Сталин. Разведка. Начало войны 1941 г

Анатолий Клепов
               

«Примером возрастающих авторитарных методов, пользующихся поддержкой Путина и его партнеров, являет крах попыток российских властей прояснить историю ближайшего предвоенного периода, путем опубликованием относящихся к нему архивных материалов. Это позорный факт и плохая услуга российскому народу. Российское правительство должно сделать правду доступной и полностью открытой. Историки призывают сделать так.»
Такими словами заканчивается книга Дэвида Э. Мерфи «Что знал Сталин? Загадка плана Барбаросса», опубликованная издательством «Рейтар» в 2009 году.

Кто же такой Дэвид Э. Мерфи? В 1963-1968 гг. он руководил советским отделом ЦРУ, который в те времена был важнейшим в американской разведке. В своей книге Дэвид Э. Мерфи с профессиональной точки зрения оценивает деятельность советских разведок с 1939 по 1941 год. Дэвид Э. Мерфи был в СССР пять раз: в 1987, 1993, 1994, 1995, 2000 году.  Работал в соавторстве с генерал-лейтенантом С.А. Кондрашовым при написании книги «Поле битвы - Берлин» о деятельности ЦРУ в Берлине. Полная биография Сергея Александровича Кондрашова приведена на сайте СВР. Вот некоторые выписки из неё. 

С  октября 1953 года по 1955 год С. А. Кондрашов - 1-й секретарь посольства СССР в Великобритании, и.о. резидента. Это назначение было прямо связано с его предстоявшей работой со знаменитым советским агентом Джорджем Блейком, который в те годы занимал в британской разведке (SIS) должность заместителя начальника отдела, внедрявшего подслушивающую технику на советских объектах.

В книге Дэвида Э. Мерфи есть упоминание о том, что еще в 1940 году Разведуправление (РУ) Советского Союза   взломало британский код с помощью источников в лондонской резидентуре. Не помог ли в этом деле советской разведке Д. Блейк? После возвращения в Москву С.А. Кондрашев возглавил немецкий отдел ПГУ. С 1957 по 1962 год находился в Австрии в качестве заместителя резидента и резидента под прикрытием в должности 1-го секретаря посольства СССР. В 1978-1992 гг. -  старший консультант руководителей КГБ СССР по проблемам разведки и внешней политики.

 В дальнейшем - член государственной комиссии по рассекречиванию и публикации дипломатических документов СССР и России. Несомненно, консультант в лице генерал-лейтенанта разведки, к тому же тесно связанный с рассекречиванием российских архивов, мог существенно помочь Дэвиду Э. Мерфи в написании его книги. Ценность этой книги и заключается в том, что два профессиональных разведчика разных стран пытаются проанализировать непростую ситуацию.

Дело в том, что И. Сталин получал многочисленные доклады от своих разведслужб о возможном нападении Германии на СССР, но  полностью их игнорировал. Почему это происходило?  К сожалению американских разведчик в своей книге не дает такого важнейшего определения, как достоверность разведданных и их источников. Из-за этого у Дэвида Э. Мерфи нарушается объективность излагаемых фактов, которая в конечном итоге приводит его к сомнительным выводам. Читая книгу Дэвида Э. Мерфи «Что знал Сталин? Загадка плана Барбаросса» можно заметить, что он как бы полемизирует с мнением российского историка    Мельтюхова М.И., которое он изложил в своей статье «Советская разведка и проблема внезапного нападения.» Хотя и М.И. Мельтюхов тоже не дал определение  достоверных разведданные, которые могут способствовать  изменению  политического решения высшего  руководства страны.
   
Как пишет в предисловии Дэвид Э. Мерфи, целью издания книги было доказать, что в предвоенный период службы внутренней безопасности и внешней разведки много раз предупреждали советское руководство о неминуемом нападении Германии, но их сигналы игнорировали.  Также Дэвид Э. Мерфи рассказал, как трудно было получить доступ к советским архивам о деятельности внешней разведки в начале войны в 1941 году. Он пишет, что в мае 2003 года ему передали сообщение о том, что СВР ( Служба Внешней Разведки)  не раскрывает даже те документы, которые появились в сборнике «1941», так как они вновь засекречены.

