Барды. Части 7-8

Александр Сивухин
Часть 7.

 «Фестиваль 2000»
 (Сергей)

Небольшое отступление:
Когда вас спросят: "Что на свете больше всего способствует тесному сближению, знакомству, любви и дружбе?" Вы начнете плести, наверное, про общие интересы, взгляды, увлечения, симпатию. Так вот, это все ерунда. Быстрее всего на свете сближает, знаете что? Правильно. Водка! Или вино. Но водка лучше.
Помните очереди за водкой в восьмидесятые годы? То-то же. Не зря Омар Хайям говорил: "Истина в вине!" Он, наверное, имел в виду, что без водки при встречах и знакомстве никак не обойтись. Волшебный напиток устраняет сразу все барьеры и все проблемы.
Правда, у индейцев племени "Аппачи", в свое время, этой же цели служила трубка мира.

А впрочем, все по порядку. Итак, мы  были первыми, кто прибыл на фестиваль на турбазу химкомбината "Заря". Подхватив свои рюкзаки и гитары, мы пошли поселяться в домики. Нас встретила кастелянша - хозяйка, женщина средних лет, деревенской наружности, с интересом поглядывающая на нас. Тут, видимо, все были в курсе дела, поэтому, без лишних проволочек, нам выдали ключи от домика, постельные принадлежности, взяв, правда, взамен наши паспорта. Несколько минут спустя, мы уже открывали двери, теперь уже своего на три дня, жилища. На первом этаже этого замечательного двухэтажного бунгало, когда мы зашли во внутрь, обнаружили как раз четыре койки, и нас было четверо - комплект!
У окна стоял обеденный, просторный стол, стулья и пара тумбочек. Вся обстановка нас вполне устраивала. Не долго думая, мы быстренько заправили койки и приступили к более приятным вещам, таким как - долгожданный обед, так как успели ощутимо проголодаться.
Не успели мы еще разлить по первой, как открывается дверь в наш домик и, так скромненько, осторожно входит тот парень, которого мы обогнали автобусом, когда он ехал по дороге на своем велосипеде с гитарой. А сейчас он был и без велосипеда, и без гитары, без ничего, в своем простом одеянии под туриста: штормовка, свитер, джинсы, кроссовки. Вся одежда была уже довольно поношенная. Собственно, так были одеты мы все, ведь знали, куда ехали.
Застенчивая улыбка играла на его лице, что-то в нем было симпатичное, но что-то и настораживало, может быть, неестественные морщинки вокруг рта и на щеках, на еще довольно-таки молодом лице, какие бывают или у наркоманов, или у горьких пьяниц, или у лиц, побывавших в заключении. Он поздоровался довольно официально: "Здравствуйте", так обычно здороваются деревенские жители, когда встречаются с городскими, скромно и официально, в то же время себе на уме. "Ребята, вы на фестиваль?" "Конечно" - ответили мы, "а мы тебя видели, когда обгоняли по дороге, проходи, садись с нами, перекусим, попоем песни". "Ребята, что вы, спасибо, я ведь непьющий". После таких его слов, мы его было уже зауважали, продолжали звать к столу. Но он быстренько развернулся, сказал: "Сейчас", и исчез.
Через пару минут возвратился, неся с собой бутылку самогонки. Пройдя к столу, поставил свою бутылку на стол, представился: "Сергей". Мы по очереди пожимали ему руки, называли себя, рассаживались за столом, оживленно готовились вкусно пообедать и расслабиться после дороги. Наливаем по первой, по второй. Весело, с аппетитом хрустим редиской, солеными огурцами, жуем сало, колбасу, запиваем пивом, минералкой, всем, что Бог послал. В процессе обеда рассказываем о себе, откуда мы прибыли, где работаем, какие поем песни. Сергей коротко рассказал, что он уже не раз участвовал в фестивалях, нигде не работает, живет за счет своего хозяйства и т.д.
Утолив голод, и уже в приподнятом настроении после третьей дозы самогоночки, поскольку водку никто из нас не признавал ввиду частых случаев отравления поддельной водкой, и мы верили только натуральному продукту собственного изготовления, очищенного особым образом и настоянного на травах, приступили к самому главному - песням.
Договорились петь по очереди, передавая гитару по кругу. Кстати, Сергей от самогонки отказываться не стал, и мы сразу поняли, что он непьющий помалу, и чуть было не купились на его уловку, когда он сказал, что не пьет. Как потом выяснилось, он такой же "непьющий", как и Костя Великандо.
Мы передавали гитару по кругу и пели песни из своего репертуара, какие исполняли уже не раз. Когда очередь дошла до Сергея, он сначала похвалил нашу гитару, кстати, свою он оставил у знакомого сторожа, где, видимо, и поселился. Потом, когда начал играть, мы заинтересовались его приемами аккомпанемента на гитаре: довольно-таки сложное наложение звуков, вплоть до щелчка, акцентирующего каждый такт. Песни были просты по тексту, лирические, про любовь в основном, слушались приятно, чем-то завораживали, своей, может быть, простотой и доступностью для понимания, а для нас - своей новизной:

"...В небе звездочка сверкнула,
Синей свечкою зажглась,
Лишь однажды ты взглянула,
В мое сердце ворвалась..."

