люблю тебя, Жизнь!

Ирина Купцова
            ... брожу по саду - природа бросает к моим ногам золото. Ступая по роскошному ковру, я слышу музыку земли. Люблю здешнюю музыку земли – в это время года в центральной полосе России леса особенно щедры. В домах же тихо, пахнет яблоками и мёдом.

Тихо...

Хотя дом живёт - звоном посуды и телефонов, голосами попугаев и детей, но я ничего не слышу. Всё замерло, готовясь стать не прахом, не пылью - ничем. Мир растворяется…растягивается, и я протягиваю руку, чтобы прикоснуться… к картине. Нет. Это не картина. Это горы. Знакомые и далёкие. Как небеса. И оттого беспредельно… бесконечно любимые. Впрочем, гор тоже нет. Есть только пространство - звенящее, переливающееся, подчиняющее... и я. И всё.

Не дёргаюсь, чтобы не утонуть в бурлящем потоке, я просто плыву. Плыву и не сопротивляюсь... плыву ...  к тебе, мой берег.

Мой любимый берег. Сколько радужной силы в живых бурлящих струях, омывающих тебя. Сколько вольной неги несёт к тебе солёный ветер, вдохновленный трепещущим дыханием мощных вод - ты знаешь историю его побед, звенящую в тебе, хранимую тобой, преображённую причудливым узором твоих скалистых линий. Тебе известно, в каких глубинах лежат сокровища. Ты знаешь великое звучание глубины. И ценишь музыку простора. Люблю! И крик пронзительный, несущийся с воздушной высоты. И знойное безмолвие. Ты бережёшь союз меж солнцем и землёй.

..............................
Это было давно,  на пороге перестройки.
Судьба подкинула мне странных знакомцев из богемной среды, и я поняла, что эти люди, называющие себя "художниками", в принципе делятся на две составляющих "всемирного художественного процесса" - одни пьют каждый день, высекая искры талантов столкновением горячих глаз над наполненными стаканами, поддерживая тем самым друг в друге доброе расположение духа, другие употребляют средства, позволяющие величать друг друга гениями. И те, и другие с изменённым сознанием -  это и составляет суть и смысл этой тусовки "творческой" - и отличает её от остальных, которые тусуются корпоративно, хотя не уверена, что разница есть. Взаимообратный PR, когда каждый хвалит всякого, кого считает своим - ты меня, я тебя - отличает каждую тусовку - своего рода закрытое акционерное общество, существующее благодаря PR-технологии, которая очень напоминает индустрию моды. Там внутри, как за стеклом, всё идёт своим чередом. Способ существования есть умение убедительно навязывать остальным что-то совсем не нужное. Там имеются свои критики, которые тоже нужны, как адвокаты правосудию - а иначе никто не поверит в достоверность происходящего, то-бишь, в гениальность. Малевич, по сути, не сделал ничего особенного - просто наступление творческого кризиса приобрело статус чрезвычайно модной тенденции - болезненной гениальности, опустошенность стала вдруг полезной и кому-то принесла высокие дивиденды. Вообще кризис любого порядка всегда приносит кому-то высокие дивиденды, поэтому тема кризиса - в кино, в живописи, в музыке, в литературе, в экономике, в стране, да где угодно – эксплуатируется весьма успешно. Малевич не сделал ничего из ряда вон выходящего, просто предыдущее поколение художников – живых и не ленивых, предопределило возможность появления нового-важного. И вот, это ожидание было “вознаграждено” людьми практичными, оборотистыми, сумевшими извлечь прибыль из ожидания новаторства и обеспечить хорошими барышами последующие поколения коллекционеров – людей, способных вложить деньги в ничто и сохранить, окутав это ничто вуалью некого тайного смысла, закрытостью, доступной только “избранным”. Нет сомнений – элитарность дорогого стоит, ибо она приносит немалые деньги! Но в такой иллюзорной ценности искусства нет ничего интересного – это только способ легко и непринуждённо, с видимой элегантностью нарастить капиталец, удивляя других и обретая громадную славу среди не менее оборотистых, но всё ж не столь расторопных людей.