Начало книги Дэвида Э. Мерфи очень интригующее. Он приводит текст докладной записки начальника внешней разведки НКГБ, в которой говорилось: «Все военные приготовления Германии для вооруженного выступления против Советского Союза закончены и ожидать удара можно в любое время». Источником был офицер разведки в министерстве авиации Г. Геринга. Жаль, что Дэвид Э. Мерфи не приводит в своей книге подробную биографию этого офицера военной разведки. В архивах советской разведки он проходил под псевдонимом «Старшина». А  его настоящая фамилия - Харро Шульце-Бойзен .

Он входил в состав известной «Красной Капеллы», самой крупной и эффективной советской разведывательной сети, действовавшей во время Второй Мировой войны в оккупированной фашистами Европе, в том числе в Берлине. Харро Шульце-Бойзен , немецкий аристократ, внучатый племянник знаменитого адмирала Тирпица, был женат на внучке князя Ойленбурга, приближенного маршала Г. Геринга, благодаря чему попал в институт им. Геринга ( Научно-исследовательское управление министерства авиации (FA), где проводили исследования в области криптографии и перехвата информации. В институте работало более 5000 человек! Несомненно, там хорошо знали обо всех особенностях функционирования криптографической машины «Энигма».

Дело в том, что Гитлер страшно боялся заговора военных, которые могли лишить его власти. Вот почему в криптографическом решении «Энигмы» использовался специальный код. С его помощью подразделения FA могли контролировать всю переписку вермахта, которая шифровалась «Энигмой». Вот этот код для расшифровки «Энигмы», вероятно, и передал в советскую разведку Харро Шульце-Бойзен . В книге  Девида Э. Мерфи написано, что РУ расшифровало германский код, получив на поле боя шифровальную машину «Энигма» в 1942г.

Это его утверждение маловероятно, так как известно,  что английские дешифровальщики бились над раскрытием секрета кода «Энигмы» многие годы (проект УЛЬТРА). Вычислительная техника в те годы была еще не очень высокопроизводительной. Для подтверждения этих сведений Дэвид Э. Мерфи ссылается на книгу Владимира Лота «Секретный фронт Генерального штаба».  Следует отметить, что после того, как советская разведка получила возможность дешифровать с помощью Харро Шульце-Бойзен  криптографическую машину «Энигма» и получать достоверную информацию о военно-политических планах Германии,  отношение И. Сталина к донесениям  Харро Шульце-Бойзен   кардинально измененилось.

 В  1942 году советский разведчик Кент (Анатолий Маркович Гуревич, последний из легендарной «Красной капеллы».) сообщил в Москву сведения, полученные от Харро Шульце-Бойзен  о том, что гитлеровское командование, отказавшись от идеи повторного удара по Москве, решило направить войска на Кавказ. Цель - завладеть богатым нефтью районом. За эту бесценную информацию, позволившую Красной Армии срочно перегруппировать войска и отразить удар противника, Кента благодарил лично И. Сталин.

Заметьте, не прошло и года, как И. Сталин изменил своё отношение к донесениям  Харро Шульце-Бойзен ! Многие скажут, что война изменила отношение И. Сталина к агентурным донесениям. И во многом будут не правы. И. Сталин никому полностью не доверял, в том числе своему ближайшему окружению, которое довольно часто менял.

Просто И. Сталин стал доверять  донесениям Харро Шульце-Бойзен , так как они подтверждались  информацией, полученной из расшифрованных сообщений «Энигмы». И такое доверие объясняется огромным опытом  работой И. Сталина с агентурой во время его революционной деятельности, а также борьбой против царской полиции. Он прекрасно был осведомлен о том, что такое провакации и каким образом вербуют агентов, которые порой работали не только на революционеров, но и на полицию.

Поэтому к агентуре, особенно зарубежной, он всегда относился с очень большим недоверием, как впрочем и другие главы государств того времени. А вот своим дешифровальщикам, которые работали под самым пристальным наблюдением НКВД, он доверял до 1937 г., когда он начал знаменитую чистку, что несомненно сказалась на эффективности работы криптографов. Чем интересна книга Девида  Э. Мерфи, что в ней можно найти подтверждение тому, что главы государств в те годы не очень доверяли агентуре и часто принимали важнейшие   политические решения только на основе информации, полученной из  перехваченных и дешифрованных сообщений противника.

