Барды. Части 3-4

Александр Сивухин
Часть 3.

«Фестиваль 2000»
(Командировка)

"...Вот мы боремся за право,
Право выбора в борьбе,
Вот мы гонимся за славой,
Слепо веря лишь судьбе..."


Небольшое отступление:
"Много советчиков, мало ответчиков", - этими словами из песни Кости хочется начать эту часть повествования. Шел процесс формирования предстоящей поездки. Естественно, в разговорах с друзьями эта тема периодически затрагивалась и обсуждалась. И вот тут совет одного знакомого сварщика - Сергея Кондрачука, который тоже увлекается сочинительством, пришелся кстати. Он подал идею поехать на фестиваль под видом командировки от завода. Но как это организовать? Для нас это было бы очень выгодно с материальной точки зрения. А почему и не попробовать?

И понеслось. Звоню в город Рубежное организатору фестиваля Андрею Жаркову, заявляю наше участие в фестивале на пять человек. Потом звоню, среди рабочего дня, в наш завком с просьбой оформить нам поездку на фестиваль как командировку, где дали добро, сказали, что оформят это как культурное мероприятие. Обещали дать автобус и даже выдать суточные, то есть поездка получалась для нас совершенно бесплатная. Все складывалось как нельзя лучше. Я оформил командировки на пять человек, правда, Виталик Минин - бард нашего клуба - поехать не смог, и мы остались вчетвером.
Вскоре, в день заезда, мы с гитарами, рюкзаками, в которых, естественно, были усиленные запасы провизии и согревающих напитков, теплые вещи и тетради с песнями, едем утром на свой завод, на котором работаем. В завкоме, как и обещали, дают нам автобус. А дальше садимся, едем. В общем, все как в сказке. По пути забираем в Лисичанске Валеру Кихтенко с видеокамерой.
И тут вдруг, еще в черте города Лисичанска, автобус, на котором мы едем, ломается. Сердце екнуло - осечка... Теперь придется добираться либо дизелем, либо на такси, либо рейсовым автобусом, в общем, масса неудобств. К счастью, поломка оказалась несложной - лопнул шланг маслонасоса.  Шофер автобуса нас успокоил, сказав, что быстренько смотается на автобазу, купит что надо, вернется, устранит неисправность, и поедем дальше. Обещание он свое выполнил, на все - про все ушло только два часа.
Ничего, времени у нас было достаточно, мы успевали к месту и времени сбора еще с большим запасом, поэтому не особенно беспокоились. Купили пива, соленых орешков, сигарет и, пока шофер ездил по своим делам, культурно провели время в автобусе, попивая пиво, репетируя песни, прогуливаясь по ближайшим  уличным  киоскам.

Часть 4.

«Фестиваль 2000».
(Наши барды)

Небольшое отступление:
"Нечаянно, негаданно пришла пора дороге дальней..." Вспомнили? Правильно! Юлий Ким. Вот так и в нашем случае. Нечаянно, негаданно завком несколько лет назад поручил мне организовать при заводе клуб авторской песни. И как меня туда занесло? Случайность или закономерность? То, что я пел песни под гитару еще со школьных лет это мелочи. Но вот, чтобы самому сочинять песни, этого у меня в мыслях не было. Пока не произошел ряд событий, связанных с этим клубом авторской песни. Неизбежное должно было случиться, и оно случилось!
Мы познакомились с человеком, который сочинял песни и "заразил" меня этим делом. Главное - захотеть! Начать. Потом, когда придет вкус и радость от творчества, этот процесс остановить уже невозможно.
Как я радовался своей первой песне! Гордость и радость бурлили во мне. Я сам сочинил песню! Радость длилась недели две. Потом исчезла. Песня мне надоела. Но зато тут же родилась вторая песня, которую я пел с удовольствием еще две недели. Как только песня мне надоедала, я сочинял себе новую. Процесс длился бесконечно и длится до сих пор. Своего рода наркомания. Потом появились стихи, баллады, проза. Этот дневник барда - результат движения в никуда.

