Что с нами происходит, или куда мы идем?

Михаил Анохин
 "Мартышка к старости слаба глазами стала, но от людей  она  слыхала,  что это зло не столь большой руки,  лишь стоит завести очки..."
 
И вот господа яковлевы и  горбачевы отправились на Запад и купили там "очки", то бишь, демократические принципы.  С благими, разумеется, намерениями сделали,  поскольку - "это зло не столь большой руки" и его можно поправить самым радикальным способом, то есть дать русскому,  а особливо другим народам России, права и свободы, столь успешно и плодотворно работающие там.   

"Очков она  с  полдюжины  достала" и даже в преамбуле Конституции все эти "очки" были самым тщательным  образом прописаны. Однако, как это издревле бывало на святой Руси - "гладко было на бумаге...", но забыли русскую психологию, русский характер, а если говорить более фундаментально, то забыли, что на Руси вот уже тысячу лет существует  православие,  следовательно, и православная мораль,  и этика,  которые ни коем образом не поддаются исправлению "демократическими очками", более того – эти очки ей прямо противопоказаны!

Эту "плодоносящую лозу" западной демократии прививали на Руси не первый раз и Петр,  и просвещенная Екатерина, где таской, где лаской пытались воспитать русское население,  или,  как  пишет историк,  "по крайней мере сделать из русских немцев, хотя бы плохих", но из русских не получалось даже "плохих немцев", более того, они от чего-то утрачивали при этой "прививки", даже то доброе и полезное,  что у них было от природы. И опять-таки, как пишет историк, "стояли в растерянности, ошеломленные от нахлынувших на них реформ". Поясняю - "ошеломить",  значит ударить по шлему воина так, чтобы он потерял сознание, или, по крайней мере, ориентацию во времени и пространстве.

Теперь чуть-чуть вернемся в прошлое,  в наше прошлое к событиям в Алма-Ате конца 1980 годов с тем, чтобы  понять отчего это я,  говоря о проблеме не усвоения русскими "демократических очков",  сказал -  "..а  особливо другим народам России".

И опять-таки, чтобы меня не обвинили в излюбленном нынешними властями деянии, то бишь в "разжигании национальной розни" процитирую очень даже националистически настроенного казахского поэта  Олжаса Сулейменова. Вот что он говорит насчет "демократических очков",  применительно к своему народу, которого он боготворит, как и положено человеку "помнящего свое родство". Цитирую:  "Пытаясь понять природу  массовости  извращений, которыми стал знаменит наш регион, мы старательно скрываем,  избегаем упоминать  одну  из  фундаментальнейших причин:  наши народы миновали стадию капиталистического развития, когда утрачиваются племенные, феодальные институты, формируется нация".

Понимает ли это Б.Ельцин,  когда, заигрывая с губернаторами сулит им права,  почти в тех же выражениях что в 1992 году - сколько "проглотите"?  Видимо, нет, как не понимают это его советники.  Впрочем, есть на это и другой ответ,  который дает самая  радикально  настроенная оппозиция: все, всё прекрасно понимают,  но от того, что в России нет правительства национальных интересов,  то  это ВСЁ делается с единственной целью – создать из России десяток удельных княжеств и новых  национальных  государственных образований. Вся проблема в ядерном оружии.  Косово - полигон для опробования этой технологии, технологии будущего расчленения России.  Нужно только взять под контроль ядерное оружие, или же придумать нечто  такое,  чтобы  гарантировало сто процентное подавление ядерного удара.
В подтверждении  этого  взгляда они цитируют Клинтона:
 "Мы должны принимать решительные меры в поддержку борьбы с попытками повернуть демократию вспять",  а чтобы и вовсе не было ни каких сомнений относительно того,  какие  же государства имеет в виду господин президент США, продолжают цитирование доклада "Стратегия  национальной безопасности  США для нового столетия:  "Стабильность и процветание демократии на Кавказе и в Средней Азии  помогут  обеспечить стабильность и безопасность от Средиземноморья до Китая и обеспечат ускоренную  разведку  и доставку  на  международные  рынки больших запасов каспийской нефти и  газа  -  с  существенным  коммерческим участием США"

