Давняя история

Сергей Полторацкий
Она позвонила мне на работу. Назвала свое имя и совсем не смутилась тому, что я не сразу ее узнал. Ведь наше знакомство случилось очень давно и при интересных обстоятельствах. Я тогда снова был  не женат, а в её активе было так мало прожитых лет, что милая малышка совсем не наталкивала на мысли об обустройстве личной жизни. Хотя…
Это случилось в ночь с 13 на 14 июля далекого 1994 года. Скорее даже не случилось, а просто произошло – так, рядовое происшествие. Наверное «происшествие» это даже громко сказано, просто курьез, эпизод из моей жизни, но очень хочется, чтобы он остался в моей памяти если не навсегда, то хотя бы надолго. И совсем не обязательно чтобы об этом знали многие. Пишу об этом, наверное, для того, чтобы потом, прочитав, лучше вспомнить, снова пережить яркие моменты той ночи. Итак:
Спокойная, теплая летняя ночь начиналась с проигрыша болгарской футбольной сборной итальянцам. Игра в рамках Чемпионата Мира. Не будучи ярым футбольным болельщиком,  матч смотрел ради того, чтобы скоротать вечер, и поэтому результат нисколько не трогал.
Звезд на небе не было, за исключением мерцающего огонька сигареты в руке. С балкона четвертого этажа уже не рассмотреть деталей улицы – так, размытые, темные очертания предметов. Тихо. Безветренно. Относительно спокойное внутреннее состояние.
Потихоньку в ночь вкрадывается детское хныканье. На улице ни души. Прислушавшись, понимаю: плачет ребенок у соседей этажом ниже. Мало - ли. Маленькие детки часто капризничают ночью, особенно когда болеют. Докурив, возвращаюсь с балкона в комнату, ложусь в постель. Завтра у меня выходной, и уже есть планы. Душно.
Теперь уже и в комнату, через открытую балконную дверь, слышен громкий детский плач. Выйдя на балкон, обращаю внимание, что маленькая зовет маму навзрыд. А настораживает то, что призывы остаются безответными, свет в квартире внизу не включают, и совсем никаких признаков присутствия взрослых.
Хлопнула дверь на моей лестничной площадке – соседи. Может нужна помощь? Торопливо впрыгиваю в спортивные брюки, натягиваю футболку. На удивление в подъезде никого, а как же дверь? Послышалось.
Палец слегка дрогнул прежде, чем нажать на кнопку звонка квартиры с номером 34, но уже сильный детский плач не наталкивает на хорошие мысли. Время 1:30. Звонок запел электронным голосом канарейки. Детские босые ножки быстро подбегают к двери и сквозь слезы всхлипывающий голос «… мама, открывай, заходи». Ясно – девочка дома одна.
Когда – то, пару раз встречался с ней и её родителями (молодой супружеской парой) на лестничном пролете. Дальше банального приветствия знакомство не продвигалось, да и зачем. А прошлой зимой даже поговорить получилось, правда, повод для беседы не из приятных – забыл в ванной закрыть кран и слегка замочил их потолок. За это получил конкретное предупреждение, но этим и отделался.
Сейчас уже не помню какими были мои первые слова, но реакция ребенка была вполне естественной: Плач утих, молчание, плавно перерастающее в напряжение и изредка прерываемое всхлипываниями. Присаживаюсь на корточки у двери и осторожно пытаюсь завязать разговор. Получается. Так и есть: «…ложилась спать мама и папа были дома, а проснулась – никого нет. Мне так страшно. Где они. А ты кто?».
Первый испуг у меня проходит, все не так уж плохо. Теперь нужно её успокоить.
- Ты знаешь, Солнышко, иди ложись в постельку и засыпай, а мама с папой скоро придут.
Босые ножки из коридора пошли вглубь комнаты и всхлипывания понесли с собой. Кто – бы мог подумать, что это Солнышко окажется именно таким. Всего несколько ступенек вверх одолел. Она снова подбегает к двери и в слезы. Возвращаюсь, а что делать? Разговор через дверь не закончен. Уговорами удается унять слезы, но договорились, что я не уйду. И вот теперь можно поулыбаться. Могу только представить, как она сидит под дверью! После очередного договора со своей ночной собеседницей поднимаюсь к себе за сигаретами  и запереть входную дверь, которая все это время была открыта настежь.
Потихоньку проникаемся доверием друг к другу. Я уже «комфортно» сижу на коврике, облокотившись спиной о мягкую обивку двери. Солнышко тоже не чувствует себя одинокой и оказывается на редкость словоохотливой. Ей уже целых четыре года, она даже в магазин за хлебом может сбегать, только чтобы магазин не через дорогу был. А её папа, когда был маленьким, ходил на рыбалку, и однажды упал в воду прямо одетый и с удочкой. А у подруги Юльки целых двое бус и два браслета, но она школьница уже, а вчера уехала в лагерь.