Я не скажу, что его песни очаровали нас сразу, это случилось потом, когда оказалось, что из всех песен, которые мы услышали вообще на фестивале, его песни были самые оригинальные по текстам и по исполнению в сопровождении гитары, несмотря на свою простоту. По сравнению с другими песнями они выглядели как бы отдельно, обособленно. Песни же других участников казались вполне обыденными.
После третьего круга, когда гитара снова перешла к Сергею, мы все вчетвером единогласно присудили ему пальму первенства, отказавшись от своей очереди, решили слушать только его. И он пел много, с удовольствием, радовался, когда нам нравилось что-то из исполненного. Иногда прерывались, чтобы обратить свой взор и внимание к напиткам и закускам, которые на столе не убывали, поскольку рюкзаки у нас были еще в первозданном виде, а мы дома готовились основательно.
Прошло часа два, мы, наконец, устали, утолили свой голод и по еде, и по выпивке, и по песням, решили прогуляться по турбазе, оглядеться и готовиться встречать автобус с остальными участниками, который должен был скоро подъехать. Сергей ушел к своему знакомому сторожу добавлять. Мы договорились встретиться с ним вечером, взаимно оставшись довольные знакомством.



  Часть 8.

 «Фестиваль 2000»
 (Прибытие участников фестиваля)

Небольшое отступление:
Как Вы думаете - сколько человек нужно для хорошей компании? Уверен, что ответите: "Человек десять, двадцать". И снова не угадаете. Для хорошей компании собирается около трехсот тысяч. Как, например, это происходит иногда на Грушинском фестивале авторской песни в городе Самаре. На наш фестиваль в городе Рубежное собирается обычно человек двести, из них выступающих человек сорок, остальные - зрители.

Ожидание встречи с остальными участниками волновало нас. Валера Кихтенко пошел искать кухню, ставить чайник, а мы втроем - я, Вадим и Саша Макаренко решили обойти турбазу со стороны эстрады. Туда уже приехала машина с аппаратурой, техники устанавливали колонки, усилители, микрофоны, пульт. Пока мы гуляли по турбазе, все уже было готово. Из динамиков раздавалось пробное: раз-два, раз-два, еду по дрова, потом включили музыку.  Мы подошли к техникам, спросили, можно ли опробовать микрофоны и спеть что-нибудь. Они оживились и сказали, что не только можно, но и нужно. Я сбегал за гитарой, и мы по очереди, Вадим, Саша и я спели некоторые куплеты из своего репертуара. Звучание было великолепное, хотя и не такое как в зале Дома Культуры, все-таки открытая площадка, но нам понравилось. Оставшись довольны звучанием, мы вернулись к себе в домик, где Валера Кихтенко готовил видеокамеру для своего репортажа. Горячий чайник стоял уже на столе. На скорую руку выпив чай, мы поспешили на автобусную площадку, так как подходило время прибытия других делегаций и участников. Действительно, не прошло и пяти минут, как на дороге, ведущей к турбазе, показались два автобуса, полностью укомплектованные людьми. Автобусы остановились у ворот турбазы, и на асфальт стали выпрыгивать, выходить, выкатываться, как чертики из волшебной шкатулки, молодые, веселые, жизнерадостные человечки с гитарами, сумками, рюкзаками. Мальчишки, девчонки, мужики, женщины, высокие, низкие, модные и рваные. В общем, приехали те, кого мы ждали и хотели увидеть - наши люди, свои. Свои - это барды. Люди особого мира. Мира авторской песни, где все живут свободой и песней. Вот оно - счастливое мгновение!
Валера Кихтенко всех снимал на видеокамеру, перебегая от одного автобуса к другому. Тут были и сами организаторы фестиваля, которых мы уже видели в Доме Культуры, и делегации клубов авторской песни из Северодонецка, Рубежного, Харькова, Луганска и других городов, точно не помню каких. Были барды - одиночки, такие как Кощак, приехали и просто зрители. Из Харькова даже приехал детский клуб авторской песни. Для нас это были все новые люди, так как мы сами приехали на фестиваль в первый раз и никого не знали из других городов.