Знакомцы, как позже выяснилось, употребляли опиум - я не понимала зачем? – но не спрашивала об этом, и на этот не заданный вопрос могла услышать ответ - для творчества...а потом - всё было Гениально! ГЕ-НИ-АЛЬ-НО, просто …ец! - матом они пользовались, как золотым ключом, выпуская наружу запертые чувства, - это была высшая эмоциональная сфера, виртуозно выковыриваемая через заржавевшую замочную скважину. Как музыкант выбирает всю суть звучания из своего инструмента, так и эти восторженные существа, упиваясь, захлёбываясь накатившей эйфорией, как разрезвившиеся дети, пускались во все тяжкие с горячим треском в голосах, и, с  педантичной непререкаемостью работников  культпросвета, трубили во все трубы об открытиях своего внутреннего мира.

Главным везунчиком этого новаторского клана был молодой журналист, окончивший МГИМО - сын партийного регионального бонза, т.е. представитель молодежной элиты.
О! Как это...! Как это было! Кстати, ООО – Общество с Ограниченной Ответственностью, вполне могло оказаться их аббревиатурой, но «Инспекция медицинская герменевтика» им подходила больше – часто пользовались шприцем…

Итак, всё было так, вернее всё так и было, до тех пор, пока в той компании, помимо курносой конкурсной красавицы, для коллекции, не появился ещё и молодой американец – сын, известного тогда в Америке, советского писателя-диссидента. Он предложил мне за комнату, в которой тусовалась «продвинутая» молодежь, как говорится, хорошие деньги, и – я согласилась…
Вообще, американец решил пожить по-нашему – по-русски-андерграундовски!

Герменевтичный журналист расстроился и переименовал конкурсную красавицу, которая счастливо улыбалась американцу, в Дубину за то, что привела деловитого конкурента, ну а мне всячески пытался растолковать, что я дурно поступаю, что мол «не въехала» в открывшуюся вдруг возможность стать «продвинутой» Членкой Элитарного Общества.  Я написала молодёжному лидеру записку чтобы не грустил.

Русскому американцу с красавицей Дубиной пришлось перебиться комнатой, в которой тогда располагалась я сама. Было лето, и я уехала на дачу.

Они неплохо проводил время, наслаждаясь тёплым удушливым ароматом распахнутых московских окон с флоксами на подоконниках, и скрипом виниловых пластинок на живом ещё проигрывателе. А потом, совсем одуревший от не понимания его американского юмора, юный иносранец съехал – вернулся  в Америку.

Богемный представитель элиты поздравил меня с апокалипсисом и тоже исчез, как и не было.


   …Почти каждый день я встречала у магазина на Чернышевке забавную компанию, состоящую из пяти воспитанных собак, терпеливо дожидающихся хозяина с покупками из мясного отдела. Кругом машины, прохожие вечно торопятся, а они тихонько лежат на самом краю тротуара, и преспокойно ждут - приходится только замедлить шаг и удивляться житейской мудрости этих созданий в безумном потоке людей и машин.

Сколько глупостей придумано человеком!- думала я. Что это такое – "Живи быстро – умри рано"? Не знаю, не знаю – к чему вся эта истерика? И что это за модные слова: большая политика, жизненное кредо, фашизм, фетишизм? Что значит – быть успешным? Куда это все торопятся – успеть что? Есть такой церковный праздник – Успение Богородицы. Многим ли понятен смысл слова "Успение"?

Кто-то хочет быть лётчиком, а кто-то киллером или бреет голову чтоб стать открытым космосу  -  зачем? Выдумки человечьи открыты не космосу, а лишь, себе подобным, выдумщикам. Зачем нас зовут к "саморазвитию" увлекающиеся психологи, приводят в пример бабочку? Мне больше нравятся черепахи, крепкие, надёжные существа, освоившие две стихии, живущие в гармонии с окружающим миром и себе подобными, медленно, но верно. Мы смотрим на них – они на нас. Мы стареем – они нет, львы стареют – они нет. Так и живут они, чувствуя приливы и отливы, в унисон с силами земли, потому, что они - часть её. Нет черепахового кладбища–они живут долго, ничего не зная о старости, ничего не зная о смерти. Они живут – а мы храним память об усопших, об успевших. И… строим планы на будущее...