Наша компания, которая отважилась ехать на фестиваль, собралась дружная, веселая, а иначе и быть не может у тех, кто не расстается с авторской песней. Мы давно знали друг друга по совместным выступлениям с концертами авторской песни у себя на заводе, на квартирных вечеринках, на турбазе. Официально называли себя как "Клуб авторской песни при ОАО "ЛИНОС" (Лисичанского Нефтеперерабатывающего Завода). Относились к этому легко, без напряжения, и, когда нас просили выступить где-то, на каком-то мероприятии, мы всегда соглашались. К счастью, это было не так часто, один - два раза в год по большим праздникам, что было для нас необременительно.
Я сочинял песни в свое удовольствие, пел их для себя, для друзей по работе, дома, на всех концертах, в которых мы участвовали, в общем, где придется. Так я совершенствовал свое мастерство. Иногда печатал свои стихи в заводской газете "Нефтехимик", так что начальство знало наши возможности и, по мере надобности, мне звонили и просили где-то выступить, считая меня руководителем этого клуба авторской песни. Нас было не так много. Основной костяк составляли мы с Сашей Макаренко. При желании могли бы собрать в свой круг человек семь- восемь, играющих на гитаре, но к этому не стремились и ограничивались составом четыре - пять человек, иногда и меньше.
Стаж нашего общения составлял около трех лет, так что мы знали друг друга хорошо. Из нашей компании только я и Валера Кихтенко пели свои песни. Макаренко Саша инженер, биохимик по профессии, предпочитал бардовскую классику: Визбора, Митяева, Иваси и других известных авторов. Вадим Тараненко - слесарь цеха водоснабжения, увлекается Розенбаумом, и с как таковой авторской песней раньше не пересекался. Я пригласил его поехать с нами с целью познакомить с этим миром. Я чувствовал, что ему тоже интересно, хотя сам он песен не пишет и поет, в основном, популярные песни, но некоторые произведения из его репертуара, исполненные под гитару, выглядели как бардовские.
 Валера Кихтенко начал писать стихи и песни гораздо раньше меня. В этом плане стаж у него был уже довольно солидный. Они начинали еще вместе с Костей Великандо, лет 15 назад. Поначалу ездили с ним вместе, потом Костя резко пошел в гору, много писал, выступал, несмотря на инвалидность. Кихтенко же относился к авторской песне как к хобби, основной упор делая на выполнение более прозаических жизненных вещей, таких как: учеба в институте журналистики, женитьба, квартира, карьера в работе. В общем, все как у всех. А по уровню мастерства в авторской песне он Косте, конечно, уступал.
 Хотя Костя сейчас уже не тот, что был раньше, но для нас он и до сегодняшнего дня является авторитетом, мэтром и корифеем, так как то, что он сотворил когда-то, из нас еще никто не превзошел, ни я, ни Валера Кихтенко. За исключением, быть может, Сергея Кощака, о котором речь пойдет впереди.
 По отношению к Косте, имея в виду его настоящее состояние беспробудного алкогольного опьянения и то, что он перестал писать стихи и сочинять песни, все равно иногда приходят на ум слова Пушкина: "Поверженный кумир - все Бог".
Я знал Костю мельком еще раньше – лет 20 назад - по его выступлениям в Лисичанском клубе авторской песни. Он уже тогда выделялся среди других бардов своими песнями по качеству и мастерству исполнения. И никак не предполагал, что судьба через много лет сведет нас снова.
Четыре года назад, при повторном знакомстве, он вызвал у меня такие чувства, как: уважение, дружеское участие, стремление к вершине. Своего рода пример барда. Несмотря на свою хромоту, он воспринимался нами как равный.
 Однажды, мы пригласили выступить его со своими песнями у нас на заводе, в красном уголке цеха, где я работаю. Концерт тогда провели на высоком организационном уровне. Было все: публика, зал, микрофоны, запись, потом банкет, такси. Концерт всем, а нам особенно, тогда понравился очень. Костя сам часто с удовольствием вспоминал это выступление. У меня до сих пор сохранилась кассета с записью того концерта, наверное, единственная на весь Лисичанск, так как остальные, вероятно, сгорели при пожаре у Кости.
Я иногда слушаю записи на этой кассете. На одну из его песен - "Олениха", я даже, тогда под восторженным впечатлением, сочинил продолжение - ответ, как это иногда делается среди бардов. С этой своей песней Костя, еще раньше, стал, по его рассказам, лауреатом Грушинского фестиваля в городе Самара. Точно не знаю, в каком году, кажется, где-то в восьмидесятом. Песня эта замечательная, романтичная, зовущая. Все, кто ее слышал, говорили, что это его лучшая песня. Вот слова из этой песни:

"...И не надо меня уговаривать,
Я сегодня уеду, конечно,
Вон туда, где рассветное зарево,
Где мятежность чиста и беспечна..."

Валера Кихтенко недавно выпустил книгу, вернее книжечку, своих стихов, под названием "Милениум". За свои деньги, конечно. Один экземпляр, с его автографом, есть и у меня. А надпись такая: "Сивухину Александру - романтику бардовских дорог, от автора". Вполне резонно, класс!
По поводу этой книги в литературных кругах нашего Лисичанска была в свое время шумная презентация. Стихи, надо признаться, высокого мастерства. Насколько я знаком с другими поэтами города Лисичанска, по материалам клуба поэзии "Исток", его стихи мне более по душе, хотя и не все. Года четыре назад, я читал почти все его стихотворения, вошедшие в сборник, в черновиках, в маленькой школьной тетрадочке, написанные от руки. Некоторые свои пометки я даже узнал в вышедшем сборнике.
А Костя до сих пор собирается выпускать свою книгу, а может, уже и нет, кто его знает? Мы с Сашей Макаренко предлагали ему свою помощь, в свое время, когда он еще что-то соображал, но он темнил, тянул резину, говорил про авторские права, может, боялся, что мы как-то используем его стихи, не знаю. Теперь они, наверное, сгорели вместе с его квартирой, когда был пожар.