Барды. Части 15-16

Александр Сивухин
Часть 15.

«Дорога на Кут»
(Корзинщик)

Небольшое отступление:
Мне самому иногда интересно, каким образом приходят слова к тексту песни. Например:
"Из глади далекой, соленой воды,
Где солнце вздымает коня,
Две лодки большие режут следы
Раздором бегущего дня..."
Как вы думаете, о чем эта песня? Правильно. Об индейцах племени "Аппачи", которые впервые, с тревогой, смотрят на корабли белых людей, плывущих к их берегу морем. Об этом и говорится в песне, только словами индейца. Саша как-то сказал, что если этот куплет дословно перевести на английский язык, то англичанину он покажется бредом сумасшедшего.

Подойдя к маленькому домику, мы положили на землю свои велосипеды и направились к двери. Возле домика и на завалинке под навесом валялись прутья лозы, лежало несколько старых поломанных корзин. Домик, ушедший всеми корнями в землю, казался очень старым, но крепко держался на своем основании. Не было видно, чтобы он покосился или очень был разрушен. Видимо, тот, кто его строил, старался на совесть. Крыша из черепицы была целая, стекла на окнах были вставлены, двойные рамы скрывали от внешнего мира то, что творилось внутри.
Значит, в этом домике можно было еще жить. Время было около десяти часов утра. В итоге мы добирались до места часов пять. Толкнули дверь, которая оказалась запертой. Стучимся, никто не открывает. Стучим еще раз в окно, наконец, внутри послышались какие-то звуки, в оконном стекле изнутри за занавеской мелькнуло женское лицо. Прошло еще минут пять, потом дверь отворилась, показалась заспанная фигура Сергея Кощака, с голым торсом, заросшего так, что создавалось впечатление, что он не брился с самого фестиваля. Настоящее дитя природы.
Спросонья он вытаращил на нас глаза - кто же мы такие? Я спрашиваю его: "Узнаешь?" Наконец-то он врубился, вспомнил нас с Санькой, слегка оживился, но, видимо, был еще не совсем доволен, что его разбудили в такую рань. Это в десять-то часов утра. Мне казалось, что в деревне никто так долго спать не привык.
Наконец он заулыбался, давай обниматься как с хорошими приятелями, давно не видевшими друг друга. Хотя мы виделись с ним всего три дня на фестивале, но нам этого хватило, чтобы почувствовать себя близкими с ним друзьями. Мы оттаяли душей, успокоились, сначала было, почувствовав угрызения совести, что явились так неожиданно.
Тут вдруг дверь отворилась снова, и из домика вышла женщина, средних лет, в отличие от Сергея, одетая по всей форме, в той манере, как одеваются все деревенские женщины. Сказала: "Здравствуйте...", и исчезла без лишних слов снова в домике.
-Сергей, это кто?
-Жена.
-Так ты говорил, что не женатый.
-То было весной, а сейчас уже осень, все меняется. Ну, ладно, нечего на улице стоять, ставьте свои велосипеды в сарай, пойдем в дом.
-Сергей, ты извини, что ворвались к тебе. Но поскольку ты нас приглашал в гости, вот мы и явились, не запылились. Спрашивали по дороге: " Как найти корзинщика?" - и, знаешь, сработало.
-Да ладно, мужики, все нормально, проходите, не стесняйтесь. Мою жену зовут Людмила Алексеевна, сейчас поставим чайник, будем завтракать.
Мы с Сашей засуетились, закатили свои велосипеды в сарай, предварительно отвязав от багажников рюкзаки с гостинцами, магнитофонами, с "сугревом". Прихватив рюкзаки, проходим в дом. Темное, тесное помещение из двух отделений, сначала кухня, потом еще одна комната. Пол земляной, такие дома строили раньше, во время войны, наверное. Посередине печка - голланка. На кухне столик с электроплиткой на нем. В комнате стол и кровать, два стула, этажерка с книгами и все... Больше никакой мебели. Кругом, видим - разложены: лоза, прутья, инструменты, предназначенные для плетения корзинок, полуготовые изделия. Наконец до нас дошло, что Сергей действительно корзинщик, я признаться ведь, думал, что он шутит, а оказывается, это его работа, которой он зарабатывает на жизнь.
