История четырнадцатая. Про усы

Виктор Румянцев
История четырнадцатая
О том, как я потерял мужскую гордость, но при этом выиграл.

Не буду настаивать, но по моему мнению на Чемпионате Мира по футболу в 1986 сборная СССР была самой лучшей советской сборной всех времён на моей памяти. Может, кто то и возразит – пожалуйста, но мне она запомнилась только с хорошей стороны, даже когда продула в четвертьфинале бельгийцам 3:4 и Беланов, забив три гола и не забив пенальти, подвергся такой травле, что страшно и вспомнить. А для меня он – герой. Да ради Бога, возражайте!

Мы на танкере крутились в районе Западной Сахары и Мавритании – раздавали топливо промысловикам. Всё было отработано: раздача 4-5 суток, короткий переход в Санта Крус де Тенерифе, там сдаём грязный балласт, берём вместо него мазут, за несколько часов переходим в Лас Пальмас, берём дизтопливо и опять идём на промысел.

У нас антенна была неплохая и почти все матчи нам удавалось посмотреть. Народ собирался в кают-компании и возникало ощущение, что ты на стадионе – все орали, топали ногами, материться разрешалось. В общем, выброс адреналина иногда очень полезен, и мы подспудно это чувствовали.  Я только сейчас, как болельщик, начал себя относительно спокойно вести, а раньше орал до хрипоты, до потери голоса. Конечно, вылет нашей сборной в четвертьфинале переживался нами тяжело. Капитан, не смотря на антиалкогольную кампанию, проводимую Горби, отпаивал старших командиров высокоградусным лекарством и мы не очень возражали против того, что бы лишний раз пройти курс лечения.

Хоть мы и вылетели, чемпионат продолжался и надо было за кого-то болеть. Мы выбрали французов. А чего – команда хорошая, да и на бородинском поле мы им вломили не слабо. И конину Кутузов их в своё время заставил жрать. Спасибо бы сказали! Ведь конина - всё же мясо, а не какие-нибудь лягушки! Может, благодаря старой закваске, сдобренной той самой кониной, французы многократно участвовали в финалах европейских и мировых чемпионатов? Может, конина на генном уровне им силы передавала… Тут всё не так просто. Мы вон до сих пор по замашкам своим к  Мамаю ближе, чем к Европе.

В полуфинале французы играли против Бразилии. Честно скажу, я не помню, кто выиграл. Но это не важно. Кто бы ни играл против Бразилии, мы бы болели за них. Надоела Бразилия с их постоянным в последнее время футбольным чемпионством. 
Мы болели искренне и неистово. Игра была украшением Чемионата. Футболисты в буквальном смысле рубились не на жизнь, а на смерть.

В своей штрафной французы сбили бразильца и в их ворота был назначен пенальти. Бразильцы на радостях чуть не добили того сбитого нападающего – так на него навалились. Даже вратарь прибежал. Вроде, как  уже гол забили и дело сделано.  Мы скисли и, что бы заполнить паузу, я вдруг брякнул: «Не дрейфьте, моряки! Вратарь в левом нижнем углу этот мяч отобьёт». Зачем я это сказал?.. Народ нервно заинтересовался: «А если не отобьёт?». «Отобьёт, говорю вам, я это организмом чувствую. А если отобьёт, то я усы сбрею!». Ну не идиот ли?

Я эти усы ношу с собой с двадцати лет. Даже на ночь ни разу не снимал. Не Бог весть какой красавец, но привык к ним, как к советской власти, и ношу до сих пор. А тут брякнул в полной уверенности, что забьют бразильцы, как два пальца об асфальт, забьют!!!...

…Вратарь отбил мяч из левого нижнего угла. Никто в кают-компании не кричал. Все повернули свои кровожадные лица ко мне, а я сидел в надежде, что вратарь сдвинулся с места до удара и сейчас строгий, но справедливый арбитр заставит этот самый пенальти перебить. Но, как в известной песне «Напрасно старушка усатого ждёт…». Я взмолился: «Сволочи, дайте футбол досмотреть!!!» втайне надеясь, что они до конца игры они про эту мою глупость забудут или просто простят. Видимо, они и сами этого опасались, поэтому навалились втроём или вчетвером, отволокли в каюту и ножницами отстригли пол-уса и бросили меня, обессиленного и обезусинного помирать на диване. Пришлось срочно коцать вторую часть усов, а не того, о чём вы подумали, прочитав заголовок этой истории, и побежал досматривать футбол, к которому постепенно начал утрачивать интерес.

Вы представить себе не можете, как это плохо – вдруг оказаться без усов. Такое чувство, будто голым стоишь на Красной площади, а вокруг одни милиционеры и иностранцы… Когда я шёл по палубе, мне казалось, что даже мачты мне вслед оглядываются и крутят салинговыми площадками в районе своих клотиков, типа – что за зверь по палубе прошёл? А буфетчица перестала приносить добавку, объясняя, что ей ещё старпома кормить надо, а то ходят тут всякие…Спасибо капитану – разрешил заглядывать в свой холодильник.

Через два дня мы в очередной раз пришли в Лас Пальмас. С нами всегда работал один и тот же Агент и уже знал нас в лицо. Вот и сейчас он пришёл в каюту капитана и начал оформлять необходимые документы на получение судном свободной практики. При этом Агент как-то подозрительно поглядывал в мою сторону. В конце концов, он сказал: «Не пойму: лицо, вроде, знакомое, но тебя, чиф, вижу в первый раз!».  Капитан рассказал ему мою историю в надежде развеселить, но Агент смотрел на меня во все глаза и в каждом его глазу я видел неподдельное восхищение.

Вечером Агент вновь приехал на судно и сказал:
- Капитан, завтра воскресенье и мы не будем вас бункеровать. Прошу вашего разрешения в 09:00 приехать к судну и забрать с собой старпома на весь день.

Капитан не возражал, но потребовал объяснений. Агент пояснил, что мою историю он рассказал у себя в офисе, а испанцы – большие знатоки футбола и болельщики отчаянные. На скоротечном митинге они приняли решение:  за сознательную потерю мужской гордости, моральную поддержку европейского футбола  и тонкое знание футбольных хитростей (а как ещё объяснить, что старпом угадал угол, в котором француз отобьёт мяч?) назначить на один день старшего помощника капитана танкера «Румбула» почётным гражданином города Лас Пальмас.

В воскресенье утром Агент забрал меня с судна и целый день катал по острову. Мы  заезжали в маленькие таверны, пили вино, ели мидии и другие дары моря и вернулись к вечеру в порт «усталые, но довольные».

С тех пор я не рискую предсказывать спортивные результаты. А уж усы, как в ломбард, больше закладывать не буду.

 Собрался ставить точку, но только что голландцы обыграли бразильцев в четвертьфинале 2:1 ! Мелочь, а приятно!

02.07.2010