На этом можно поставить точку. Этого, собственно говоря,  достаточно для вдумчивого  читателя,  способного самостоятельно "разгрызать орешки" геополитики. Мне, хотелось бы продолжить "странствия по душам  народов  и государств",  заглянуть по глубже,  заглянуть в суть, в самую сутеньку этого противостояния Запада  и  Востока. Ведь не может  быть так: "мы святы, а все остальные - супостаты!" Должны же быть  какие-то  корневые  причины, порождающие это противостояние, длящееся вот уже тысячу лет со времен первых крестовых походов.
Не вчера  началось,  не вчера и даже не позавчера,  а значительно раньше, когда мать Исаака и Исава – Ревекка обманом  получила благословение для своего любимого сына.  Так Бог предпочел  земледельца  Исаака,  скотоводу Исаву,  хотя мясо было куда "вкуснее",  чем "плоды земли".
Есть что-то бескровное, пресное в западной цивилизации  при  всей  её кажущейся полноте,  эта "преснота" жизни ощущается не сразу, но уже через год, полгода начинает сосать и подташнивать от "плодов земли",  кто "мясное" кушал. Безумие охватывает тех, кто от рождения "мясо"  не ел и тогда не находя "мяса" совершают массовые убийства и самоубийства,  которые не возможно  себе представить на скотоводческом Востоке. И представить-то себе невозможно только потому, что там "кровь" и "мясо" обычная пища,  ведь не дивимся же мы тому, что тигр или пантера убивает и поедает косулю, но весь ужас заключается в том, когда косуля обезумевает и начинает жаждать мяса.

Тот, кто  не  способен разглядеть за мифом фундаментальные,  мировые и даже вселенские законы, тот обречен барахтаться в вечно меняющейся,  текучей "злобе дня", в этой плодоносной пене бытия, не понимая от чего она, то скудеет,  то наполняется жизненной энергией: то её потрясают войны, мор; то наступают дни мира и песен.

Земледельческий Запад  и скотоводческий Восток – две самостоятельных ветви человеческой цивилизации.  "День" и  "ночь" со своими пограничными состояниями.  Народами "срединными", так сказать представляющими собой - "утро" и  "вечер" человечества.  Две души единого общечеловеческого тела (суток), которое разрывается этими народами в соперничестве. У каждого своя правда и отправление этой правды – справедливость.

Если теперь  подняться от этих фундаментальных причин к столь же фундаментальным следствиям,  следствиям первого уровня, то мы должны посмотреть на то, что принято называть "прогрессом",  то есть на развитие  производительных сил и на изменения, вызванные ими,  в производственных отношениях.

Опуская всю марксовую диалектику этого развития, остановим свой взгляд  на  дне  сегодняшнем  и  зададимся простым,  как  гвоздь вопросом;  какая производительная сила пришла в мир в конце этого тысячелетия? Сила неизвестная ни Марксу, ни тем русским и даже западным философам (М, Штирнер, О.Шпенглер) которые предрекали "Закат Европы"?

Очевидно, что эта сила имеет общее название  -  "информационные  технологии".  Это не только автоматизированные заводы, компьютеры,  глобальная  информационная связь типа "Интернета", но и способность управлять психикой масс,  создавать идолов и кумиров, управлять потребительским  спросом,  формировать  морально-этические нормы.  Эти технологии в десятки,  в сотни раз повышают производительность труда и самое главное,  повышают коэффициент использования природных ресурсов.

Более того – нынешняя цивилизация погибнет, если потребление ресурсов перестанет увеличиваться по экспоненте! Больше всего боится нынешняя цивилизация остановки конвейера: сырье-производство товар. Чтобы конвейер не остановился - нужны два условия: первое источники ресурсов, второе потребление произведенных товаров. Конвейер тем быстрее бежит, чем быстрее произведенные товары уничтожаются потребительским спросом.

