Портрет Высоцкого

Тамара Свинцова
          Портрет Высоцкого
Я люблю живопись Шилова. Запомнилась история создания портрета Владимира Высоцкого, рассказанная самим портретистом.
Вскоре после кончины певца, к Шилову обратилась мать Владимира Семёновича с просьбой написать его портрет. Пришлось ей отказать, так как художник всегда пишет только с натуры. Шилову это важно, так как общение с моделью дает очень многое. Потому - то его портреты так информативны. Всегда целая биография, как в лице, позе, интерьере, так и в красках одежды и фоне. В те годы, запрета вольнодумства, пресловутого "преклонения перед Западом", не очень было известно о творчестве Высоцкого. Хотя  его голос с хрипотцой звучал почти из каждого окна. Но самодельные записи были далеки от совершенства. Шумы и помехи заглушали текст песен.
Однажды Шилов ехал в машине и по радио услышал "Кони привередливые", одну из самых страстных, потрясающе эмоциональных, к тому же звучащих после ухода поэта песен. Впечатление было шоковое! Художник не мог успокоиться и позвонил матери, решил попробовать выполнить просьбу.
Для этого попросил вещи Владимира, которые он носил чаще всего. К тому же в гостях у друзей ему показали фотографию Высоцкого, одну из последних. Это было фото с печатью смерти на лице, лицо больного человека. Мать принесла красную рубашку и кожаный черный пиджак. Началась работа ...
Я видела эту картину. Да, это Высоцкий, но одновременно ОБРАЗ, как бы человек уже не с нами...Цвета одежды - траурные (красная рубашка и черный пиджак) Лицо с ТАКИМ трагизмом в глазах! Вселенской скорби! По заднему плану несётся тройка лошадей, тоже неземных, парящих над землей. Как миф, легенда! И ветер, ветер, который изображают тонкие голые, без листвы, наклонённые ветви деревьев на заднем плане. Простояла я у картины долго.
Потрясенная и одухотворенная, восторженнопечальная. До сих пор  помню это яркое
впечатление.
Эту миниатюру написала сразу после посещения выставки. Только что открылся особняк в центре Москвы, где роскошь бархата и позолоты, паркета залов обрамляла всё великолепие полотен экспозиции. Дискуссии критики о красивости, которой, мол, грешит художник, Шилов парировал тем, что кубизм, абстракционизм и прочие течения в живописи не для потомков. Уроды, которые нарисованы вместо людей...
Его называют и "Певцом женской красоты". Я с этим согласна!