Массовка

Александр Победимский
****

Будучи студентом, я подрабатывал в театральной массовке. В финале пьесы, мы стояли в красноармейской форме, с винтовками, по трое, с двух сторон авансцены у кулис. Звучала «Вставай, страна огромная». Три раза гас и зажигался свет. При третьем - массовка в темноте  исчезала за кулисами, свет зажигался в последний раз и актеры оставались для поклонов. 
В первый же свой выход,  я  остался на сцене, так как ни одна сволочь меня не предупредила и раскланивался вместе с актерами. Затем, в нашу «тройку», первым, дальним от кулисы, поставили другого новичка - студента театрального института.  У кулисы –
штатный актер Б., из тех, что «Кушать подано!». Он должен головой отвечать за нас.
Будущий артист рванулся за кулису, когда лишь первый раз погас свет. Тут же встретил, вовремя выставленную, бригадирскую винтовку с отомкнутым штыком и  громкий, с четкой актерской дикцией, отборный красноармейский мат. 
          В раздевалке я спросил Б., что теперь с ним будет. «Не понял » - в ответ. Объяснил ему
суть вопроса. «Только ни кому не говори!» - взмолился он, побледнев. « Что толку не говорить? Ты ж это проорал на весь зал».
          Как потом оказалось, на это никто не обратил внимания. 
 
****
       В Западной Украине, в двух шагах от границы, снимался  фильм о войне. В обеденный перерыв, массовка в эсэсовской форме, со «шмастерами», на мотоциклах подкатила
к райцентровской пивной. Народу там было больше, чем на открытом партийном собрании.
И вдруг, в один момент, как по команде, мертвая тишина воцарилась в «пивняке». У всех, находившихся там, вдруг задрожали руки, расплескивая пиво.
Поняв, что «фрицы» жаждут того же что и все, мужики, несколько успокоились, 
расступились, пропуская  их  вперед. Через минуту-другую, аборигены райцентра начали, перебивая друг друга, предлагать  адреса коммунистов, активистов и евреев.
          « Я-я », - отвечали «фрицы», торопливо опоражнивая кружки.

1998г.