С чего начинается родина?

Валерий Тытенко
…С горы Машук мне хорошо виднелись горные гряды Главного Кавказского хребта. Внизу, у ее подножья расположился утопающий в зелени город - курорт Пятигорск. Но я почему–то постоянно  думалось о далеком Забайкалье, где остались милые моему сердцу сопки и озера хрустальной чистоты. Ностальгия…
Домой – т. е. в Читу, вернулся, убежденный, что Забайкалье,  раньше бывшее для меня только некоторой  географической частью Сибири, стало постоянным причалом, к которому отныне я буду возвращаться всегда.
Случилось так, что, однажды расставшись с привычным бытием,  пришел к откровению,  у меня есть Родина, и ее потерять. Небрежно, случайно, но, если есть хотя бы малейший шанс вернуть ее себе, им обязательно воспользуешься. Что я и сделал...
Однажды, наблюдая за сменой молодежного караула на  посту номер один в парке Победы, подумал: «Вот этот мальчик, что остался один на один с голубым язычком Вечного Огня, по-своему понимает избитое в устах политиков и шелкоперов слово патриотизм. Оно для него, вероятнее всего, олицетворяет ответственность за землю русскую, которую сберегли советские воины, чьи имена вкраплены в гранитные плиты мемориала».
Мы все патриоты своего края, как тот кулик, который свое болото хвалит. И в этом нет ничего плохого, что, освободившись от идеологических оберток, сегодня мы возвращаемся к вечным ценностям человеческого бытия, к  пониманию, что земля, на которой ты родился и вырос, и прикипел душой навсегда, стала «землей обетованной»,  которую теперь обязан беречь и заботиться о том, чтобы дети и внуки приобрели на ней свою родину. От рождения до перехода в мир иной пройдут еще многие и многие годы, но духовный стержень останется неизменным.
Точно также, понимает смысл этого слова горец, для которого  всегда были превыше всех мировых ценностей исторические традиции его народа, и пришедший на его землю с оружием, будет для него чужом. Поэтому, и гремели кавказские войны, поэтому и прошлись огнем и мечом по этой земле гражданская, коллективизация, переселения и так далее, а ныне  проповедуется терпимость друг к другу. Значимость этого стала еще более очевидной, после того, как скороспелые российские  демократы разыграли чеченскую карту. И то, что 80 процентов народа этой маленькой республики после нескольких лет националистического угара проголосовали за суверенитет в составе России,  говорит, прежде всего, об извечной мудрости гордых кавказцев. Если не хочешь, чтобы тебя уничтожили, проповедуй мир.
Забайкальцам понять это не трудно: на древней земле тунгусов местные аборигены и пришлые люди, несмотря на различие в религиозных убеждениях, всегда жили в  мире, а сама мысль о кровавом и разорительном бунте показалась бы им дикой. Таежные племена не поддались на уговоры богатого цивилизованного по тем временам Китая, они сумели отстоять право на самобытность своей культуры, жить так, как им завещали предки. Не потому ли нынешняя помесь кровей русских, бурят и тунгусов слепила  твердый и живучий характер коренных забайкальцев, сами себя именуют «гуранами», и по - сыновьи влюблены в свою суровую мать - природу?
И в то же время весь мир знает значительную мощь и силу, которую они вложили в победу во время  Великой Отечественной войны. Это полки и соединения сибиряков, забайкальцев и дальневосточников громили фашистов на всех фронтах, а не злой Дед Мороз советским войскам помог, как, и по сей день, пытаются объяснить очередной русский феномен зарубежные историки. Не является секретом и тот факт, что под фашистскую власть добровольно ушло не мало людей из центральной и южной частей России. А среди сибиряков таковых не оказалось. И в чеченскую военную кампанию  забайкальцы так же не посрамили своего достоинства и чести, выполняя конституционный долг.
