Мальчик из Эдиссии

Валерий Тытенко
     Когда я работал вахтовым способом в одной из организаций во время проживания на Ставрополье, то любил после дежурства, а обычно это было вечером, гулять по патриархальным улицам казачьей станицы Курская. Хозяев ее домов отличали основательность и аккуратность, о чем свидетельствовали чистота и порядок во дворах, одним словом чем исстари отличается русское казачество.
Северный Кавказ – это вам не Украина, здесь вы не найдёте откровенной бедноты, стыдливо прячущейся в глиняных мазанках, ярко выкрашенных белой известью, чтобы скрыть изъяны. Русские казаки всегда стремились жить красиво, улучшая внешний вид  своих домов различными архитектурными придумками. Резные фронтоны, яркие ставенки, аккуратная калиточка,деревянный мосток, переброшенный через ручеек, собирающий воду. А во дворе непременно находятся летняя кухня, флигелек, погребок и хозяйственная постройка с накопителем воды, куда стекают с крыш дождевые потоки.
А вот в простеньком дворе, где квартировала наша охранная команда, посередине которого находится мазанка, благодаря навесу, по которому спускается виноградная лоза, образовалась тень над беседкой со столиком, где мы всегда пили чай.
Низкие заборчики подворий не скрывают чистоты заасфальтированных дворов. Станичные улицы широки. В пространстве между проезжей частью и дворами, а оно достигает до 50 метров,  произрастают низкорослые вишни и абрикос. В районе станичного рынка находится целый сквер, который является главным местом воскресных и праздничных ярмарок.  Особенно в майские дни, когда весенняя природа благоухает цветочными ароматами. В станичном сквере в это время выставляются деревянные столы, образуя различной конфигурацией временные кафешки, где вместе с пивом и вином, продаваемых на разлив, можно отведать сочные шашлыки,  пообщаться со знакомыми, обсудить результаты прошедших накануне районных футбольных матчей, которые для здешних жителей являются, пожалуй, единственным ярким зрелищем.
Сравнивая цены на местные овощи и фрукты, с теми, которые сложились на курортных рынках Пятигорска и Минвод, я постоянно приходил к выводу, что в станицах они  значительно ниже.
Я часто пускался в потребительские исследования. Например, задавался целью купить набор овощей к своему обеду на 10 рублей. Ходил вдоль рядов, наполненными горками фруктов, выбирал самый красивый и большой помидор, огурец, и при этом оставались деньги на пучок петрушки или укропа.
В Чите бы, уже в начале июля в лучшем случае можно было рассчитывать только на сомнительного качества китайские овощи и фрукты, а также хвостики зелени, которые выращивают в теплицах и продаются по высокой цене.
 Торговцы стали быстро меня узнавать, и включались в эту понятную только им и мне  игру, наперебой предлагая свой товар, и как я потом узнал, некоторые из них  даже делали на ставки, пытаясь угадать, кто же станет счастливчиком, уговорившим отдать ему мою призовую десятку.
В один из таких дней я бродил по сельскому базару, потом остановился около столика, на котором старичок разложил аудиокассеты. Пока подыскивал музыку, рядом с бутиком появился  взъерошенный пацан и стал «наезжать» на торговца, требуя с него десять рублей. Лицо у него было бандитское, вел он себя нагло и напористо. Грозился, - если старик денег не даст,  то придет к его дому вечером и разобьет стекла.
Конфликт уладила подошедшая женщина. Она ласково потрепала жесткие волосы малолетнего рэкитира, и предложила ему пригоршню  шоколадных конфет. Пацан сразу от старика отвязался.
Причины такого поведения шкета были хорошо известны. Уводить его в милицию бессмысленно, выпустят сразу же, потому что несовершеннолетних в кутузку не сажают. Разве только ремешком отстегать, да за уши потрепать. Но и этих пять минут позора для беспризорника было бы мало. Поэтому к нему относились, как к социальному злу, избавляться от которого невозможно.
