Хоронили хулигана. События 1977-го года

Александр Шкляренко
 Еще в конце 70-х начал задумываться, почему в молодежи столько жестокости и злости. Достаточно того, если подросток жил в другом районе, чтоб избить его до полусмерти. Кровь за кровь, иногда смерть за смерть.
 Даже сейчас, в тяжелые минуты, просыпается, где-то сидящая внутри, подростковая злость и жестокость.
 Молодеж, воспитывающаяся на улицах, жила по своим законам, котирующимся выше законов Советской Власти.
 За что убивали? Резали,стреляли, забивали ногами. Жили с отбитыми почками, перебитыми позвоночниками и мучаясь умирали. За что? Добровольно уходили из жизни.
 По сей день задаешься этим вопросом.
  Я хочу посвятить им, ушедшим из жизни в расцвете своей молодости. Жившим по своим законам эту быль. Многих из них я знал, некоторые были моими друзьями.
 - Во истину и розумение -

                Хоронили хулигана.

 В Енакиево очередное происшествие, в центре города зарезали хулигана. В городском транспорте бурно обсуждалась эта новость. В трамвае, ехавшем на пос. Ватутино, разгарелся спор. Пасажиры доказывали друг другу правдивость и точность своей версии убийства. В заключении пришли к выводу: "Туда ему и дорога" "Да пусть хоть все друг друга перережут, лишбы людей не трогали" "Собаке собачья смерть" "Допрыгался бандюга".
 Не смущало взрослых дядей и тетей, что этот подросток не дожил до совершенолетия.
 А тем не менее, в молодежных группировках города Енакиево по другому воспринималась эта весть. Каждый понимал, не сегодня, так завтра, такое может произойти и с ним.
 По всем поселкам собирались средства на похороны. Гонцы объехали весь город, сообщив, кто конкретно собирает, у кого казна.
 Уже за день до похорон собралась крупная сумма, которая была передана родителям покойного. Но и после этого еще подъезжали и подъезжали представители от поселков, с деньгами.
 Трагедия объединила и примирила враждующих подростков.
  День похорон. Со всех концов города сходились группы молодежи. Ребята, в большинстве, в белых рубашках. Девчата в трауре.
 Почему подростки хоронить своих друзей приходили в белых рубашках, не знаю. Но то, что их отделяло от всего серого, в этот день траура, белый цвет рубашки, факт.
 Улица к полудню уже не вмещала людей.
 К назначенному времени, еще нет транспорта и музыки.
 Молодеж ждет. Молча, терпеливо. Сотни, десятки сотен.
 Проходит еще час. Не расходятся. Ждут.
 Четыре часа дня. Нет транспорта. Нет музыки. Ропот и ожидание.
 Наконец-то дождались. Подъехала машина, автобусы и музыка.
 Большое скопление молодежи не помешало соблюсти все траурные обычаи.
 И когда по длине всей улицы вытянулся похоронный эскорт, ребята и девушки, взяв друг друга за руки, как цепью, замкнули собой всю похоронную процессию.
 Они шли молча, под звук похоронного марша, отгородив себя и покойного от всего остального мира.
 Живая цепь, белый цвет рубашек, и покорная тишина подростков-хулиганов, делала похоронную процессию до страшного необычной.
 Трое пожилых женщин, разговаривая между собой, зло косились на процессию. К ребятам долетела фраза одной из них: "Бандиты и бля.и пособирались, дали б мне автомат, всех перестреляла б".
 Ребята сделали вид, что не услышали.
 Пройдя по проспекту "Металлургов" и свернув в сторону "Красного городка" к возглавлявшему траурное шествие подошли работники милиции. Они попросили сесть на транспорт и хоть немножко проехать до кладбища, и так мол ребята, прошли от одного конца города до другого. Все молча погрузились.
 Покорность и какое-то тупое безразличие молодежи, во время похорон, насторожило работников милиции.
 Поздно вечером они собрали несколько ребят, пользующихся авторитетом среди молодежи, для беседы. Разговор состоялся вежливый и уважительный. Не вернуть ведь покойного. Ребята это понимали. Обычно злые и дерзкие, они покорны, уступчивы. Наверное первый раз в жизни, сдесь, с ними разговаривали вежливо, уважая их авторитет.

 Надолго-ли в Енакиево установится мир между подростками, неужели каждый раз, такой ценой?!
 В городе Енакиево похоронили очередного хулигана.


 написано в 1987 году.