2004 год - объявление о конкурсе киносценариев "Российский сюжет". Умные глаза господина Калягина на экране телевизора привлекли мое внимание. Как это было убедительно, просто и искренне, как Виктор Цой  – хотел и требовал перемен. Достаточно лишь написать правильный сценарий и...  вот оно счастье! Тут же очень захотелось подхватить, поучаствовать, вступить в диалог, так сказать. Ужель и впрямь? Вот так вот – раз и готово! И всё станет лучше  –  и мы и страна!

Можно предполагать многое, когда точно знаешь, что никогда прежде этого не пробовала. Точно знаешь, что не умеешь, но не убежден, что не получится...
Возможность присутствовать на спектаклях и лекциях во ВГИКе, читать рекомендованную литературу и смотреть кино в Музее кино образовала меня более чем образование, полученное в стенах двух институтов. Я попробовала.

Я написала следующее: 
- Господин Калягин, Вы честный человек и, я убеждена, Ваше короткое обращение с экрана не было сиюминутным артистическим манёвром, так сказать, показательным выступлением выдающегося деятеля культуры - т.е. Вы говорили от сердца, а не ради удовлетворения артистических амбиций. Ваша убедительность была настолько искренней, что я осмелилась предложить несколько сюжетов:

Сюжет 1. Гоголевский сюжет.
Городничий - милый человек: пчёлки, цветочки, дома-улии, подпирающие небо, и очень много несчастных умирающих людей, выброшенных на улицу.  Уже минул не один десяток лет с тех пор, как городничий ведет дела рукой не мальчика, но мужа, легко справляясь с задачами перестройки архитектурной среды своего «захолустья», распродавая его направо и налево. Опыт предводителя строительных работ и могучие масштабы открывшейся его взору стройплощадки предоставили величайшие возможности для реализации беспредельных затей. Он и упаковал и украсил этот город по-своему, и уже почти полностью разрушил среду обитания его коренных жителей, а Хлестаковы заполонили, заХлестнули пространство, некогда уютное, а теперь быстро теряющее самобытность. День ото дня, с лёгкой руки градоначальника, город становится всё более похожим на европейскую столицу с холодными зеркалами витрин, безразличными ко всему – к изувеченным побоями лицам детей и бездомных стариков, к юным девам продающим себя на улицах, к женщинам, которые продали себя, как им кажется, более удачно и теперь, во что бы то ни стало, стараются удержать, неудержимо стремящихся к разнообразию, мужей. Равнозначная толпа. Уже нет того небольшого, в сравнении с масштабами некогда оглушительно огромной страны, города. Есть городище, по которому шляется из одного конца в другой толпа, одуревшая от собственной равнозначности. А ревизор куда-то сгинул, пропал - должно быть заснул в пути, иль заблудился, путешествуя по миру...

О чём это я? Хотелось бы разобраться, как, совершая поступки, человек меняет мир вокруг себя. Всякий раз, решая очередной ребус бытия, человек выпрыгивает, как рыба из аквариума, в стремлении преодолеть знакомые пределы - бесстрашно или беспечно, рискуя упасть, не обратно в аквариум, а прямо на пол.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Сюжет 2. "Aллые паруса".
Величайший романтик рукотворный Рай сочинил, придумал, увидел. А закончилась вся эта красота всеобщей вендеттой? Или наоборот?


Грину было 16, когда отец, снабдив его скудными напутствиями и бесполезным рекомендательным письмом, отправил его вон из дома, в котором Александр родился и жил подле своей матушки, покуда та не умерла. Жизненный опыт, который он приобрел, был полон испытаний, и от того мог бы считаться тяжёлым. Но так уж сложился его жизненный путь, единственно возможный, и потому безошибочно верный.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


…в те времена, когда безработицы не было, а в Уголовном кодексе была статья о тунеядстве, писатели и прочие художники могли заниматься творчеством, не впадая в депрессию.

После трудового дня, проведённого на улице с лопатою, за гарантированную заработную плату, возвратившись, домой, в свой гарантированный угол для занятий или в мастерскую, испытывая приятную ломоту в костях от с пользой проведённого времени, со светлой головой и чистой совестью, с ясными намерениями, художник разогревал чай, нехитрый обед или завтрак, и приступал к Главному.