В качестве примера можно привести рассуждения Дэвида Э. Мерфи о том, как в марте 1941 года американский торговый атташе в Берлине Сэм Э. Вудс получил информацию  о намерении Германии напасть на СССР.  Сначала эта информация не воспринималась серьезно в разведывательных кругах США.   Но после того, как в начале  1941 года её подтвердили американские дешифровальщики, которые читали шифрованную переписку между Токио и японским послом в Берлине,  Президент Рузвельт приказал информировать об этом И. Сталина. В телеграмме говорилось: «Правительство Соединенных Штатов, пытаясь оценить развитие в мире, получило информацию, которую считает достоверной, ясно указывающую на намерение  Германии напасть на Советский Союз». Резолюция И. Сталина на этой телеграмме была типичной «Провокация». Американцы не сообщили И. Сталину подробности того на основе каких выводов эту информацию считали достоверной.

А без этой существенной детали действительно трудно принять иное решение чем принял И. Сталин. История знает множество случаев подобных фактов. Например, накануне русско-японской войны Вильгельм II сообщает в своей шифрованной телеграмме Николаю II  дату начала войны c Японией, но с другой стороны за несколько дней до этого дает гарантии  Японии,  что будет придерживаться строго нейтралитета, если начнется война между Россией и Японией . Что и нужно было Японии для внезапного нападения на Россию. Поверил ли Николай II шифрованному письму Вильгельма II? Конечно, нет.

Теперь мы можем перейти к рассмотрению вопроса о том, каким сведениям доверяли руководители стран в период накануне Второй Мировой Войны.  Прочитав книгу Дэвида Э. Мерфи, можно сказать, что ни правительство США, ни правительство Великобритании полностью не доверяло агентурным сведениям. Обязательно должно быть подтверждение информации, полученной с помощью агентуры из дешифрованных сообщений противника.  Без этого подтверждения серьезные политические решения не принимали. Это касалось и  предупреждения И Сталину,  сделанные по указанию У. Черчилля через английского посла Идена о начале войны в 1941 году.  Эти сведения были получены из расшифрованной английскими дешифровальщиками немецкой переписки (проект «Ультра»). Однако англичане не хотели  сообщать И. Сталину, что они могут читать шифрованную германскую переписку  и скрывали от него источники получения сведений, объяснив ему, что сведения получены из  надежных агентурных источников. Конечно, И. Сталин не доверял никаким английским агентам. И правильно делал.

Большинство наших историков совершенно не понимают, на основании каких разведсведений  принимал важные  политические решения руководитель страны, каким источникам он доверял, а каким - нет. Особенно, следует учитывать то, что СССР  в то время был автократическим государством. Поэтому и возникает вопрос, почему И. Сталин не обратил  внимание на многочисленные агентурные донесения, в которых сообщалось о начале войны с Германией.  Объяснить это просто. Разгромив криптографию НКВД, он потерял возможность получать достоверную информацию из дешифрованных сообщений противника.

Это привело его к полнейшей «слепоте»: ему не представляли нужные для него разведданные, которым он мог полностью доверять и принимать правильные решения.  Остальным разведанным он просто не доверял. В  книге  Дэвида Э. Мерфи мы постоянно будем сталкиваться с этой проблемой достоверности разведывательных данных, которые представляли главам стран.  Но странное складывается впечатление от рассуждений Дэвида Э. Мерфи. Когда он описывает решения глав государств  Англии и США накануне войны, то  достоверность получаемой информации разведкой этих стран он всегда  подтверждает дешифрованные сообщениями  противника, а не только  информацией, полученной агентурным путем.

Среди всех разведдонесений, полученных И. Сталиным о возможности начала войны, нет ни одного, которое бы подтверждалось  расшифрованным  сообщением из Германии или Японии, как наиболее вероятных противников СССР. Складывается впечатление, что Дэвида Дэвид Э. Мерфи умышленно создавал из И. Сталина некого глупого маньяка, который  обрек страну на колоссальные людские потери. А если разобраться, то И. Сталин, Т. Рузвельт, У. Черчилль и А. Гитлер одинаково относились к разведывательным сведениям и доверяли только информации, полученной с помощью перехвата и дешифрования.

