История первая. О таможне

Виктор Румянцев
Морские истории.
Обращение к гостям.
        Во-первых, большое спасибо за то, что заглянули на огонёк. Во-вторых, если вам не очень близка морская тематика, быстренько выходите отсюда и ищите себе что-нибудь повкуснее. В-третьих, это, конечно же, не литература и прошу особо продвинутых в этом плане не беспокоиться, я сам критически отношусь к стилю подачи моих опусов и называю их не иначе, как «Записки сумасшедшего».  Автор этих историй – моряк со стажем. Истории мои не всегда смешные, иногда совсем грустные потому, что в море и печальных случаев предостаточно. Только всё, о чём я  рассказываю, было на самом деле.
Итак:

История первая
О том, как мы не дружили с таможней.
             Сейчас молодые моряки  и не догадываются, какие  иногда складывались отношения между cоветскими моряками и советской же таможней. Не буду рассказывать о фарсовщиках – так звали моряков, кто специально ходил в море «за тряпками» и продавал их в СССР – расскажу об обычных ребятах, для которых только и радости было, что купить на сэкономленные деньги поллитру (не ошибка!), выпить и, если повезёт, похохмить в своё удовольствие и не получить по шее.
         Зима 1979 года была очень холодной и вся Балтика была покрыта толстым льдом. Перед Новым 1979 годом в нашей конторе (тогда не знали слово «фирма») случилась беда. На ремонте в шведском порту Гётеборг стоял наш рефрижератор «Остров Сибирякова», которому светило ещё стоять и стоять. Наше руководство приняло решение отбуксировать «Остров Сибирякова» в Вентспилс или в Ригу для экономии валютных средств. Капитан долго и упорно отказывался от обратной буксировки из-за льда и плохой погоды, но начальство сказало своё «фе» и в Гётеборг отправились два морских спасательных буксира: один непосредственно для буксировки, второй, послабее, для сопровождения. За два дня до Нового года караван вышел из порта и взял курс на СССР. На выходе из пролива Зунд погода испортилась и, в конце концов, буксирный трос оборвался. Надо сказать, что в те времена на ремонт за границу попадали, в основном, «позвоночники» – доблестные «моряки», попавшие на борт по звонку вышестоящего начальства. Такими вот и был укомплектован «Остров Сибирякова.» - инспекторы отдела кадров и других прочих отделов. Короче говоря, судно дрейфовало от острова Борнхольм в сторону шведского берега и многочисленные попытки завести буксирный трос не увенчались успехом  из-за погоды и низкой квалификации команды на т/х «Остров Сибирякова». Как результат, судно выбросило на камни у мыса Стенсхувуд. Вспомогательный буксир, пытаясь отсрочить посадку рефрижератора на камни, работал на упор и, в конце концов, тоже был выброшен на мель. Обошлось без жертв.
           Я, в то время молодой штурман, был списан капитаном со спасательного буксира за разгильдяйство, неуважение к старшим и потерю личного удостоверения моряка. На этом спасательном буксире мы, кстати, и оттащили летом «Остров Сибирякова» на ремонт в Гётеборг. Что касается меня, то я никогда разгильдяем не был, а наоборот, боролся за правду и всегда не побеждал. Вот и, в очередной раз не победив, перебрался с вещами в Таллине с буксира на бывший китобоец, а ныне патрульно-инспекционное судно «Сметливый».  Он тогда в Таллине на ремонте стоял. После Нового года мы вышли на ходовые испытания, а потом перешли в Вентспилс для получения рейсового задания. Как оказалось, Атлантика нам не светила в ближайшем будущем, а начальство решило использовать «Сметливый», как челнок (по современному «Шаттл») между «Островом Сибирякова» и СССР. В общей сложности мы сделали 4 ходки на Лиепаю. Наш экипаж был укомплектован по «первой визе» - с правом выхода на берег за границей, но в шведские территориальные воды нас не пускали. Мы возили туда оборудование, сменную команду на промерщика глубин, увозили, что скажут и, увы, даже гроб с телом капитана  тх «Остров Сибирякова»… Все это мы грузили в нейтральных водах с другого судна и отвозили в Лиепаю. Там нас таможня шерстила по полной схеме: 3-4 часа сразу по приходу и потом внезапные проверки  в течение стоянки в порту. А что у нас могло быть!? Тем не менее, унизительную процедуру проходили постоянно. Будучи ещё совсем салажистым штурманёнком, я уже неоднократно сталкивался с таможенниками-вымогателями и тёплых чувств к ним не испытывал. Конечно, каждый выполняет свою работу и у таможни очень высокие задачи. Но не копать же каждый раз судно, которое и в террводах вражеских не было! Надо было что-то делать и что-то предпринимать.  В конце концов умные головы офицерского состава моей вахты: лично я + 4 механик + 4 электромеханик (куда уж больше!) решили, что не всегда таможне дано право издеваться над кристально чистыми пока ещё членами экипажа вверенного нам ПИ «Сметливый». План действий составили быстро и даже не коварно. Во время ремонта на судне была построена маленькая банька, которая протапливалась до 120 градусов очень быстро и держала тепло очень долго. Как я уже упоминал, зима была холодная. Мы раскрутили шурупы на фанерной обшивке бани так, что бы было видно, что они свежесвернутые и закрутили их обратно. Для таможни такие потревоженные шурупы – сигнал. Значит, под обшивкой что-то спрятано… Потом мы включили баньку на прогрев…. Досмотр продолжался 4 часа. Таможники в шубах и в тёплой одежде раскурочили обшивку в бане полностью. Каждый из них потерял много веса. Вода (как некстати!) на борту отключилась по причине выхода из строя водяного насоса , на ремонт которого потребовалось ровно столько времени, сколько таможня спускалась на берег по трапу. В конце досмотра старший таможенной группы дал капитану «добро» на выход в город. Капитан (дай ему, Бог, здоровья!) резонно заметил, что уж коль скоро ничего не нашли, то таможня должна восстановить всю демонтированную в бане обшивку. Это было его право и таможня ударными темпами собрала всё «взад», тем более, что на электронагревателе поломался выключатель и температура даже спустя несколько часов была около 80 градусов нашего родного Цельсия. На ремонт выключателя понадобилось полторы секунды, опять же пока таможня, распространяя вокруг себя непередаваемое амбре, спускалась по трапу.
            Историю эту рассказал не для смеха – какой тут смех, когда и корабль на камнях, и капитан умер, и буксир затонул. А таможня как в советские времена была г…, так и теперь в Африке то же самое. Простите за сравнение!
29.06.2010
10