Отче Сергий

Геннадий Травников
Что ни день, новые впечатления. Нет, всё же хорошо пройти школьную программу не один раз. Первое прочтение не оставляет сколь ни будь заметных следов в памяти.
 
 Стираются с годами  даты, персонажи, события. К тому же изучал я в четвёртом классе биографии пионеров-героев, а сейчас их и не помнит никто, но преподаются биографии святых старцев, тоже занятное чтение. Правды ещё меньше, чем про Павлика Морозова.

 
Вот дочка читает житие Сергия Радонежского, в школе задали. Описание изобилует такими подробностями, которых я и про себя не помню.
 О чём говорили родители Сергия, когда он был ещё Варфоломеем, даже о том, когда он ещё не родился, о том как встретился ему в лесу монах и дал просфорку в ответ на просьбу помочь в учении.
 И писал всё это человек, лишь через пятьдесят лет после смерти Сергия приехавший из Греции в монастырь, Пахомий Серб (Логофет).  Плодовитый писатель, написавший более десяти житий о тех, кого и не видел ни разу.

 Как ему верить? А кому ещё? Записи Епифания Премудрого, лично знавшего десять лет Сергия не сохранились, почему? Тёмное дело.
Особенно описания чудес, совершённых Сергием, повергают в суеверный трепет детскую душу и заставляют вглядываться в его икону.  Выкину образок, он душу детскую ложью развращает, а для начала уберу подальше.

Ведь чушь в основном там написана, в книгах этих. Жанр такой был, да и сейчас процветает, агиография называется.
Это, когда описание жизни человека составляется по воспоминаниям современников, переживших героя повествования, иногда переданных через несколько поколений.
   Как на этих воспоминаниях отражаются отношения между людьми, ни кого не интересует.
 Белые пятна во времени легко дополняются явными измышлениями, и ловко вплетаются в канву истории. Получается некая былина, со знаком плюс или минус, в зависимости от заказа.

Начало русской литературы. Наравне со сказками и отличаются только реальными персонажами. Все они написаны после смерти героев, чтобы проверить не смогли. Сводились по указанию церковного начальства в Четьи Минеи, огромные тома, и преследовали хоть и благородные, но сугубо политические цели.

Ложь, подобна сорняку, распространяется без подкормки и ухода.
Истину надо искать и искать, а ложь отовсюду сама лезет. Как проникнуть сквозь тьму столетий, когда ближайшее прошлое страны покрыто тайной? Как отделить правду ото лжи?

Как уберечь от неё ребёнка? Только разговаривая с ним и объясняя различные вещи, смысл которых он, пока, сам понять не может. Задача взрослого научит ребёнка думать и сопоставлять, если кого-то вообще можно этому научить.

Но сколько вокруг взрослых, ослеплённых подобными баснями!
Они уже слышать ни чего не хотят. Читают с удовольствием, и заставляют читать детей ,придуманные мастерами пера тексты и считают за умалишённых всех, кто проявляет хоть долю здравого смысла. Какая история, такая и страна. Или так везде? Страсть романтизировать и приукрашать свою историю.

Что - то нам ещё зададут по литературе? Поглядим.