Несомненно, начальнику советского отдела ЦРУ необходимо было показывать огромную значимость агентурной работы. Но странно, почему он не пояснил о том, что он понимает под достоверными  разведданными. После прочтения его книги складывается впечатление, что  в СССР и США по-разному понимают, что  такое достоверные разведданные.  Автора книги  не удивляет, как  серьезно относится к получению достоверных разведданных Президент США Т. Рузвельт, а почему И. Сталин должен следовать другому принципу? Тоже самое можно сказать и об У. Черчилле. Он еще с периода Первой Мировой войны доверял только той информации, которая была  получена с помощью перехвата и дешифрования.  Агентурным сведениям он также мало доверял. Так что подход к достоверности разведданных у глав крупнейших стран мира был одинаков.

Следует заметить, что и А. Гитлер придерживался подобной позиции. Не зря же он задержал германские войска, которые были готовы вторгнуться в Польшу только из-за того, что получил дешифрованное сообщение Муссолини, в котором он высказывал колебание в поддержке действий А. Гитлера во вторжении в Польшу. И только когда Гитлеру удалось убедить Муссолини в своей правоте, то он приказал начать войну с Польшей.
В книге Д. Мэрфи несомненно представляет интерес хронология донесений советской  агентуры о начале войны с Германией.  Анализируя их, можно сделать вывод, что ни одно донесение советской агентуры не было подтверждено дешифрованными перехваченными сообщениями из Германии или Японии. 

Так что можно предположить, что накануне войны И. Сталина специально «ослепили», чтобы он не получал информацию из источников, которым он доверял – службы дешифрования НКВД и РУ. Почему это было сделано, это уже другой разговор. Но в истории многое повторяется. Перед началом войны России с Японией и Первой Мировой войны  задержка, а возможно, и искажение шифрованной информации привела к развязыванию войны. Косвенно  то, что И. Сталин был дезинформирован  советской разведкой  также подтверждается в книге Дэвида Э. Мерфи, в которой он рассказывает о сведениях, полученных из дешифрованных советских агентурных сообщений в результате проекта «Венона». Странно, что до сих пор считают, что их дешифрование стало возможно из-за ошибки советского шифровальщика в советском посольстве в США.

Если бы это было правдой, то этого шифровальщика давно бы расстреляли и об этом бы написали, так как первая же проверка использования  шифрблокнотов, которая проводится регулярно в посольствах показала бы несоответствие  переданных сообщений количеству использованных шифрблокнотов. Поэтому историкам еще предстоит выяснить точную дату, когда с помощью проекта «Венона» американские криптографы начали дешифровывать  советскую  шифрованную переписку.

Прочитав книгу Дэвида Э. Мерфи «Что знал Сталин? Загадка плана Барбаросса», вы узнаете мнение профессионального разведчика о том, каким путем получали разведдонесения, которые могли изменить политику  государств.  Многие наши историки понятия не имеют о достоверности информации разведданных, но зато строят делают в своих книгах  исторические выводы, основанные в большинстве случаев только на мемуарах или слухах государственных деятелей. 

Читая книгу  Дэвида Э. Мерфи невольно приходишь к выводу, он пытается убедить читателей, что В. Путин является продолжателем дела И. Сталина и его авантюрных методов правления. Они в конечном итоге могут привести к таким же ошибкам, которые сделал И. Сталин накануне войны. Однако, читая внимательно книгу Дэвида Э. Мерфи «Что знал Сталин? Загадка плана Барбаросса» читатель поймет, что Дэвид Э. Мерфи сознательно или по недомыслию делает ошибки при анализе деятельности И. Сталина накануне войны. Более того, он не рассказывает об экономическом развитии СССР с 1939 по 1941 год.

Именно в этот период Красная Армия была практически полностью перевооружена во многом  с помощью технологического оборудования, присланного из Германии. До этого почти 90% крупнейших промышленных объектов в СССР было построено при содействии США. 
Если читатели хотят более  подробно узнать о деятельности «Красной Капеллы», то рекомендую  книгу французского автора Ж. Перро «Красной Капеллы». Один из руководителей «Красной Капеллы» Леопольд Треппер написал книгу "Большая игра. Воспоминания советского разведчика". Она была издана в 1975 году в Париже, переведена на 17 языков, затем издавалась еще в 15 странах, в том числе в Советском Союзе,