Чёрное море моё...

Лидия Петренко
                Глава 25
                ЧЁРНОЕ МОРЕ МОЁ

     Приходилось ли вам бывать на Чёрном море? Хоть один раз?.. Нет? Тогда я расскажу вам о нём. Вернее, об одном его уголке, где я провела своё детство. Это место – Таманский полуостров, станица Тамань, которая уютно расположилась вдоль Керченского пролива, соединяемого Чёрное и Азовское моря. Белые хаты с цветущими садами украсили эти берега с давних пор, со времён Тьму-Таракани. Сейчас, когда я далеко от своей малой родины, место это мне представляется миражом, плывущим в дымке лёгкого тумана над морем. Я слышу сигнал маяка. Как заблудившийся корабль стремится к родному берегу, так и я стремлюсь туда, к моему Чёрному морю, пусть только в памяти.               
      Да и не чёрное оно вовсе! В тихую погоду оно ярко-голубое, как будто чистое небо опрокинулось в воду. Если смотреть с пристани в глубину, вода светло-бутылочного цвета. При ветре белые барашки катятся к берегу на одинаковом расстоянии друг от друга,   а   вода становится мутно-жёлтой от  поднятого со дна моря ила и глины, попадавшей в воду после дождей с крутых глинистых обрывов. Штормом прибивает к берегу  много водорослей. Высохнув на жарком солнце, они превращаются в экологически чистый материал для набивки матрацев, подушек. Одно время в станице при рыбколхозе существовал цех по изготовлению таких изделий. Даже сидения стульев набивались этой травой, которая называется камка.
      Берега у нас не каменистые, а где покрыты мелким ракушечником, где  песчаные.  Обрывы крутые,  поросшие  южным  кустарником  - дерезой, с листочками голубовато-зелёного цвета и усыпанного  овальными   красными  ягодками, напоминающими барбарис.               
      Мы в детстве ели их. Да чего только не ешь в детстве! Даже душистые грозди белой акации, со сладким нектаром внутри были для нас лакомством. Мы набивали ими полные рты и мычали от удовольствия. А бабушка вечно ворчала, что едим не то, что надо. Ведь не только мы, но и червяки любят акацию, а мы всё вместе съедаем…
      По осени из глубины, поближе к теплу прибывает огромное количество медуз. Величиной от пуговицы до футбольного мяча прозрачные зонтики со щупальцами заполоняют весь берег. Крупные медузы имеют ободки голубого или зеленоватого цвета. Не знаю, может быть это особи  мужского пола. Самцы ведь всегда нарядней самок в природе. Но это только моё предположение. Купаться в это время очень тяжело. Нырять невозможно: обязательно заденешь подвернувшуюся медузу. А она так тебя обстрекает, что рад не будешь! Долго ожог печь  будет. Особенно глаза беречь нужно. В шторм медузы выбрасывает на берег, и те тают на  солнце.  Отдыхающие на море старики подбирают эти кусочки «студня» и натирают им свои колени. От радикулита лечатся. И, говорят, помогает.
     Само море бесконечно. Противоположный берег уходит куда-то за горизонт. Но на проливе виден керченский берег, особенно в ясную погоду. Даже гора Митридат виднеется. В праздники  с нашего берега можно наблюдать салют керчан. Пушки стреляют на Митридате и снопы золотых огней рассыпаются над морским простором.
    Я засыпаю и просыпаюсь под ласковый шум прибоя, так как море  от  нас  рукой  подать.  Причём  зимнего его я почему-то не помню. Но летом!.. Летом, когда на улице жара под сорок, так приятно окунуться в его  живительную прохладу. Охладившись, ложишься   на   мокрый   песок   у   того    самого   места,    куда прикатывается и откатывается волна. И оно начинает  ласкать всё твоё тело, шепча что-то доброе и успокаивающее. Ты  закрываешь глаза от удовольствия. Лишь крик чаек, да ребячьи звонкие  голоса  нарушают твой покой.
    По горячему песку, обжигая пятки, возвращаешься домой, где в саду  тебя ждут абрикосовые и вишнёвые деревья. Съедаешь горсть темной спелой вишни, выбираешь самый крупный, с румяным бочком абрикос и вонзаешься  зубами в его ароматную мякоть. Я и сейчас ощущаю во рту этот неповторимый вкус. А бабушкины вареники с вишней и шелковицей!.. Больше нигде не едала я такой райской пищи.
    Вечереет.   Южные   тёмные   ночи   надвигаются очень быстро. И ты  бежишь к морю, чтобы увидеть закат солнца. А уходит на отдых оно в глубину моря. Сначала огромный солнечный шар лишь касается его поверхности, затем, прямо на глазах начинает тихо погружаться в воду. И сразу в небе тёмного бархата зажигаются миллиарды звезд. И выкатывается  луна, с одним и тем же огромным великаном, живущим на ней. Этот великан почему-то всегда стоит у необъятной скирды соломы и держит над головой вилы с охапкой такой же соломы. За что и когда сослали его на луну, я не  знаю. Я машу ему рукой, как старому знакомому, и вхожу в воду. Окунаюсь, а она, будто парное молоко! Руками поднимаю брызги, фосфорицирующие при свете луны и звёзд. Это невидимые глазу   водоросли светятся в ночи.               
