Klass. Обязательная программа

Роман Макаров
       -Мне войти или выйти?
       -Выходи.

       Художественный фильм "Класс" эстонского режиссера Ильмара Раага основан на реальных событиях, а именно - четвертой (всего лишь)  по величине школьной бойне в истории США, произошедшей 20 апреля  1999 года в штате Колорадо.
       И удивительное же дело: фильм, основанный на заведомо ложных и  извращенных Системой фактах, оказывается куда реальнее и правдивее  первоисточника.
       Я не спорю - куда как проще обвинить во всех смертных грехах  пресловутые "жестокие видеоигры", чем признать и принять реальность  как она есть. Среди конгрессменов и чиновников от образования  автоматом срабатывает "круговая порука". Та самая. Знакомая еще со  школьной скамьи. И так будет всегда.
       Не скажу, что "Класс" произвел на меня неизгладимое впечатление.  Безусловно, есть фильмы гораздо сильнее и жестче. 
       Однако он ценен для меня. Ценен именно потому, что правдив. В  нем ни на секунду невозможно усомниться.
       Игра актеров на достойном уровне. Конечно, дефицит бюджета  виден невооруженным глазом, но это придирки. Кое-кому не нравится  операторская работа. Уверяю вас, она более чем хороша, и отдельные  эпизоды тому подтверждение. Другое дело, что "Класс" - это  повседневность. В нем отсутствует "реализм" в кинематографическом  понимании. Это зарисовки, просто кадры, выдранные из жизни. В  жизни ведь нет места киношной красивости.
       Да, Германика явно не один раз пересматривала "Класс", прежде чем  взяться за "Школу". И был бы шедевр, имей Лера чувство вкуса и меры.
       Кое-кому непонятны мотивации Каспара, что само по себе есть  мозговой имбицилизм в последней стадии. Для особо одаренных в  самом начале фильма раскрывается как вариант мотивации особа по  имени Тэа.
       Но дело не в ней, нет. Все гораздо проще. Просто он такой, Каспар.  Простой деревенский парень, добрый, честный, поддавшийся было  стадному чувству. Но вовремя одумавшийся.
       Себе на беду.
       В реальной жизни героизм не вознаграждается. Он наказывается.
       Вообще, фильмы о подростковой жестокости почти всегда грешат  надуманностью и неправдоподобием, порой - утрированным  натурализмом. В картине Раага грань реализма не то чтобы соблюдена  идеально. Она и есть эта грань. Что, в свою очередь, делает ленту  уникальной в определенном смысле.
       Персонажи "Класса" - уже хрестоматийные. Они есть в каждой  школе, в любой школе. Характеры и личности "Класса" - это мы с вами.  Мы, до глубины наших кристально чистых душ возмущающиеся  школьным беспределом.
       А вспомните свою школу. И подумайте, есть ли чем вам гордиться.  Вот тут-то и незадача у нас вышла, ага? Скорее, мы стыдимся своих  светлых воспоминаний.
       Это было и будет всегда, детская жестокость - как армейская  дедовщина, явление естественное и неистребимое, пусть и тщательно  маскируемое чинушами.
       Кое-кто считает, что этот фильм нельзя показывать подросткам.  Авторитетно заявляю: полная чушь. Этот фильм НУЖНО показывать в  первую очередь именно им. Что, собственно, и делали уже в эстонских  школах. Эффект будет, я не сомневаюсь. И эффект положительный.
        Хочу привести небольшой отрывок из рецензии пользователя сайта  Kinopoisk под ником "Parking Link":
        "Дело в том, что в моей школе была та же атмосфера, что и в  учебном заведении из фильма. А многие герои имели своих двойников!  У нас были и бесхарактерный «ведомый», и зазнавшийся «крутой», и  его высокий друг, и безразличная ко всему готочка, и хитренький  волосатый парень (в лице автора этой рецензии), и, конечно, свой  Йозеп… Не было Каспара только".
        Не было. Такие персонажи, как Каспар, очень редки. Иногда я даже  сомневаюсь, существуют ли они вообще. Хотя... Благодаря "Классу" -  знаю: существуют.
        Повторюсь, фильм не шокировал и даже не вогнал меня в  получасовую депрессию. Он только оставил после себя странное сонное  впечатление и комок в горле.
        Сам фильм я вряд ли буду часто пересматривать. А вот финальную  сцену в школьной столовой - хоть каждый день. Смакуя каждый кадр,  перематывая назад особо понравившиеся моменты.
        Не потому, что я садист. Просто я обычный человек, который  верит в торжество справедливости. Даже если справедливость - это  обрезанный дробовик Stevens 311D.

Роман Макарoff                10.09.10г.