Версии

Алексей Михайлович Бельмасов
   ГОВОРЯТ, ЧТО В МОСКВЕ КУР ДОЯТ, А К НАМ ПРИВЕЗУТ, ОНИ ТОЛЬКО ЯЙЦА НЕСУТ

   Было такое время, что в Москве действительно доили кур.  Но с тех пор так много воды утекло, что сейчас ни один нормальный человек не сможет как следует подоить курицу, потому что все приемы доения  забыты и утеряны во тьме веков.
   Однако, факт остается фактом и о нем сегодня свидетельствует название конфет «Птичье молоко», пришедшее к нам как раз от древних доярок. Но дело не в факте, а в пословице.
    Так вот: в то время, когда московские доярки умудрялись в день добывать по десять литров молока с одной курицы, рязанские доярки ничего, кроме  яиц вынуть из своих курей не могли. Рязанские мужики впопыхах между монголо-татарскими нашествиями требовали от своих жен птичьего молока, но те не отвечали взаимностью. Нередко дело доходило до мордобоя. Однако, и это не помогало.
   Тогда-то на Руси и появились первые челноки: ушлая рязанская молодежь, разбившись на группировки, начала совершать набеги на Москву. Они скупали московских кур, большими обозами привозили их в  Рязань и продавали по спекулятивной цене.
   Три месяца – июнь, июль и август – на московских курей в Рязани был большой спрос. Однако, через три месяца, когда все местные женщины не смогли у купленных куриц отыскать вымени, началась паника. Изо всех дворов стали слышаться робкие матерки. Семейный гнев рос и ширился, Дело наверняка дошло бы до поножовщины, если бы люди точно знали: кого им резать? Однако, виноватого во всей этой неразберихе найти не смогли. Резать было некого, и люди разошлись по другим делам.
   И вот как раз тут, на стыке мирной и военной жизни, кто-то из рязанских в сердцах сказал:  - Говорят, что в Москве кур доят, а к нам привезут, они только яйца несут!
   С той поры это высказывание на Руси так и живет. Ведь в нашем народе ничто не теряется – ни события, ни поговорки.