Это Главное складывалось из многого. В нём присутствовали друзья, товарищи, и уж точно недоставало одиночества  - можно было досадливо ворчать по этому поводу, напустив вокруг себя неясного туману и важности, и всё равно найти время заняться любимым делом.
Хуже обстояло дело, если человек, боле других склонный, способный, к творчеству, был, движением судьбы или доброжелательных родственников, поставлен на конвейер служебной лестницы, не имея склонности к деланию карьеры и амбиций связанных с этим занятием. Ему приходилось скучать, ныть, с тоской сожалеть об упущенном ежесекундно времени, пока не доставало сил спрыгнуть, соскочить с этого непонятного ему «сооружения». И тогда можно было начать новую ЖИЗНЬ - зрелого человека.

  Бывало. Бывало по-разному...

  …иным дано от Бога много, и, миру всё вернув сполна, они доходят до порога, до грани жизни, в два шага. Рождение, затем свобода – свобода зрелого ума, потратив времени немного, они уходят... Так жил и быстро прожил Владимир Семёнович Высоцкий.

Есть ещё одна человеческая культура, особенности которой можно уловить в рассказах Бабеля. Его герои гонимы вечно, обижены судьбой. Они научились беззастенчиво пользоваться всем, что попадётся им на дороге жизни, обязательно утаив что-нибудь на чёрный день, потому что твердо знают, что он наступит непременно  -  такая простая и грустная философия. Здесь не до страстей - работает точный, веками отрепетированный, инстинкт, включён сигнал в душе в уме и в сердце, приказывающий экономить силы – душевные, физические – любые. Это способ жизни, от которого ни как не отвертеться. Карма такая, как говорят Буддийские философы.

Такой человек никогда не хвастается КАПИТАЛОМ – он его отложил на чёрный день. И отложил столько, чтобы этот день не наступил никогда - ни для него, ни для его детей и их внуков, правнуков и их правнуков. Вот только карму не изменил. Такой жизненный тупичок. Неодолимый! Его  увидеть надо. А как, если из своего нутра глядишь? Никак. Выбираться нужно. Преодолеть себя – своё напуганное сердце. Для того и земля круглая, и путь бесконечен…

..............................


 Я вернулась :

с Крымского полуострова – в день Великой Октябрьской.

..............................
Крымский археологический заповедник уникален.
Хранит на своих землях следы всех периодов развития человечества – от неандертальцев и кроманьонцев в горных пещерах переживших сражения сопровождавшие великое переселение народов,  до эллинов с последующими завоеваниями уже их городов Византией, – ну и т.д.

Сущность человека практически никогда не менялась, за исключением революционных периодов. Прорывы в глобальных сферах знаний меняли воспринимаемый человеком мир, но никогда не меняли человеческого отношения к миру – т.е. человек, в отличие от других видов живых существ, эволюционировал очень мало. Скорее он влиял на среду своего обитания, чем она на него. Но всё-таки, революции (эволюционные прорывы) случались, о чём хотелось бы напомнить в День Великой Октябрьской.

* Кстати, древние человеки в отношении использования земли были куда более практичны, чем мы теперь. Археологи находят рядышком в одном месте захоронения и очаг,  а также кости съеденных животных – их не выбрасывали, чтобы не привлекать хищников. Чем глубже древний культурный слой, тем больше свидетельств экономного отношения к осваиваемому месту – захоронения в слоях древних стоянок компактны. Потому, что человек мог возделывать лишь те участки, которые прилегали к источникам воды.
Вода и кремний, позволявший добывать огонь, вот и все "предметы быта", без которых не возможно было обойтись. Они и определяли стиль жизни человека в этой местности в тот период времени.
Хотя, по-поводу способов добывания огня  -  это вопрос. Вот молния, ударившая в дуб, огонь давала точно, а дальше его нужно было сохранить, чем собственно жрецы и занимались. Как там у Пушкина - "У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том..."

* И между прочим, существует версия о том что следы человека на Крымском полуострове появились раньше, чем на Аравийском.

