Забытый мыслитель Инген Хускерхам

Александр Ра
Инген Хускерхам (Ingen Huskerham). Говорит ли вам что-нибудь это имя? Почти наверняка – нет.  До недавнего времени и я о нем ничего не знал. Между тем, это была личность, намного опередившая свое время – как по глубине философского проникновения и силе прозрения, так и по уровню художественного воплощения.
О его биографии мало что известно. Датчанин, родился в Нуенстеде, за полвека до вошедших – в отличие от него – в мировую историю Андерсена и Кьеркегора. Воспитывался в сиротском приюте, каким-то чудом смог учиться в университете, но так его и не закончил. О дальнейшей жизни и смерти – практически ничего. Писал. И это самое, и даже единственно, важное.

«Я открываю окно, и солнечный ветер буквально сбивает меня с ног. Мириады песчинок света пронизывают меня, не затронув ни одной моей частички, и тем не менее исчезая навсегда, растворившись в неслышимом резонансе с моим «я». Возможно, все мое существование – это колебание эфира, искривленного Божественным дыханием. Он вдохнет – и я уйду. И солнечный свет немного осиротеет, и будет лететь сквозь пространство, ничем и никем не обгоняем. До следующего выдоха. Когда вернусь я – и обгоню, и подчиню.» 1785 г. Как вам, Эйнштейн в XVIII веке???

Или вот так:
«Мы все вышли из одной капли. Когда она осознала себя каплей, и поняла, что этого ей – невообразимо мало, и рассыпалась на маленькие капельки, совершенно подобные. Но будучи уже подобием – несовершенные, а посему способные к развитию. И будучи производными – стремились производить. И будучи лишь одной из многих, каждая капелька была одержима лишь одной страстью: выжить. Кто-то прятался, кто-то жрал других, но все вместе – менялись. Единицы выживали, в новом обличьи, но с той же жаждой. И вот они уже не капли, а мы с вами. Чем одержимы мы?» 1788 г.

И даже:
«Всё вокруг – игра случайностей. Именно они правят миром, именно они и образуют мир. Бог есть случай. Не верьте, когда вам говорят, что из ничего ничего не образуется. Именно так, случайно, 0 представил себя как 1-1, и единица сложила из себя мир, а минус единица – его отражение в Божественном зеркале. А мы – на поверхности, которая отражает эти миры друг в друга, и мы – и есть эта поверхность. И мы не можем ни в тот, ни в другой, а когда вдруг сможем, то скажут: земля ему пухом, и – прими, Господи. » 1790 г.

Наконец:
«Я твердо уверен, что в каждом из нас спрятана история всего произошедшего с о всем миром, все наши предки, их пути, их превращения, их взлеты и падения. Она записана в каждой нашей частичке, самой наимельчайшей, и передается нашим детям, детям детей и так далее.  Может быть, в этом единственный смысл нашего существования. Вся невыразимая расточительность Бога – отчаянная попытка оставить о себе воспоминание после того, когда новая случайность свернет 1 и -1 опять в 0.» 1790 г. Божественная ДНК?

Он не был ни ученым, ни поэтом. По-видимому, он был одним из тех немногих визионеров, само существование которых противоречит нашей картине мира, и на которой этот мир держится.
Инген Хускерхам так и остался незамеченным, ни единой его строчки не сохранилось. Никто его не помнит.