Рецензия на кинофильм Семейка Джонсов

Григорий Спичак
Вы знаете, что такое маркетинг? Знаете? Хорошо. Фильм «Семейка Джонсов», который только что прошел в наших кинотеатрах на счет «раз-два-три» докажет вам, что вы плохо знаете маркетинг. Вы ничего не знаете о маркетинге. Более того – вы не представляете, как маркетинг связан с вашей смертью. С жизнью-то ладно – это как бы само собой. А вот со смертью…

«Семейка Джонсов» приезжает в «одноэтажную Америку», в самую настоящую, какой она  и является. Эта одноэтажная Америка, конечно, очень сильно отличается от нашего двухэтажного Лесозавода (в Сыктывкаре) и даже от разноэтажного Долгопрудного (в Подмосковье) – в этом американском городке средний доход на душу населения 100 тыс.долларов  в год (это с 2-3 детьми в домах – значит, работающие взрослые зарабатывают  по 200-250 тыс.долларов в год). В общем, «чтоб я так жил» называется этот городок, а зрителю это  даже не важно, потому что, кажется, его название ни разу нигде и не звучит. Потому что это неважно. «Семейка Джонсов» не случайно в кавычках. Не только потому, что это название фильма - в кавычках она потому что …нет никакой семейки. Есть промо-группа, которая приезжает в городок  «играть семью с высокими стандартами потребления». Она играет и навязывает эти жизненные стандарты другим жителям городка. На людях – они все супер, а в закрытом «своем домике»(оплаченном фирмами по продвижению)они , конечно, говорят о процентах роста, о деловой этике. Ну, нельзя, например, даже играющей «дочь» домогаться  играющего «папу», нельзя «папе» ( Д. Духовны) по настоящему влюбляться в лидера группы (Деми Мур)… Господи! На хрен она похудела – така-а-ая стала. Хочется пожалеть. Близкие портретные съемки иногда просто жесть – совсем постарела.

 Так вот – постаревшая в блеске вещей и искусственных зубов Мур-лидер, гламур-«дети» и «папа» заставляют жителей небедного городка заниматься потре****ством по полной программе. Иезуитство маркетинговых ходов – все лучше, лучше, современнее, в долг, и так далее… Периодически, чтоб оттенить масштаб и силу промоутерского мастерства, как новую философию маркетинга и самой жизни «Семейки Джонсов», , рядышком показывают соседей «Джонсов» - семейную пару, заклинившуюся в низкой самооценке и на сетевом маркетинге (Гери Коул и Гленн Хедли)… Сетевой маркетинг – это особенно хорошо. Как человек, сам занимающийся сетевым, я подтверждаю – типажи выбраны очень удачно и «клиника» на успехе в критериях потре****ства  обозначена очень четко. На ЕДИНСТВЕННОМ понимании успеха и смысла жизни построена вся «школа лидерства». И это единственное – продажи, деньги – вещи. Адам Смит и предположить не мог, что из его формулы «товар-деньги-товар» можно сделать религию.

Сосед утопился. Долги задушили. Утянули, вернее… На дно собственного  бассейна. Где нашла его жена по выложенным « в дорожку к омуту» неоплаченным счетам.
Тут параллельно выясняется, что Джонс-папа вышел на первые места в группе по продажам и его хотят в фирме «женить» на другой и перевести в другую «семью», чтоб окучивать, значит, другой не бедный город. А любовь-то у него к маме-Джонс настоящая!! А мама-Джонс перед этим 12 «мужей» так побросала переходя по лидерской лестнице… «И тебя бросит,» - наставляет топ-менеджер головной фирмы, приехавшая Джонса перевербовывать… Но любовь…  Игра актеров, в которую веришь. Надо отметить, что «дети» Джонсов проходят как-то фоном. «Папа»-«мама» - тут вся игра и все мастерство (это я о ИГРЕ актеров, а не игре промо-группы).

Короче,Любовь, а тут утопленник. А тут скандал – «сын» геем оказался и роль спутал, «дочь» на женатого местного мужичка напала (с яхтой и упакованного, но кинувшего её после 2-3 развлекулок). Слезы, сопли, фингалы, сочувствие коллеги-«мамы». Простите, Лидера-«мамы»…
Но любовь… «Папа» не захотел быть папой ни в новом семействе, ни Лидером в новой промо-группе. Он сознается жителям города, что их «семья» - это игра, направленная на увеличение продаж товаров ведущих фирм. Жители в шоке…  «Семейка» смывается… Но остается повисшим вопрос – поедет ли  бывшая «мама» за настоящей любовью – за героем Дэвида Духовны, пригласившего её на знакомство к отцу-старику в Аризону? Почти евангельская развилка «оставь богатство свое и следуй за мной»… За Любовью. За Жизнью реальной, а не придуманной.

Чем закончился фильм, вы знаете или можете узнать. Меня поразила наша «поспешуствующая» критика. Как-то она загламурилась в потребительстве самого кино. Ну, например:
«Правда, если поднять кассовые сводки, выяснится, что американские зрители не пожелали знакомиться с "Семейкой Джонсов". Кому захочется смотреть в зеркало шириной с экран кинозала?». Или Kommersant.ru - Лидия Маслова: «Первое время "Семейка Джонсов" возбуждает любопытство. Поначалу все эти насмешки над обществом потребления не лишены забавности. Тревожные подозрения о том, что недостаточно злая и мизантропическая, но в целом удовлетворительная комедия собирается скиснуть в мелодраматическую простоквашу, закрадываются, когда в имитации семейного счастья мнимый муж заходит чересчур далеко и начинает целовать подставную жену все с большим, уже каким-то не совсем супружеским пылом. Несколько моментов злорадного удовольствия можно урвать от "Семейки Джонсов" ближе к финалу, когда идеальная семья на глазах начинает превращаться в дисфункциональную, но и этому процессу не хватает какого-то совсем уж забубенного гротеска вместо банального хеппи-энда».

…Короче, есть ещё много критических выпадов, но суть их почему-то одна – банален финал. Интересно, в критике евангелия они тоже бы написали о банальности?

…Фильм не скучен. Фильм многих будет раздражать (это зеркало). Фильм для российской провинции суперактуален, что б ни «чирикали» якобы продвинутые киноманы…Даже для Москвы он актуален. А то, что тема, якобы была важна до кризиса… Смешно. Смеш-но!!! Я у вас спросил – вы знаете, что такое маркетинг? Посмотрите фильм. Вам придется признать, что о маркетинге вы знаете мало…