Над кроватью висит на гвозде Серегина гитара, его двенадцатиструнная шестиструнка, эта вещь нам была уже знакома. Его гитару мы помнили по фестивалю и много раз слышали ее звук, когда Сергей играл на ней, да и сами держали не раз в руках, играли на ней. Сейчас, увидев снова эту гитару, обрадовались ей, как старому знакомому, которая оживила наши воспоминания о счастливых днях фестиваля, о встрече и знакомстве с Сергеем.
Мы прошли в комнату. Сразу же распаковали свои рюкзаки, достали припасы, выложили все на стол. Сергей, было, начал возмущаться, мол, что это мы выдумали, в гости со своими харчами ездить. Но его слова просто служили традиции, на самом деле он был доволен, так как оказалось, что у них в доме на этот момент из продуктов имелись только картошка и арбузы. Так что наши: сало, колбаса, халва, сыр, хлеб, лук, самогонка, пришлись очень кстати.
Людмила Алексеевна оказалась приветливой, радушной и разговорчивой женщиной со своеобразным говором, говорившей на смеси русских и украинских слов, с каким-то особым странным акцентом, к которому я так и не привык. Участвуя в разговоре с ней, мы рассказывали: о себе, о том, как познакомились с Сергеем, как оказались здесь и извинялись за то, что потревожили их мирное существование. Она хлопотала на кухне, собирая скромный завтрак к нашему столу, а мы вышли покурить на улицу, чтобы осмотреться в обстановке, осмотреть хозяйство Сергея.
Собственно, все, что уже видели, - и было его хозяйство. Маленькая кладовая, которая примыкала к дому, представляла собой помещение, где были в беспорядке свалены старая мебель, негодные доски и разный хлам. Там же теперь стояли и наши велосипеды. Колодец во дворе не работал, так как сруб его завалился вовнутрь, засыпав своими обломками шахту, из которой черпали воду. Участок земли за домиком, размером соток 50, был пущен на вечные пары и не обрабатывался уже много-много лет. Возле домика росла одинокая вековая груша, больше никаких деревьев мы не увидели. Ни огорода, ни сеновала, ни скотины, ничего. Возле дома росло несколько хилых растений, некоторые отдаленно напоминали кусты помидора, другие - капусту. Как будто кто-то поздно весной воткнул их тут и потом забыл о них вовсе, так они и росли брошенные на произвол судьбы. Рядом с домиком я увидел также небольшую кучку дров, в основном хворост и остатки фруктовых деревьев.
В общем, хозяйство Сергея напоминало мне что-то похожее на дачу, где хозяин появляется иногда набегом, и то в основном за тем, чтобы раздавить бутылку и поспать под кустиком. А вот так, чтобы в деревне пустовала плодороднейшая, пойменная земля и на ней ничего не выращивалось, для меня было новостью. Как можно жить, нигде не работая, и не пользоваться землей? Но, оказывается, можно. Если продавать корзинки, то на хлеб и самогонку хватает. А овощи подкинут родители, которые, как все нормальные крестьяне, работают в поте лица, держат хорошее хозяйство, корову, и у них всегда есть излишки, которые безвозмездно отдаются великовозрастным детям. А куда их девать?
Вышел Сергей, уже одетый, набрал дров, сказал, что затопит печку. Хочет поджарить картошки.
Солнце светило вовсю, было тепло, день разгулялся во всей своей красе. Мы скинули штормовки, сладко потягиваясь и разминая ноги, прогуливались по осенней сочной траве возле дома, дышали полной грудью, упиваясь свежим воздухом, любовались рекой, которая виднелась всего метрах в пятидесяти от дома. Природа радовала нас своим великолепием. Через речку был проложен неширокий мост, по которому можно было перейти на другую сторону. За рекой виднелись остатки леса, все то, что сохранилось, после того, как основная масса сгорела при лесном пожаре.  Все равно природа брала свое. Начали подрастать молодые деревца, высокая трава в пойме и камыш скрывали горелые проплешины. Высокие густые ивы на берегу и заросли облепихи делали картину этого сельского уголка вполне приличной и радующей глаз.               