Информационные технологии требуют  изменения  производственных отношений, и это требование оформилось,  как международное разделение труда, своего рода специализация в сфере производства.  Но и этого не достаточно для эффективного  использования  потенциала  информационных технологий - оно требует международной унификации законодательства и морально-этических норм. Очевидно же, что закон только  тогда действенен,  когда он отражает,  несет в себе эти,  общепринятые нормы.  Все что мешает развитию информационных технологий,  воспринимается как варварство,  отсталость,  недоразвитость и требует,  соответственно - "просвещения". 

Так "просвещали" инков,  атцеков,  индейцев срединной и Северной Америки, аборигенов Австралии и народы Африки, отчего бы не "просветить" и наиболее продвинутые к западным ценностям  народы  России?  Ведь  кто-нибудь, да и уцелеет от этого "просвещения"?

Так мы возвращаемся к тому, с чего начали,  то есть к "демократическим  очкам",  которые  не   воспринимаются русским  народом,  а тем более не могут быть восприняты народами,  как верно сказал  Олжас  Сулейменов:  "...не прошедшие стадию капиталистического развития, когда утрачиваются племенные, феодальные институты, формируется нация".

Как же на это реагируют прогрессисты, они же демолюбы, они же либералы? А вот так примерно: не успели, не сформировались - ваша вина, прогресс не может допустить того, чтобы ресурсы территорий, которыми владеют "недоразвитые",  использовалась не эффективно!

 Есть несколько   способов  "овладения"  территориями "недоразвитых" все они в той или иной степени дополняют друг  друга;  подкупить родоплеменных и клановых вождей побрякушками цивилизации и взять в выучку их детей, остальным определить место в резервациях,  как экзотические экспонаты для туристов, всемерно сдерживая их воспроизводство.  На  цивилизованном языке это называется -  "культурная автономия" и "политика планирования семьи".

 Не  следует  думать, что это новейшее изобретение американцев,  Европа  давно  и  успешно  прошла  эту  стадию "...когда  утрачиваются  феодальные  институты..",  нет фламандцев,  гасконцев, норманнов, бургунцев – остались разве что названия.    
Русские, мягче, но также ассимилировали и сами растворились в народах от Карпат до  Тихого  океана.  Где они шестьдесят летописных племен вошедших в княжество Владимира? Кто сейчас помнит: мурому, мерь,  древлян,  полян, дреговичей, северян, кривичей и т.д.  Так что слияние народов и языков идет беспрерывно тысячи  лет с тех библейских времен,  когда Бог "смешал языки". 
   
Это и есть то,  что принято называть "прогрессом", цивилизацией и что из того, что утрачивается разнообразие человеческой популяции,  культуры - есть сила, которую  невозможно  преодолеть  человеку и эта сила он сам. Ведь для того чтобы опрокинуть цивилизацию, следует отвергнуть плоды её, преодолеть в себе самом искушение: хорошо одеваться, меньше работать, но хорошо есть, иметь это и еще то, и другое, и третье.   
         
Если на минутку представить невероятное, что такие люди, психологически отвергающие "хлеб" дармовой и предпочитающие "хлеб" добытый в тяжком труде,  появились бы, то на них станут смотреть как на святых, или сумасшедших, что в глазах просвещенного человечества – одно и тоже. Таких непременно поместят в зоопарки мира.  Человечество обречено на цивилизацию и "прогресс",  а те народы, которые отстали в своем развитии,  обречены на "просвещение". Народа упорно сопротивляющиеся прогрессу,  как видим,  цивилизованные государства, "цивилизованно" бомбят. То есть точечно и дистанционно. Да и как не бомбить,  когда  в Косово мировые запасы хромистых руд!

Если сорвать все блестящие побрякушки и пропагандистские одежды с западной цивилизации, то под ними мы увидим удивительно простую и не замысловатую формулу  жизни: 
"Я в тебе ничего не признаю и не уважаю,  ни собственника, ни бедняка, ни человека - я тебя потребляю. Я нахожу,  что соль придает моей пище вкус, и потому солю её, в рыбе я вижу питательный материал, и потому ем её, в  тебе я открываю способность скрашивать мою жизнь,  и потому выбираю тебя в товарищи.  Или,  на соли я изучаю кристаллизацию,  на рыбе - животных,  на тебе - людей и т.п.  Ты для меня именно то, что ты есть - мой предмет, как мой предмет - моя собственность". (Макс Штирнер.)

