Маркизианцы

Лисий Веер Ею
МАРКИЗИАНЦЫ (продолжение "САНЧО И "МАРК")



   Санчо хохочет, хлопает подвернувшегося зеваку по плечу и кидается в людскую гущу, откуда спустя несколько минут ласкающим слух возгласом: "Молодой человек! Не проходите мимо - купите книжки!" - вытягивает его старик-книгопродавец.
   - Что за книжки? - приятно удивлённый обращением старика интересуется Санчо.
   - Классика. Все в хорошем состоянии. Вот: Достоевский, Платонов, Толстой...
   Санчо киснет на глазах.
   - Чем больше я сталкиваюсь с этими гениями литературными, - заявляет он тоном возмущённого юноши, с некоторым даже дрожанием в голосе, - с этой богемой извращенческой, тем больше я их ненавижу. Вот спросить бы их: о чём они пекутся, к чему меня призывают? Что хорошего я из их творений чернушных почерпну? Один мне объясняет, как старушек топором рубить, да с пристрастием, с подробностями (что это -  учебник для душегубов?), другой варёную колбасу на гробе жены режет. Другого места не нашёл где порезать? Проголодался, вишь, он вследствие отсутствия хозяйки! Читать же такое невмоготу. Срамота! Садисты же они самые натуральные, а не классики! Они же мне заместо расслабухи крысу под кожу пускают. Больно так, что терпежу нет! Хочется взять автомат и расстрелять их всех к едрени матери! Ишь ты - жизнью удивили!
   - Да они пишут для души. Для сопереживания. Чтоб душа человеческая страданиями питалась и росла. Чтоб поплакали мы над чужой бедой и от того сами лучше сделались.
   - Поплакали? Посопереживали? Знаю я эту вашу тухлую теорию! И кто вам только её внушил?! Да я, может, столько бед и страданий видел-перевидел, сколько другому писателишке и не снилось! А вы сидите, значит, себе в тёплых квартирках, все в шоколаде, попиваете вискарь или, там, коньячок армяшского разлива - и рассуждаете о страданиях!? Только не нужны мне ваши выдуманные страдания, а не выдуманные - тем паче! Ни мне, ни большинству человечества! Так нет же - взгромоздились на хребет, как тля на берёзу, соки из меня сосут и навязывают мне же свои взгляды! Пушкиным в глаза тычут, а он, между прочим, задолжал кучу деньжищь - и в гроб, а жене с дитями расплачивайся!
   - А ведь Вы знаете, молодой человек, - поспешил вставить "свои пять копеек" старик, - не пришлось вдове Пушкина за его долги расплачиваться. Государь у нас тогда был хороший - все долги поэта покрыл.
   - Слыхал, и вдову его тоже! - не унимается Санчо.
   - Про сие ничего не знаю - история умалчивает!
   - Это у вас она умалчивает, а у нас она вопиет! А Достоевский? Так этот, вообще, чуть не до трусов проигрывался, - продолжает наступление Санчо.
   - Это он в Баден-Бадене не удержался! - живо откликнулся старик.
   - О-от! То есть нас, значит, учите, а у самих-то как с ответственностью дело обстоит? Нет ответа? А я усталый, убитый жизнью человек - я, может, и так страдаю каждый день, радости никакой, кроме случайного секса, не  знаю - меня побаловать, потешить надо; вы мне развлекухи дайте, изверги, попроще да посовременней, - чтоб я поплясал-попрыгал, похохотал над сальным анекдотцем и о своих-то страданиях хоть на миг позабыл. А от классики вашей - честно скажу - волосы на голове просто дыбом встают, седеют и вываливаются. Убиваете вы меня своими запредельными интеллектуальными нагрузками! Прочёл рассказ какой-нибудь - считай, год жизни долой! Прочёл повесть - три клади! Роман - пять лет списывай! А у меня жизнь одна - моя, любимая, хорошая, единственная - не могу я годами так лихо раскидываться. Да я-то что - не обо мне речь! - вы мне так всю Россию ополовините! Это я вам как государственник заявляю. В Китае ваше место! Туда вас заслать как диверсантов! Их половиньте, а наших-то зачем?! Ну?! - опровергайте! К чему мне читать дребедень вашу?
   - Добро ото зла отличать научитесь, молодой человек, чёрное от белого...
   - Оп-па, приехали! Да я и сам, без книжек знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Глупостями вашими по горло сыт!
   - Ну, если Вам наши так не по нутру, вот, пожалуйста: Шекспира возьмите...
   - О! Так этот, вообще, полный Йорик! Старьё невероятное, муть с элементами садо-мазо! Не спорю - может, кто от него какую радость и имеет... Какой-нибудь там студентишка-филолог или пациент психлечебницы... Но я-то тут при чём?!
   - А-а... Вы тогда хотя бы Евангелие почитайте, молодой человек. Для начала. Одолеете если, тогда для вас вся классическая литература как шкатулка с самоцветами откроется, всеми красками заиграет.
   - Какими красками!? Там же одно коричневое толстым слоем намазано, и ничего более. Ну, чёрноты ещё подбавлено. И всё! Нету там других красок. Пострадать им хочется... Записывайся, вон, на стройку или водилой в метро. Или: автомат тебе в руки - и айда на Кавказ. А потом я посмотрю, как ты классику-то почитаешь. Первым, поди, развлекухи потребуешь!  Кстати, слышали что-нибудь о серии "Ричард - длинные ноги"? Гая Юлия Орловского произведения?
   - Псевдоним?
   - Не знаю, не знаю. Мне это всё равно. Роли не играет. Я вот сейчас пятнадцатую книжку купил, а выйдет ещё как минимум семь! И всё прочту! Захватывает потому. Боевое фэнтези. Ещё я этим подзаправляюсь... Как бишь его?  Хлебников. То есть - тьфу! - какой Хлебников? - Хлебосолкин. Хлебопёкин. Хавкин. Нет. Не то. Сейчас вспомню... Похлёбкин! Точно - Похлёбкин! О жратве пишет. Энциклопедист. Вот они - писатели на века! А ты меня классикой своей погубить хочешь, последнюю радость отымаешь.
   - Всё не так!
   - Так, так... Я в литературе-то тоже кое-что кумекаю. Стою скалой, и не вам, бомонду марковскому, интеллигентам дурно пахнущим, меня разубедить! - заканчивает затянувшийся диалог Санчо и, вытянув как знамя уверенный кулак вверх, отходит от старика.