Климат в этих местах благоприятствовал и человеки быстро размножились уничтожая загонной охотой целые колонии животных. Вооружённые факелами охотники гнали мамонтов, косуль, кабанов до обрыва скал - там обрывался жизненный путь могучих животных. Так и справлялся с ними совсем небольшой человек.
Слопать их всех он был конечно не в силах. Множество погибших животных, неиспользуемых человеком – огромная кормушка для хищников. Волчьи стаи разрослись, расплодились, размножились. И человеку, в целях собственной безопасности, многому пришлось научиться – пользоваться стрелами, заниматься разведением скота и "дружить" с волками. Ну а потом уж началась известная нам история цивилизаций.  И ... ожидание, ожидание.  Ожидание прогресса...

Как и поныне...

«Процесс пошёл» – прогресс остановился. Ожидание...


Вновь потирают руки любители охоты – большой охоты, королевской, отринув всё, чего достигло человечество. А мир завис над пропастью. Нажав на паузу, успел только выкинуть опознавательный флажок с надписью «ВОЗРОЖДЕНИЕ».

Банковскую систему возродили, что дальше? Трепетное ожидание……

Только в глазах дрожит вопрос  -  Почему?

Почему никто не идёт нас спасать? Мы здесь, мы ждём. Мы неразумные потерявшиеся дети. Мы ждём возрождения. И не взрослеем – МЫ ЖДЁМ. Мы ждём, когда нас откопают археологи, отмоют и восстановят утраченные части… и сложат из нас мозаику?

Мы так ничему и не научились.

Мы не научились беречь Свою Священную корову.

..............................
  О ПОЛЬЗЕ СВЯЩЕННОЙ КОРОВЫ:

В те времена, когда человек был частью природы, полезным являлось все, что давало возможность выжить.

Корова была чрезвычайно полезным священным животным потому, что помогала перенести зной или голод в скудный период жизни, справиться с насекомыми, несшими болезни - человек был обязан жизнью этому животному. Он съедал её, когда наступало время и ему не удавалось найти другой пищи, спасаясь тем самым от неминуемой гибели. Как велика была его благодарность судьбе за такой подарок, оказавшийся в нужный момент рядом! И как нужно было охранять его.

Для того, чтобы волк не отнял это сокровище, человек приручил волка. И змею, и дикую кошку. Он охранял ее – свое сокровище, она хранила его.

В единоборстве с природой, способность человека держать возле себя источник существования, определила преимущество человеческого рода перед прочими хищниками. Но вряд ли, насыщаясь, он благоговейно благодарил источник своего благоденствия, сожалея и испытывая священное чувство вины перед съеденным животным. Скорее он испытывал священный ужас перед тем, какой была бы его участь, не сбереги он этот источник силы до наступающего дня, когда он, обессиливший, сам может стать подарком для голодного зверья.

Пережив эйфорию победителя, человек успокоился, и, вооружившись полученным опытом, стал внедрять свое преимущество. Приручив всё, что возможно и освоив пахотные земли, человек почувствовал себя настолько уверенно, что позабыл об угрозе окружающего мира.

Размножившись и закрепив свое превосходство, человек вступил в единоборство с себе подобными. Группа живых существ, каждое из которых осознает своё преимущество над окружающим миром, вынужденно как-то справляться с этакой форой. Как быть, ежели все чувствуют себя победителями?

Вполне разумно было бы тихо пользоваться своим положением и перестать плясать у костра. Так и сделали, осознав себя великими посвященными, - но не все. Те, кто продолжал скакать и веселиться, в посвященные не попал, потому что тишина, с уверенным спокойствием властелина окружающего мира, им не надобилось.

Те, что плясали у костра, вполне удовлетворенные своим положением, стали так жить поживать между войнами, а те, кто хранил тишину, продолжили процесс познания-осознания, и смогли проанализировать и научиться пользоваться периодичностью вселенной, циклами времен года, дня и ночи, приливов и отливов. Эти человеки стали жрецами, потому что поняли, как с пользой проводить время.

Так и разделилось человечество на тех, кто пляшет вокруг костра, и на тех, кто осознает и охраняет знания с величавым спокойствием. И возникло социальное неравенство.

Кто-то стал жить, используя освоенное, и кто-то продолжил искать возможности освоить с пользой еще что-нибудь. А потом кто-то нашел возможность использовать тех, кто ищет возможности. А потом нашелся и тот, кто смог использовать и их тоже. Так выстроилась иерархическая лестница.