Вот и  всё,  а Восток все о душе,  да о душе,  когда всего-то - "соль" и "пища",  в лучшем случае - "скрашивает мою жизнь".

Человек похваляется умением логически  мыслить,  но вот, на государственном уровне, принимаются атеистические представления о мире, но ни каких логических заключений из этого не делается или делаются на столько примитивные и отупляюще жестокие,  что сердце заходится  в гневе, когда читаешь все эти бесконечные описание расстрелов священников и разрушение храмов.
 
Сейчас чуть ли не государственной идеологией стало православие,  а выводов из этого факта  опять-таки  нет,  или  же  выводы столь примитивные, как и раньше: храм построим и духовность тут же и прирастет!  Словно на  Руси  недоставало храмов перед революцией.

Мировая практика конца двадцатого века наглядно показала,  что миром правят не идеи, хотя бы такие, близкие сердцу западной цивилизации,  как "права  человека",  а все та же грубая сила.  Стабильность миропорядка,  есть отражение баланса,  вовсе не идей,  а сил, как это было всегда в истории человечества.  Точнее говоря, идеи без силы - ничто и если принять за "идею" прогресс,  то  не много же он, оказывается, стоит, без грубой силы.

Часто современные идеи всего лишь "упаковка",  личина, которую надевают на себя древние,  хтонические силы,  так и не побежденные,  не изгнанные из мира,  ни Зевсом,  ни Иеговой, ни Христом,  ни Буддой. Они проникают в нас из глубины души, которая как известно «не бывает пустой».

Вначале они овладевают нашими эмоциями,  а потом  и  тем поверхностным слоем мышления, которое в просторечии называется - "здравым смыслом". Это они создают мифологию прогресса,  идею потребления и множество других,  из этого сорта идей.
Национальная идея, или  религия народа - есть  восприятие им не только своей личной обособленности,  своей неповторимости и уникальности, но и возможно, некой вселенской  задачи возложенной промыслом божьим на этот народ.

Когда политические и социальные институты совершают насилие  над народом,  навязывая "лучшее",  но совершенно чуждое, тогда теряется осознанное и осмысленное течение жизни.  Разрыв  между "пленкой сознания" и его глубиной становиться трагически непереносимым, происходит психологический  слом,  массовый  невроз  народа,  тот самый "бунт", который потряс Пушкина.

Карл Юнг установил:  когда сознательное терпит постоянные неудачи в поисках ценностей, поиски эти переходят на уровень подсознания; если же и там подстерегает неудача, то оно обращается к коллективному подсознанию, то есть к неосмысленному,  но ощущаемому чувственно.
В послевоенный  период  бывшие  нацисты пережили подобную стадию углубления в древние архитипы сознания.  Даже их сны отливались в образы древнегерманских мифов. В какие же древние сны отливается сейчас  сознание  русских?  В каких  древних архитипах оно находит своё психологическое разрешение и утверждение? 
А мы чего-то блеем и мычим о русском фашизме? Похоже на то, что нами овладели древние архитипы, навязанные нашему сознанию современными сказочниками от фантазий! Вопрос о том из каких омутов они черпают вдохновение, а по правде сказать – какой дух их вдохновил на это?  Ответ известен.

Я не знаю чем окончится это противостояние  Запада  и Востока,  тем ли чем закончился конфликт между Авелем и Каином - этими первенцами   человеческой цивилизации. 

Такая  задача вовсе и не по силам мне,  я хотел только одного - показать всю глубину и сложность самого вопроса  и подтолкнуть вдумчивого читателя к собственным выводам,  к собственному выбору жизненной стратегии и пониманию того, что с нами происходит, и куда мы идем.
                1999.-2010г.г.