Я зашел в павильон, купил пива, порцию шашлыков и присел за столик. И тут снова появился малолетний башибузук. Подросток слонялся от стола к столу, высматривая, осталось ли там что вкусное после посетителей.  Я показал ему место возле себя, заказал дополнительно лимонад и пирожное. Мальчишка не отказался составить мне кампанию.
Я попросил его рассказать о себе. Оказалось, что моего собеседника звали Володькой, и родом он был из Эдиссии. Как он сам рассказал, мать его нагуляла, и потом  отказалась от сына, поскольку у нее было более интересное занятие – пить водку.
Где мальчик живет? Да где придется. В школе, понятное дело, не учится. Некогда, да и неинтересно там.  В основном живет тем, что бродит вокруг садов и огородов, интересуясь урожаем, и не забывая о содержимом погребов.
Милицию, как уже было сказано, Вовка не боится. Сам не раз по-свойски забредал в отдел, где дежурная смена кормила его обедом, а взамен юный нарушитель общественного порядка обещал милиционерам не хулиганить. У Вовки есть справка о некотором психическом заболевании. Он даже похваляется, что может  запросто человека убить, и ему за это ничего не будет. Он не против, чтобы люди жили. На земле всем места хватит. Вот такая простецкая жизненная философия была у беспризорника, а скорее всего, это обычная бравада. Вовка только с виду страшный, а на самом деле – рубаха-парень.
Справившись с угощением, Вовка не задержался, пожал мне руку и удалился по делам развалистой походкой. А я остался наедине со своими мыслями.
Честно говоря, мне с трудом верилось, что Вовка родом с Эдиссии. В поселке, где со дня его основания живут потомки турецких армян, поселившихся здесь со времен Екатерины,  отморозков быть не может. Местные армяне трепетно относятся к своим детям. Потомство – проблема для этого народа серьезная. Внутриобщинные браки привели к тому, что коренные жители стали низкорослыми. Ситуацию спасла БАМ, куда армянские семьи уезжали на заработки. Мужчины разрешали своим женам, сестрам и дочерям вступать в интимную связь со славянами, после чего в их роду появлялись крепкие детишки. Поощряется брак молодых армянок с русскими парнями. Благодаря этому демографическая ситуация в последние годы существенно изменилась. Новое поколение эдиссийцев - рослые блондинистые парни и девчонки становятся интересными.
Кроме того, скуластое и округлое лицо выдавало в Володьке степняка.
Судьба распорядилась так, что мы с ним вновь встретились. А произошло это на станции Прохладная в КБР, через которую я ездил в гости к родственникам.
Володька, увидев меня, запрыгал радостный и расплылся широкой улыбкой.  По случаю нашей встречи, я накупил мороженого и мы сели на лавочку в сквере. Володя заказал два эскимо, и рассказал о важном событии в его жизни. Оказалось, что он теперь живет не один.
Однажды, разгуливая по площади, он увидел бабушку, которая собирала пустые бутылки. Когда они разговорились, баба Нюся пригласила Вовку к себе в гости, после чего он остался у нее жить. Месяцем раньше Баба Нюся приехала в эти места из Чечни. Оформила пенсию, обустроила заброшенный домишко. Вовка прошелся по хатке, обставленной мебелишкой, стасканной со свалки, и согласился бабушке помогать, если она позволит ему здесь ночевать.
Вот так и прижился мальчик у бабы Нюси. Ее родня  разбросана по Чечне, и неизвестно кто еще жив, а кого уже нет. Когда баба Нюся подошла к нам, Вовка дал ей мороженное,  и подмигнул мне по дружески. Когда они ушли, я подумал, что этот мальчик вовсе не бандит-малолетка, а замечательный парень, просто в жизни ему не повезло. Оказавшись в сложной ситуации, старый и малый нашли друг друга в одной и той же беде и теперь стараются жить по законам добра, и дай им Бог за это счастье и здоровье.

© Copyright: Валерий Тытенко, 2010
Свидетельство о публикации №21009140133