Барды. Приложение. Песни

Александр Сивухин
               ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты песен, о которых шла
речь в новелле "Звезды, барды и горшки"


           "ОЛЕНИХА"
         (К.Великандо)

И не надо меня уговаривать,
Я сегодня уеду, конечно,
Вон туда, где рассветное зарево,
Где мятежность чиста и беспечна.
Ради Бога, не надо сейчас говорить         
И не надо о чем-то расспрашивать,
Я уеду туда, где пылает, горит
Из квадратного домика нашего.

Так давай же присядем и помолчим,
Ведь у нас испокон так водится,
А потом собери мне в дорогу харчи
И у сердца повесь Богородицу.
Пусть согреет меня, не посмел чтоб забыть,
И не дай Бог тебе разувериться
В том далеком краю, где пылает, горит
Олениха моя, ты оленица.

И багряный рассвет мне напомнит о том,
Что осталось за спинами нашими
Много встреч и разлук и квадратный наш дом
Со свечами на время угасшими.
А в углу образа, помолись же за них,
За бродяг и неистовых пленников
Тех мятежных краев, где пылает, горит
Олениха моя, Олениха.

Я не буду себя разбазаривать
Ни на мелочность, ни на грешность,
А тебя заколдую и варева
Дам испить, сохранила чтоб честность.
Ради Бога не нужно сейчас говорить
И не надо о чем-то расспрашивать,
Я умчусь вон туда, где пылает, горит
Из квадратного домика нашего.


          ОЛЕНИХА-2
     (А.Сивухин. Ответ)


    Em                Am
Я узнаю твой дом по письму на стене,
    H7                Em
По сугробам на крышу упавшими,
     Em               Am
По квадратным теням на снегу при луне,
      H7              Em
По свечам да на время угасшими,
      C                G
   И дыханьем своим этот дом отогрей,
        Am      H7        Em
   Скинь одежды, кострами пропахшие,
          C            G
   Снова свечи зажги, помолись поскорей,
       Am        H7      Em
   И оставь все заботы вчерашние.

Я узнаю твой след на морозном снегу
По дорожкам покрытыми инеем,
По святому теплу, что в себе берегу,
По далекой звезде с твоим именем,
   И когда позову тебя в сонном бреду,
   Ты услышишь мой голос отшельника,
   Вновь по лунным дорожкам к тебе я иду,
   Олениха моя, ты, Олениха.

Я узнаю тебя по рассветной заре,
Что рассыпалась медными звуками,
По верхушкам холмов и долин в серебре,
Утомленных седыми разлуками,
  Только ты подожди, не спеши приходить,
  Пусть немного душа успокоится,
  Мое сердце разлукой пылает, горит,
  Пусть надеждой на встречу наполнится.

А теперь серебром ты рассыпься вдали
И наполни хрустальными искрами,
Тот холодный костер, что пылает, горит,
Золотистыми нитками выстели,
  И когда вновь багряный рассвет запоет
  Над коврами из спящего ельника,
  Твой невидимый голос к себе позовет,
  Олениха моя, ты, Олениха.


        "И ВНОВЬ ФЕВРАЛЬ"
          (К.Великандо)

И вновь февраль, а так ли это было?
Симфония колоколов все глуше,
А мне уснувшему так очевидно снилось,
Что я не спал, а просто так сидел и слушал.

И скрип двери в застывшем темном доме,
И кашель ветра стынущий в ушах,
И тени чьи-то в стонущем проеме,
Разрушенной стены наводят страх.

Я был один в большой пустой квартире,
Вокруг ни зги, лишь топанье часов
И две дыры в моем квадратном мире,
И паутина трафаретов - слов.

Топчется время на пыльном столе,
Секунды слагаются в жизнь,
Кому-то ему одному на земле
Стремительно хочется ввысь.
Он пережил страх перед бездною слов,
Нет муки на свете сильней,
С пронзительной болью вспомнив про то,
Что он потерял всех друзей.

Опять февраль, опущены забрала,
Закованы дороги в латы льдов,
А колокольня странный звук роняла,
Но я, увы, уже не видел снов.


         "ПО СТРУНАМ ПОПЕРЕК"
             (С.Кощак)

Я спросил у листвы, что с деревьев
Опала дождем,
Отчего в этом празднике цвета
Снится мне печаль?
Но она не ответила мне и с ноябрем
Куда-то холодной поземкой
Уносится вдаль.

И у снега спросил отчего
Грустит зима?
И за белой метелью все чудится
Образ твой?
Отчего же так хочется вдруг
Взорваться с ума
И плюнуть на все и забыть,
Только быть бы с тобой.

Припев:

По струнам поперек до исступления
И мечты как пустые стремления.
Но песня не звучит и струны не звенят.
Да что ж это за рок - любовь как бремя,
Мне бы встать пред тобой на колени,
Но что моя любовь, если ты не для меня...

Мне махнуть бы на все сгоряча,
Да пыл мой утих,
Мне пропеть бы о нашей любви
Самый грустный куплет.
На столе догорает свеча
И не пишется стих,
И в звуках гитарных аккордов
Гармонии нет.

Припев:

         "ВОТ И ОСЕНЬ ВО ДВОРЕ"
            (С.Кощак)

Вот и осень во дворе заблудилась в листьях,
Закружила нас в кольце разлук,
И меж нами больше нет ни звонков, ни писем,
Ни желанных встреч, ни касаний рук.