Пока, кто-то воюет, размножается и снова воюет, сохраняя цикличность существования, есть и те, кто использует это в своих целях, но есть еще те, кто учиться использовать и тех и других. Можно исследовать мир, а можно исследовать исследователей -  как в Китае, древнейшей из сохранившихся на земле цивилизаций, принято использовать чужие достижения, не вступая в противоборство, не вовлекаясь в хитросплетение политических интриг, не прибегая к насилию, - продолжать движение вверх. Пока большая часть населения земли занята конкурентной борьбой, Китай продолжает свое направленное вверх развитие.

Если бы все живущие на земле были устремлены вверх, столкновений вообще удалось бы избежать, потому что земля, на которой мы живем, выпуклая.

ЗЕМЛЯ!
……………………………………………………………………………………………………
ЗЕМЛЯ
 ОБЕТОВАННАЯ


Можно с интересом слушать библейские истории о земле обетованной, но разве в них найдутся такие сокровища как здесь - МОГУЧИЕ ели, развесившие на ветвях роскошную хвою, точно также, как, например, где-нибудь в Одессе вывешивают бельё на верёвках, перекинутых через двор или улицу.

 Библейской мудростью собраны и бережно сохранены крупицы скудных даров земель пустынных обезвоженных, так же, как там собирали скудные ручейки поверхностных вод, направляя их по желобам в каменистые колодцы-резервуары. Расход воды – полтора литра в день на человека. Бережное отношение ко всем проявлениям природы – закон жизни в библейской местности, и потому каждый росток обласкан, взлелеян и запечатлён на века…

В Берендеевом царстве всё иначе, солнце Ярило вдохновляет - Зимы длинны, Морозы трескучи – засухи редки. Здесь не был нужды приносить ежегодные молитвы богам о ниспослании дождевых ливней, как это делали жители долины Нила, но здесь просили защиты от напастей разорения и болезней, несомых чужеземцами и кочевниками.

Здесь, до того как научились осушать болота и пользоваться торфяниками, в зимы согревались сучьём да поленьями. Вырубят землю под пахоту, раскорчуют, и лес на дело пустят – в строительство, а пни корчевые – на растопку. Ведь, не бывало здесь зимой тепла иного.



Как под размашистой кистью художника, меняются ландшафты, стираются леса и границы. Ходят, бродят по земле стада человечьи – многочисленные. Человек Велик, потому его так много, и всегда он занят собою – войнами, интригами – забыв о том, что жизнь проходит не на шахматной доске.  ЖИЗНЬ ЭТО ОБМЕН ОПЫТОМ, накопленным в различных географических условиях – только и всего! Громкая война между Израилем и Палестиной похожа на перебранку соседей по поводу забора. Она смехотворна в сравнении с безмолвным кровопролитным захватом плодородных земель,  повсеместно  –  земель аборигенов,  с  характерным для освоенных испокон веков территорий цветом кожи. Человек, ты всегда являешься частью того, что способен воспринять. Если ты в машине, то ты часть машины, если в потоке, то ты часть потока – заметь, не лучшая и не худшая его часть. Ты всегда хочешь видеть больше и много путешествуешь. Путешествуя, сравниваешь места, в которых побывал, и людей, которые, в общем, ничем от тебя не отличаются - только тем, что здесь они уже давно и стали частью ландшафта, а ты в пути и жаждешь присвоить себе то, что тебе не принадлежит.

    Сначала подумай,  ГОТОВ ЛИ ТЫ СТАТЬ ЧАСТЬЮ ЛАНДШАФТА?



Когда природа кидает к твоим ногам листья, и ты, ступая по шуршащему ковру, сетуешь на то что опять наступила осень, величественно попираешь её дары, тоскуешь о коротком лете, упираясь взглядом в потускневший небосклон, и начинаешь ждать солнечного тепла и цветения лета, презирая то, что есть у тебя сейчас под ногами и прямо перед носом, отодвигая еловую ветку которая норовит коснуться твоего плеча, – и плачешь вместе с осенним дождём, и ёжишься от порывов ветра, бросающего тебе под ноги жухлую листву, - тогда ты наконец понимаешь, что являешься частью природы. Ты часть той местности в которой родился.
               



_________
ВОТ ЗДЕСЬ ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ http://www.proza.ru/2009/11/25/1288











_