Часть 16.

 «Фестиваль 2000»
(Конкурсный концерт)

"...Никогда не знаешь точно,
Что заложено в тебе,
Знаешь цель и это прочно,
Остальное все в судьбе..."

Небольшое отступление:
Оказывается, шуточные песни, хорошие шуточные песни, сочинять труднее всего. Это чаще всего должна быть настолько многослойная песня, впитывающая в себя, кроме темы, сюжета, юмора еще и огромный пласт информации духа времени, народа, его традиций, быта, особенностей лексики.  Из наших отечественных бардов, на мой взгляд, в этом жанре самые гениальные песни пишут: Леонид Сергеев и Тимур Шаов.
Как вы думаете, что значит фраза: "Родимый со стаканом..." Правильно. Это про нашего родимого. Из песни "Дельтапланерист" Тимура Шаова.

Около десяти часов утра должно было состояться конкурсное прослушивание. Костя после обильного завтрака, как  опытный волк, давал нам наставления, чтобы мы не волновались и пели песни, которые нам самим нравятся и те, что у нас хорошо отработаны. Тематика конкурса была шуточная, поэтому мы заранее готовились петь шуточные песни, в чем, собственно, и была наша ошибка. Приняв буквально это требование выступать с шуточной тематикой, отбросили более серьезные вещи, которые, возможно, на конкурсе заняли бы более высокое место, чем те шуточные песни, которые приготовили. Одна песня у меня была недостаточно выучена. А после бессонной ночи я даже чувствовал, что забываю текст, поэтому, был весь в сомнениях, что петь? Я был явно не в форме.
Пришел Сергей. Увидав Костю, рассмеялся обрадованно, они начали обниматься, хлопать друг друга по спине и поносить друг друга (в шутку) матом и всякими гнусными словами, тем самым выражая высшую степень восторга и радости от встречи. Оказывается, они уже знали друг друга раньше, и познакомились на каком-то фестивале, где очень интересно выступили.
Пока шел конкурс, они засели где-то в раздевалке и настолько увлеклись возлиянием зеленого змия, что пропустили весь конкурс и очередь своего выступления. При этом каждый повторял другому: "Костя, Сережа, будь выше!" Имея в виду, что им ни к чему обыденные вещи, какими занимаются все остальные. Уже потом, когда все разошлись, их в раздевалке обнаружила уборщица, и выпроводила подвыпивших гитаристов шваброй. Этот эпизод они вспоминали чаще всего, и нам было интересно и занятно слушать, как два корифея делятся своими воспоминаниями, вызывая у нас некоторую зависть своими "подвигами".
Через некоторое время пришел Вадим, доложил, что на улице хорошая погода, что на эстраде уже объявили приглашение делать заявки на выступления и что комиссия уже в сборе и скоро начнется конкурсное прослушивание.
Валера Кихтенко, проводив своих друзей, которых мы видеть не хотели, уже настраивал видеокамеру, готовясь снимать репортаж о конкурсе.
Все, пора!
Всей компанией, закрыв домик на ключ, подхватив Костю под мышки, мы пошли к эстрадной площадке, естественно, со своими гитарами. Костя выступать не захотел, считая участие в этом конкурсе ниже своего достоинства, сказав, что только посмотрит, как поют другие. Это была его стихия, где он чувствовал себя как щука в реке, в которой плавают безусые пескари. Имея за плечами опыт почти двадцатилетнего стажа выступлений на самых престижных фестивалях, включая Грушинский, наш фестиваль в Рубежном был для него слишком мелким, едва ли заслуживающим его снисхождения. Мы же втроем: я, Вадим и Саша Макаренко волновались по-настоящему. Подав заявки, мы стали ждать своей очереди.
Кругом ходили участники конкурса, тоже, видимо, волновались, как и мы, настраивались на выступление. Сергей тоже подал заявку на свои песни. Валера Кихтенко снимал всех на видеокамеру, брал интервью у участников, у организаторов, у членов конкурсной комиссии, похоже, он тоже выступать не собирался, так как заявку на выступление не подал. Я, наконец, решился  петь одну из своих серьезных песен, а другую шуточную. Сейчас, оглядываясь назад, то выбрал бы, наверное, другие песни, которые, возможно, имели бы больший успех. Хотя тематика фестиваля была шуточная, никто шуточных песен не пел, а пели все подряд - кто что умел, и мы слышали песни про туризм, природу, про любовь, детские песенки. Шуточных песен почти не было, и мы со своими песнями как-то не вписались в общий поток и выглядели немного обособленно.
Наконец объявили начало. Конкурсная комиссия заняла свое место за столиком. Первым, как распорядилась судьба, а может, жребий, выпало выступать Саше Макаренко. Мы кивнули ему ободряюще, и он уверенной походкой ринулся на сцену. Выглядел он великолепно, смотрелся как настоящий турист: с бородой, в кепочке, в спортивном костюме и с гитарой. Спел он неплохо. Одну песню я запомнил - "Подайте, граждане, поэту", вторую не знаю, тоже что-то в этом роде. Песни это не его, а других авторов, и он шел по конкурсу исполнителей. Через несколько человек выступал Вадим, и еще через несколько человек дошла очередь до меня. Начал я с песни "Пересвет":