Ты сейчас так далеко, между нами дали.
Знаю я, что не легко будет мне пройти
Пути, печали, но я пройду, я буду ждать.

Хмурый дождь стучит в стекло
Прибавляя скуки,
И на пару с ним грустим вдвоем,
Как я верю, что придешь
И назло разлуке
Отворится дверь и ты войдешь
В мой дом.

Возвращайся поскорей, мне сказать
Так много нужно,
Приходи и обогрей, без тебя
Так холодно и грустно.



         " ПЕРЕСВЕТ "
    Баллада о Куликовской битве
          (А.Сивухин)

   Em               Hm
Много лет прошло, но ты как живой,
   A              Em
Пересвет лихой, инок воин, свет.
  A                Em
Вспомнил я тот бой с Золотой Ордой,
    Hm              Em
Увидав опять золоченый крест.

С войском мы в поход вместе вышли, друг,
За реку за Дон, да с Непрядвою,
Встретить там Орду, игом жгущей Русь,
Чтоб вступить с ней в бой, верой- правдою.

Крепкий парень был, на Руси рожден,
Богатырь, каких мало видели,
И в боях с врагом был не раз крещен,
Выбрав сам потом долю схимную.

Надевал мой друг на круто плечо
Вместо лат стальных схиму белую,
Что сам Сергий нам освятил крестом,
Как на бой идти с вражьей силою.

Вот и солнце нам светит полуднем,
И полки стоят, светят золотом,
Ветер знамя рвет с золотым крестом,
Рать встречается с лютым ворогом.

Вижу - вражий сын - Челибей Мурза
На своем коне похваляется,
Потягаться с ним ждет богатыря,
Нас на бой зовет, насмехается.

Не стерпел мой друг тех обидных слов,
На коне вперед смело выехал,
Облегченно весь тут вздохнул народ,
Зная о былой славе витязя.

Словно меж рядов улыбнулся свет,
Как мой друг себя к бою выставил,
Верно помнил он Сергия завет:
Послужить крестом Князю Дмитрию:

"Разреши мне, Князь, за чело Христа,
За родную Русь исповедаться,
За честной народ, не щадя себя,
С тем татарином переведаться.

Гордый враг зря мнит, ищет свой конец,
Что меж нас ему нету равного,
Я готов на бой под Христов венец,
За святую Русь, Православную!"

Отвечал наш Князь: "В помощь Бог с тобой!
Не дадим врагу больше спуску мы,
И Россию-мать заслоним собой,
Знает пусть Мамай Силу Русскую!"

И вот конь лихой уж несет вперед,
Челибей, встречай себе равного!,
Только плащ с крестом, и в руке копье,
И огонь в душе Православного!

Из груди моей голос сам скользнул,
Крикнул я: "Дава-а-а-й!!!", что есть силушки,
Страшен был удар, две горы столкнув,
Поднялась земля да на дыбушки.

Велика волна ахнула в сердцах,
Все мосты теперь ветром стертые,
Копья испытав, два богатыря,
Полетев с коней, пали мертвые.

Славный воин был, витязь хоть куда,
Медный щит не спас грудь татарина,
Но и друг, мой свет, принял сам удар
В грудь, где у креста перекладина.

Закипел тут бой, не на жизнь - на смерть,
Бьют татар глядеть любо дорого,
Ведь наш путь в бою проложил твой свет,
Что в груди горел против ворога.

Мы рубились день, мы рубились ночь,
Перевес пошел в нашу сторону,
Враг сдаваться стал, покатился прочь,
В поле лег костьми, в радость ворону.

Сняла жатвушку тать безносая,
Напитала степь людской кровушкой,
Замолчали вдруг песни росные,
Загрустила Русь бедной вдовушкой.

Мы нашли тебя в поле крещенном,
Среди мертвых тел, окровавленных,
Богатырь заснул снами вещими
Ради нас живых, всех оставленных.

Спи спокойно, друг, своим светлым сном,
О тебе поет слава вечная,
Весь честной народ шлет тебе поклон,
Русь свободная, бесконечная.

А Мамай бежал, впал в унынье, грусть,
Золотой Орды слава сказана,
Помнить будет он, как ходить на Русь,
Где ему всегда плеть заказана.

Много лет прошло, но ты как живой,
Пересвет лихой - инок воин, свет,
Вспомнил я тот бой с Золотой Ордой,
Увидав опять золоченый крест...
                18.02.2000г.               
             

       "БЛЭКСОРН"
       (А.Сивухин)


Em                Am
Ветер рвал тебя на части,
                D
Бил соленою волной,
                Em
Все мы ищем где-то счастья,
C        D           Em
А встречаемся с судьбой.

Вот мы боремся за право,
Право выбора в борьбе,
Вот мы гонимся за славой,
Слепо веря лишь судьбе.

Снова цель зовет в дорогу,
Время пущено стрелой,
Что-то ждет там за порогом,
Что начертано судьбой.

И летят слова легенды
К той таинственной стране
Сквозь моря, шторма и беды
На пиратском корабле.

Никогда не знаешь точно
Что заложено в тебе,
Знаешь цель и это прочно,
Остальное все в судьбе.

И все почести и слава
Все достанется тебе,
Если путь, пройдя немалый,
Ты вернешься вновь к себе.

И что путь пройдешь достойно,
Ты, наверное, не знал,
Лишь промолвишь вдруг спокойно:
"Вот и я там побывал".

Ветер рвал тебя на части,
Бил соленою волной,
Все мы гонимся за счастьем,
А встречаемся с судьбой.


Все!