     Выйдя на берег, я бреду домой. В траве зелёными фонариками освещают мне путь крошечные светлячки, оглушительно трещат цикады. Всё, пора спать. Как говорится, утро вечера мудренее.
     Рано утром бабушка будит меня. Я просила её об этом. Хочу сходить за бычками на пристань. С вечера у меня заготовлена баночка  с  дождевыми  червяками  для  приманки.  Беру  леску  с крючками и грузилом и отправляюсь к морю. На пристани уже сидит несколько любителей порыбачить. Я выбираю себе местечко, раскладываю свои рыбачьи принадлежности, нанизываю на все три крючка червячков и закидываю свою удочку в воду.   И тут же леска моя заметалась из стороны в сторону. Клюёт! Подсекаю и вытаскиваю первого бычка. Хороший, песочничек! Бабушка любит жарить таких. А это что за головастик? Да такого даже кошки не уважают! Это – бычок-зеленуха. Мясо у него жидкое, да и мало его - голова одна, да хвост. Но вот ещё несколько песочников ложатся у моих ног, и я успокаиваюсь. Наловив пару десятков, несу бабушке на сковородку. Обещаю в другой раз за ракушками сходить. Они растут у нас на сваях пристани и на камнях в глубине. Тёмные снаружи, обросшие водорослями, но какой плов готовит из них моя бабушка! Для того, чтобы собрать ракушки, необходимо иметь маску и нож. Ныряя, надо срезать ножом крепко приросшие ракушки. Выбирать необходимо более крупные экземпляры, остальные пусть подрастают. У нас на рынке их горы продают. Дома ракушки опускают в горячую воду. Они от этого раскрываются. Внутри раковины перламутровые, и в каждой - розовый кусочек мясца. Бабушка отмывает от водорослей и песка все добытые мною ракушки, начиняет их рисом, заливает подсоленной водой и ставит на печку. После того, как они приготовятся, мы берём раковины с необычным ароматом моря в  руки и прямо из них начинаем есть бабушкин плов. Это нечто! – пища Богов! Керченскую селёдку вы тоже наверняка не пробовали. Это вам не какая-нибудь тихоокеанская! Вся она в советские времена на экспорт уходила. С толстой спинкой, с белым нежным мясом. Давно мне не приходилось пробовать её. А хамса,  а  барабулька – небольшая рыбёшка  с  розовой  чешуёй  и усами, как у сома! Говорят, нынче ловиться не стала, вся в Турцию уплыла.
    А как прекрасен подводный мир! Надев маску, заплываешь куда-нибудь к камням, поросшим водорослями,  и   замираешь  от  восторга.  Мир  воды намного ярче земного и напоминает радугу. Покачиваются водоросли всевозможной формы и размеров. От бледно-зелёных до багровых. Все камешки сияют, как драгоценные. Вот боком краб ползёт. Крупный! Я осторожно беру его за спинку и поднимаю. Опять обманулась! Оптический обман воды подвёл. В воде всё кажется крупнее. Вот стайки мальков промелькнули, как молния. Рыба-игла важно, медлительно несёт себя. Сарган – рыба, длиной сантиметров тридцать-тридцать пять, похожая на змею, извиваясь, прошествовал вдоль меня, сделав вид, что не заметил. Ну, и, пожалуйста! Подумаешь, цаца черноморская! Хотя, сарган – рыба довольно вкусная и ещё интересна тем, что имеет ярко-зелёную кость. Ни одной рыбы не встречала с зелёными косточками.
    А вот то ли скат, то ли камбала подняли на дне песчаную бурю – на другое место переместились. Я поднимаюсь на поверхность воды,  ложусь на спину и лежу неподвижно, слегка покачиваясь на волнах. Неподалёку послышалось фырканье дельфина, следом второй рассекает  воду. Это они вышли на мелководье, чтобы поохотиться  на  кефаль. Поймали и играют с нею, как с мячиком, подбрасывая серебристую рыбёшку над водой и перекидывая друг другу. Затем один из дельфинов ловко закидывает кефаль себе в рот, проглатывает и уходит на глубину  вместе со своим напарником.
    Я выхожу из воды с горсткой разноцветных камешков. Но теперь они - высохшие, совсем не смотрятся. Ушёл подводный блеск,  яркость.  Бросаю  их  назад в море, пусть лучше красуются на дне, в царстве Нептуна. А мне пора домой…
    Да, разбередила я себя своими воспоминаниями… А на душе стало тепло-тепло, как будто я только вышла из вод  моего южного тёплого Чёрного моря.
                22.06.05.