А плеть хлестала и по нашим гнездам

Михаил Васьков
А ПЛЕТЬ ХЛЕСТАЛА И ПО НАШИМ ГНЕЗДАМ


   В наших родственных семьях было трое
репрессированных: по линии матери ее дядя
Харьков Александр Максимович;по линии
моей жены- ее дядя Васюхин Дмитрий Петрович,
и отец мужа сестры жены Кулыгин Филипп
Фомич.

   За что был арестован и сослан в лагеря
строить Беломоро-Балтийский канал Александр
Максимович. я не знаю.Он до ареста работал
главным инженером Ижевского мотоциклетного
завода.Лично с ним мне довелось встретиться
только один раз- в городе Медвежегорск
Карело-Финской АССР во время финской войны
1940 года.

   Мама работала в этом городе учительницей
средней школы. Жили мы в комнатушке
какого-то деревянного дома втроем: мама, я
и сестренка двух лет.Окно комнаты ночью было
занавешено: маскировка от самолетов.

  Александр Максимович каким-то образом узнал,
что в городе, где он работал инженером на
строительстве канала, живет и работает его
родная племянница.Он навестил нас с провожатым
зимой 1940 года.

  Мама была на работе, дома были я с сестрой.
Александр Максимович увидел томик пьес Шекспира,
который я читал(мне было 10 лет), и спросил, кто его
читает.Он заметил, что мне Шекспира читать рано.
Когда Александра Максимовича реабилитировали, он
снова работал на прежнем месте.
  Его сын Валерий непосредственно участвовал в
создании знаменитого автомата Калашникова,
работал научным консультантом.

   Васюхин Дмитрий Петрович попал в лагеря,
заболел и умер там совершенно ни за что, что-то   
одобрительное шутливое сказал о прежней царской
службе. У него было два сына- один-Герман
покойный, второй-Юрий живет в Днепропетровске.
Их одна вырастила и воспитала вдова Васюхина
Валентина Петровна, работавшая где-то
бухгалтером.
 
   Кулыгин Филипп Фомич отбывал ссылку в
сибирской тайге, без всяких суда и следствия,
даже дело на него не было заведено.
Был арестован по приказу какого-то прокурора,
которому Филипп Фомич отказался выписать
бесплатно стройматериал для личных нужд.

  Много лет он был расконвоирован и работал
по лесному делу.Семья с просьбой о
реабилитации обращалась к М.И.Калинину.
Его реабилитировали,рассчитались за
"вынужденный прогул".