...Вижу, конь лихой уж несет вперед,
Челубей, встречай себе равного,
Только плащ с крестом, да в руке копье
И огонь в душе православного!..."

Спел я нормально, но, благодаря бессонной ночи, конечно, потерял в качестве исполнения. Пелось легко, так как микрофоны усиливали звук великолепно, закончил петь, поставил себе оценку четыре с минусом и сбежал со сцены. Уже объявляли следующего участника.
Костя наблюдал за нами с высоты своего авторитета, высказывал свое мнение и отмечал наши недостатки. Вскоре объявили выступление Сергея Кощака. Мы с нетерпение ждали этого выступления. С удовольствием слушали, как он пел. Игра на гитаре, голос были четкие, эмоциональные, высшего мастерства. Он спел свои две песни: "По струнам поперек" и "Вот и осень во дворе".

"Вот и осень во дворе заблудилась в листьях,
Закружила нас в кольце разлук..."

Валера полностью записал две эти его песни на видеокамеру. Потом дома я много раз просматривал эту запись, слушая песни, впитывал каждый звук. Было видно, что всем участникам фестиваля нравилось выступление Сергея. После исполнения он подошел к нам, спросил наше мнение. Мы от души хвалили его и выражали свое одобрение. До Сергея было в то время не дотянуться, в основном, нам не хватало техники игры на гитаре и качества сопровождения к своим песням, ну и, конечно, оригинальности мелодии. У нас это все было впереди, а может уже и позади, кто знает? Все равно этот конкурс был для нас просто праздник, праздник песни.
 А насчет техники игры на гитаре и пения? Было много участников, которые пели так же, как и мы, и даже хуже.
Немного взволнованные, мы прослушали еще несколько выступающих, и, поскольку все эти песни уже слышали накануне вечером, и среди них не было таких, как у Сергея Кощака, то оставили поляну со сценой, где продолжалось прослушивание, и пошли к себе в домик, стали ждать, когда все закончится, и объявят результаты конкурса. Прошло еще часа три, пока не спели все участники. О результатах, как потом выяснилось, обещали сообщить вечером, в Доме Культуры, где будет проходить гала-концерт лучших песен с конкурса. Так что о своей судьбе мы не знали.