- А знаешь, я каталась на велосипеде и порвала зеленый сандаль!
- Не может быть!
- Да, я сейчас тебе покажу.
По движениям за дверью понимаю, что перебирается подставка для обуви, и делается это очень интенсивно.
- А, вот он, видишь, как разорвался, прямо пополам. Видишь?
- Да, вижу, и что теперь делать?
Она даже не сообразила, что через дверь мне ничего не видно. Потом «показывала» не только зеленый сандаль, но и какая большая у бабушки есть мама-кролица, и какие у нее маленькие детки-зайчата.
- А потом там завелась вооот такая крыса. Бабушка за ней бегала быстро, но крыса забежала в дырку, а бабушка не успела! А еще я видела как в Крыму петушка веревкой за заднюю ногу привязали и он так и бегал. Правда я в Крыму всех знаю, потому, что там родилась, и мама там родилась.
- Знаешь, а ты сходи на остановку, посмотри: мои мама с папой не приехали?
- Я могу сходить, только ты не плачь.
- Нет, ты на остановку не ходи, а выйди просто во двор.
- Я уже поднимаюсь, и сейчас схожу.
- Подожди!
- ?????
- Там в подъезде у тебя окно есть?
- Да.
- Ты тогда никуда не ходи, а смотри в окно, тебе ведь видно двор. А когда они будут идти домой – ты мне скажешь.
На том и договорились.
В соседней квартире часы пробили три раза. В пачке осталось всего пара сигарет, а когда закончится наша беседа – неизвестно. Я еще много интересного и забавного узнал от моей новой подружки. Судя по ее тону, ей было совсем не скучно, и даже интересно.
И вдруг мне стало обидно за себя. Все мы еще с детства знаем, что «делать добро» это хорошо, но почему-то если мы и делаем добро, то скорей чужим, мало знакомым людям, а тех, кто бок о бок живет рядом с нами, запросто можем сильно обидеть злым словом или необдуманным поступком. Да и видим в близких людях больше недостатков, чем есть на самом деле. И нередко такое отношение перерастает в пустые, но очень серьезные ссоры. Многое, очень многое уже не исправить, то время ушло в прошлое, и теперь оно против нас…
- …там был кот Маркиз, но он упал с балкона на землю, мне так жалко его было, я плакала.
К четырем часам я уже устал активно участвовать в разговоре, и только короткими фразами отвечал для того, чтобы девочка знала, что я не ушел. Один – два раза за все это время она просилась ко мне, и не без труда мне удалось объяснить, что мои ключи не откроют ее дверь. Я уже несколько раз менял положение, но все так – же сидел под дверью на коврике.
Родители поднимались тихим, но быстрым шагом. О чем – то тихо разговаривали. Мама шла первой. Увидев меня, сидящего под дверью, остановилась на середине пролета. Не могу сейчас сказать какие чувства выражало ее лицо, но сильного испуга не было. Поднявшись на ноги я поздоровался.
- Вот сидим, общаемся с вашей дочерью. Проснулась, начала плакать. Не переживайте – все в порядке.
И уже поднимаясь на свой этаж я услышал как быстро открылась дверь, радостное детское «МАМА!». Обернувшись, я мельком увидел, как мамино Солнышко в беленькой пижамке взлетело к ней на руки. Все было действительно в порядке.
- Спасибо Вам огромное, спасибо… заходите в любое время… извините, что… спасибо огромное…
Ей было сложно говорить, но те слова, которые она второпях нашла, скорей интонацией а не содержанием говорили о том как она волнуется.
«Все в порядке, не переживайте». Я отвечал уже со своего этажа, отпирая дверь. Они хорошие ребята, не думаю о них плохо, скорей даже немного завидую: есть своя дочь. Их дочь: его и ее. Этому стоит позавидовать доброй человеческой, как говорят, белой завистью.
Светало. Докуривая на балконе последнюю сигарету, вдруг вспомнил, что так и не спросил у своей собеседницы, как ее зовут. Ладно, как нибудь при встрече, а пока просто Солнышко. Время 4:30 – все завтрашние, нет, уже сегодняшние планы под угрозой срыва, ну и ладно. Не смертельно.
И уже засыпая в мягкой постели, вдруг вспомнил о том, какой все-таки твердый коврик лежит под их дверью. При случае посоветую купить помягче. Мало ли…?

P.S. Давайте будем добрее относиться друг к другу.
 

15.07.1994.
Сергей Полторацкий.