейного единения  необходим  для их дальнейшего трудного существования. 
Круг света от лампы очерчивает границы пространства, где люди становятся единым целым. Даже убогая комната  становится от этого  уютной и тёплой.

А мне становится грустно от своих прежних представлений о картине. Не надо было доверять первому впечатлению – оно всегда обманчиво. Ван Гог "вместил в картину несоизмеримо больше, нежели доступно человеческому глазу".
Я думаю, что  поняла, что хотел сказать людям Винсент Ван Гог своей картиной "Едоки картофеля".

Из письма Ван Гога:
"Чем больше я думаю, тем сильнее убеждаюсь в том, что нет более высокого искусства, чем искусство любить людей."


О картине:
"Едоки картофеля". 1885. Холст, масло. 81, 5х114, 5 см.
Находится в "Риксмюзеум Винсента Ван Гога", Амстердам.