Опера Мулань

Валерий Донсков
В четверг был на опере. Я вообще в этом не очень.

 

   Ну, тут сказали Пекинская опера, и приготовился к бою литавр - дзинь-дзинь-дзинь. К тому, что ярко одетые актеры с крашенными зверскими лицами, с прикрепленными за спиной флажками бегают друг за другом и показывают свое искусство Ушу (ушу де гунгфу) и поют почти одними гласными неразбираемые древние китайские тексты. Так как я запомнил это, когда впервые увидел Пекинскую оперу в конце 80-х в Театре на Таганке.

  Для тех, кто совсем не в курсе делаю ещё одну подсказку, шепотом: Джеки Чан начинал в Пекинской опере.

 

  Легенде больше 2000 лет. Насколько я понял по выступлению на сцене нескольких поколений послов КНР в России и именно по ней сделан голливудский мультик «Мулан». Я его не видел. Думал это о лошади.

  Правильно  - «Мулань»! Русский язык с пока ещё не отмененным мягким знаком передает точнее, чем американский английский.

 

  Приятное удивление.

  Бескрайняя сцена Кремлевского дворца (Съездов). Широкий экран позади высоко над сценой. На нем проецируется красочные рисованные кадры похожие на мультяшные.  То - ветка магнолии. (Мулань по-китайски означает магнолия.) То Горы, то облака. То Великая Китайская стена – необозримое фортификационное сооружение, кстати, ни разу не сыгравшее своей роли.

 (Чингисхан обошел его, и взял Пекин в осаду. А после сдачи вырезал всех за то, что долго тянули. Такая вот странная китайская душа наших соседей и нелегкая история.)

 

  Экран – вместо декорации. На его фоне сделана сцена, на которую периодически выходят певцы в красивых одеждах, в количестве 1-6 человек. Ещё чуть ниже хор. Две группы по 27 человек в одинаковой, тоже под старину одежде. Эти стоя поют. Когда не поют – сидят. И уже на самой сцене дворца - непересчитываемый симфонический оркестр им. Рахманинова и дирижер китаец. Артисты ходят, махая вперед-назад прямыми руками при ходьбе, по сцене перед музыкантами и по лестничному маршу поднимаются наверх. Либо наоборот - спускаются. Если Вы не служили, напомню, у нас при строевой ходьбе кулак - прижимается к центру грудины и рука в этот момент – согнута в локте.

 

  Над всем этим под потолком сцены – большое табло! Почти на всю длину этой суперсцены. На нем в две строчки идет русский текст. Об опере, авторы, артисты и буквальный перевод того, что поют в данный момент, некими пояснениями. Шрифт большой, видно отовсюду и четко. Очень удобно!

 Русский текст оперы - вполне! Впечатляет. Художественные образы, ассоциации. Безбазара! Памятник доЖЖешной письменной культуры! Можно просто прочитать его и уже…

 

  Музыка – европейская, со слабыми китайскими мотивами, приятная и запоминающаяся.  Никаких дзинь-дзинь-дзинь, бум-бум-бум и тъяу-тьяу! В конце даже чуть-чуть рэп был.

  Голоса обалденные. У 100% китайцев со слухом проблем нет, так как язык – тональный. И нет такого диагноза – «нет слуха».

 

  Но вот!  Не хватает движения! Артисты зажаты. Минимум пластики, хотя чувствуется – и мечом махать могут, и в прыжке за ухом ногой почесать! Это не наши многоцентнерые оперные дивы а-ля Пласидо Доминго. Голос у них, видите ли, должен в чем-то держаться! В жиже жира, наверное? Вибрировать. Здесь чуваки и чувихи вполне и Лебединое озеро сбацать могут!

  Очень рекомендую тем, кто учит хань ю (китайский)! Это не Бэйдингдюй (Пекинскоая опера). Поют четко различимо на путунхуа (пекинский диалект). Перевод на табло буквален и соответствует тому, что поют.

 
Организовано всё МГБ, но прикрываются НОАК. Зачем?



  Общее впечатление на пятёрку со многими плюсами. Вот только бы за ухом ногой почесать? Хоть немного! Совсем чуть-чуть.

 

 

Краткое содержание оперы.

 

Две тыщи лет назад началась какая-то война. И одному аксакалу пришло 12(Двенадцать) повесток призывающих на службу.

  Почему 12? …Чтоб не забыл, наверное?

  Представляете, какой заход? 2000 лет назад уже были повестки! Каждый 12-тый откосил, чтобы развозить их! ...Или не так...? Сколько у них в армии народу? Туча? Вот умножьте на 12 – узнаете, сколько было вестовых. Не мудрено, что ошиблись. Вот писанина была! А Вы плачетесь по нашей бюрократии!

   ...Хотя чего странного? Умножьте население России на 12 и получите фактически численность населения Китая.

 

  Патриотизм был жуткий. Дочь аксакала сменила паранджу на латы и ушла в армию нахрен за отца! Уходили как навсегда, так как войны тогда были длинными и бесконечными. В нашем случае – 10 лет. Очень короткий блицкриг.

 

  Служила она отлично, соратников не бросала и дослужилась до генерала. Там у неё возникла обычная дружба и обычная любовь к однополчанам. В суматохе как-то никто и ничего не заметил! Даже когда её ранили!

 

   После ранения она вернулась домой. Прощаясь, она говорит корешу

- Если бы я был женщиной я бы с тобой…, я бы родила тебе …., и соткала…!

 

  Он вначале честно хотел ей в морду дать и очень сильно сердился. А затем тоже разомлел и сказал:

- Да! А вот если бы… ты был... женщиной, я купил бы тебе паланкин!

По-мужски так.

 

После войны, как и положено служаки заехали в гости, а там их корефан в юбке! Любовь морковь и групповуха, но один самец был всё-таки доминирующим, так что ни каких….

 

 Да есть такой момент. Они поют о зайцах. Сравнивая с ними героев. Не поймешь типа, кто из них прыгает, а кто скачет и кто есть кто. Мальчик или девочка. Так вот в Китае голубых на сленге зовут зайцами тхоу цзы. А тут в инете давеча орали многие о том, что запретили обращение «товарищ» (тхун джи) в Поднебесной.

  Ну, кто орал? Кто у нас в топе? Любители флеймить и поднимать толпу безмозглых тинейджеров. Кто зарабатывает на статистике. Да и журналюги с кривым китайским.

 

 Я в Китае не был, но подозрение возникает, что ошибочка тут.

 

Такая история.