Существует мнение, что забайкальцы - народ исчезающий, и рано или поздно он вымрет от пьянства, и что наши земляки  бездельники. Как-то быстро забылось, что этот край был наводнен человеческим хламом: ссыльными уголовниками и тунеядцами, которых в свое время коммунистическая власть выселяла в канун московской олимпиады во времена правления Леонида  Брежнева. Немало осело здесь и беженцев  после  передела постсоветского пространства. Да и чего скрывать  сильно и страшно обидела казаков – забайкальцев большевистская власть во время гражданской войны, после которой зажиточные хозяева категорически не приняли душой и сердцем советский строй.
 Сказалось и то, что в семидесятые годы Забайкалье  стало оборонительным плацдармом на пути возможного наступления вероятного противника. Экономика области  фактически была сориентирована на Москву и армию. Доходило до казусов, когда Нерчинский и Борзинский мясокомбинаты отправляли всю продукцию высокого качество в столицу, а взамен получали свое же мясо по талонам. И так продолжалось многие - многие годы.
Забайкалье - край не востребованных возможностей, край практически нетронутых минеральных ресурсов, край волшебной природы, где по сей день сохранились минеральные чудо - источники, озера, наполненные хрустально чистой водой, и еще есть многое - многое другое, чему удивляются каждый раз туристы, приезжающие из центральной России и из - за рубежа.
Но пока это осталось только в теории. Экономически Забайкалье, всего лишь регион, ориентированный на дотации из центра. Изменить  положение дел коренным образом дел могут специалисты управленцы высокой квалификации, а не временщики, для которых административный ресурс - это  средство осуществления своих корыстных интересов. Протекционистская политика административных органов привела к обогащению отдельных личностей и дальнейшему обнищанию основной части населения.  Забайкальская земля нуждается не в экспериментах и реформах, а в опытных хозяйственниках, способных наращивать собственный хозяйственно-экономический потенциал в районах, и  каждом забайкальском селе  в отдельности, чтобы вывести людей из нищенского существования.
Местные муниципальные образования не должны выполнять роль пешек, только и умеющих, что испрашивать в федеральном центре деньги для разрешения назревших социальных проблем. Они обязаны реально создавать условия для проявления творческой активности граждан. Уметь  использовать административный потенциал и ресурсы местной  хозяйственной базы, поощрять развитие фермерства и личного подворья,  сохраняя одновременно и те коллективные предприятия, которые доказали свою состоятельность в условиях рыночной экономики. Определять отношения между городом и селом должен не перекупщик, обдирающий крестьянина, а  специалисты, организующие поставки продуктов, закупку и заготовку по справедливым ценам у крестьянских хозяйств.
 Давно пора восстановить поселковые и сельские  объекты культуры, вывести из рутины и заорганизованности   физкультуру и спорт, улучшить социальную обстановку в сельской местности, более предметно работать с пенсионерами и ветеранами. Особое внимание  –  малообеспеченным семьям, инвалидам, детям, оставшимся без родителей. Это далеко не весь перечень вопросов, решение которых позволит забайкальцам не потерять надежду на лучшее будущее.
Как свидетельствует беспристрастная статистика,  население Забайкалья пополняется не за счет повышения рождаемости, а, в основном, за счет военнослужащих, которые после увольнения в запас остаются на постоянное место жительства, беженцев и торговцев из ближнего зарубежья. А вот собственная молодежь, к сожалению,  осталась до сих пор не востребованной обществом, и большая ее часть даже не трудоустроена.
С чего начинается Родина?.. Наверное, все же с  простых людей, которые могут и должны стать хозяевами своей жизни, а не послушными исполнителями воли чиновников и сильных мира сего.  Не зависимо от возраста, должности и социального положения.
Большое видится издалека. А чтобы вознестись духом выше, нужны крылья, отчетливое видение перспективы,  твердость убеждений. Главное наследство  любого поколения забайкальцев, как и всех россиян, без которого не бывает продолжения рода, - это высокие морально–нравственные традиции и любовь к Родине. Не какая–то абстрактная, а личная твоя и моя любовь.