   Поначалу у меня сложилось о Санчо ложное впечатление как о пустопорожнем любителе торга. Однако кое-что он всё же покупал. То есть столько всего набирал, что к концу сессии "кое-что" уже не упихивалось в рюкзак.
   В тот раз приобрёл он куртку, тот самый алый шарф ("Только за пять!"), диски с музыкой и играми числом с полста, огромные чёрные с лоском наушники, радиоприёмник, дрель, вузовские ромбики, которые он упорно называл поплавками, запонки из дешёвых, моды давних шестидесятых годов, плюс отхватил у бомжей кухонный комбайн без пластиковой крышки за сто рублей, и как бонус они презентовали ему курительную трубку. Он долго примерялся к трубке, раздумывая брать - не брать, вертел её и так, и эдак, осматривал с пристрастием, скоблил, поглаживал, обнюхивал, засовывал липкий конец в рот, интересовался, похож ли он так на Есенина, затем отдавал весь набор обратно продавцам, вроде как отказываясь, отходил, подходил, снова совал мундштук в рот, прикусывал, посасывал, торговался, и наконец взял. В ответ на моё недоуменное: "Зачем тебе трубка?" - Санчо пояснил, что с недавних пор их собирает. Несколько десятков пережжённых и треснувших экземпляров якобы уже хранятся у него в ящике под кроватью, и в досужий час он вынимает какую-нибудь приглянувшуюся цацу с резной окантовкой, набивает её самым дешёвым, выковыренным из папирос табаком, расслабленно падает в кресло-качалку, что удачно пристроена у него у распахнутого настежь окна, и пыхтит себе не в затяжку, представляя себя то поэтом, то капитаном.

   Усталый, но довольный по окончании торговой сессии Санчо торжественно восходит на перрон. Скидывает с плеч набитый свежекупленным хламом рюкзак. Оборачивается лицом к стоящей у ограждения малолетней девочке азербайджанского типа, заговорщицки ей подмигивает и, тыча пальцем вниз, на лужу с млеющей в ней опустившейся личностью, на которую та девочка с задумчивым любопытством глазеет, весьма вежливо интересуется: "Что - папа?" -  скверно хихикает и отправляется восвояси.
   "Ну ты и накупил!"
   "Мало! - режет Санчо. - Одну ценную вещь упустил... Коробку насадок для вибратора... эх, тётка подсуетилась - из-под носа увела! Пока я торговался... - ну ты ж меня знаешь! А ведь копейки мужики просили - раз в десять дешевле, чем это добро в секс-шопе стоит... Свою хотел побаловать...Эх..."
   "Коробка хоть запечатана была?"
   "Да нет... А на что ты, кстати, грязно намекаешь? Что, пользовались, что ли? И что тут такого! - помыл и в дело!"
   "Интересно, сколько нам электрички ждать?"
   "Тоже мне - проблема! Пойди да посмотри. Лень? А мне вот не лень. На - покарауль пока."
   "Не понимаю - чего они..."
   "Ты о ком?"
   "Тише!"
   Санчо отмахнулся от меня полной ладонью и поспешил к расписанию. Собравшиеся на перроне о чём-то перешёптывались охая. Ветер доносил фразочки: "Она ещё дышит... Она ещё дышит..." - "Она что - стояла?" - "Летела! И прямо под колёса." "Ужас какой!"
   Метрах в двадцати от края перрона, ровно поперёк рельса, среди серой гальки, в луже неразборчиво-тёмного цвета лежало нечто, на первый взгляд напоминающее промокший мешок, на второй - большую сломанную куклу. Наряд выдавал профессиональную товарку: тенниска, свитер, куртка, из-под низа которой начинались штаны вроде треников, но далее ничего не следовало, потому что на этом месте туловище упиралось в рельс. Рядом валялась сумка на колёсиках, там же перетаптывалось несколько зевак. "Скорую" хоть вызвали?" - спросил я у старух. Те не ответили. "Так, значит... - провопил вновь возникший рядом Санчо. - Выяснил: поезд будет через сорок минут."  По другую сторону путей затормозила неотложка. "Тогда нам на автобус. Спускаемся. Переходим по мосткам... Направо не смотреть!" "А что там такое? Интересное что-нибудь?" Не получив ответа, Санчо потрусил к любопытствующим. "Ничего там интересного нет, уходим!" - крикнул я. Из неотложки выпрыгнули вальяжный врач и женщина-фельдшер, оба молодые ребята, голубые халаты. Подбежавший Санчо показал рукой куда тем идти. "А она, ведь, жива ещё. Без сознания, но кровь фонтанчиком брызгает. Но точно - не спасут. Рожа белая. Ну а если и спасут - что толку? Инвалидкой прозябать? Лучше уж... Да нет - кончается..." Санчо было не остановить - всю дорогу он пережёвывал детали увиденного и делал предположения, отчего и как всё случилось. "Как они сказали: "...сама под поезд бросилась?" Не заметила, наверное. И на ухо, поди, туга была, как все старухи. Вот так живёшь себе, живёшь, спешишь куда-то, подбрасываешь уголёк в топку, а как подумаешь - что нас ждёт за поворотом? - и понимаешь, что впереди только ямка или, того хуже, кирпичная стеночка... И всё ближе и ближе... Хочешь отвернуть, жмёшь по тормозам, а тепловоз уже набрал ход... Да..."


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (http://www.proza.ru/2011/05/06/544)